Идея народности в педагогическом наследии Среднеазиатских учёных просветителей: Аль-Фараби, М. Кашгари, Ю. Баласагуни

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:54, реферат

Описание работы

Народная педагогика — это вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов, мнений и убеждений, а также навыков и приемов народа по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве. Это и менталитет нации по отношению к подрастающему поколению, и воспитательные традиции в семье и обществе, и связь и преемственность поколений.

Работа содержит 1 файл

этно срс4.docx

— 23.63 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. АКАДЕМИКА  М. КОЗЫБАЕВА

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа студента №4:

«Идея народности в педагогическом наследии Среднеазиатских  учёных просветителей: Аль-Фараби, М. Кашгари, Ю. Баласагуни

 

По дисциплине: ЭТНОПЕДАГОГИКА

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент(ка) гр. ИЯ-11-1

                                                                                        Мороз В.П.

                                                                                        Проверил:  доцент, кандидат наук,                                                                                                 зав.каф. «Педагогика» Иманов А.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петропавловск 2013

«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

В.Г.Белинский

 

 

 Народная педагогика — это вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов, мнений и убеждений, а также навыков и приемов народа по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве. Это и менталитет нации по отношению к подрастающему поколению, и воспитательные традиции в семье и обществе, и связь и преемственность поколений.

Педагогические идеи народного  воспитания в основном сходятся на необходимости использования именно влияния фольклора на внутренний мир человека.

Причина этого лежит  в том, что существует несколько  целей, особенно важных для воспитания подрастающего поколения. Обязательно необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной  культуры, приобщать детей к духовным ценностям родного народа, воспитывать в детях чувство национального достоинства. Не менее важно приобщать детей к ценностям народной  культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям различных народов, что положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.

История же развития педагогической культуры казахского народа уходит в глубь веков. Основываясь на общих закономерностях развития истории Казахстана, условно выделяется три основных периода становления педагогической мысли, соответствующие основным этапам общественного прогресса народов этого региона.

Первый период — ее истоки, первоначальные этапы  зарождения, ведущие отсчет с VI по XV вв. (древнетюркские письменные памятники, наследие аль-Фараби, творения поэтов-мыслителей эпохи распада Золотой Орды). Сюда же входит и казахская народная педагогика.

Второй период — развитие педагогической мысли  — связан с моментом образования  казахского ханства — государства  раннефеодального типа (первая половина XV в.).

Третий период - развитие педагогической мысли Казахстана после свершения Октябрьского переворота в России и до наших дней, периода  приобретения суверенитета и независимости  Республики Казахстан

На протяжении длительной истории жители степных  просторов накопили богатый опыт воспитания подрастающих поколений, и  такие имена как Аль-Фараби, Махмуд Кашгари ,Юсуф Баласагуни на сегодняшний день известны буквально каждому. Мы знаем их как видных учёных и исследователей своего времени, но каков же их вклад в педагогику?

Великий ученый-энциклопедист, уроженец казахской степи Абу Наср Аль-Фараби (870—950) ещё в IX—X вв. выступал с системой психолого-педагогических воззрений.

Педагогические взгляды  Фараби, насыщенные гуманистическими идеями, многоаспектны, они разбросаны в многочисленных трактатах («Афоризмы государственного деятеля», «Указание пути к счастью», «Гражданская политика», «Риторика», «Об искусстве поэзии», «Большая книга о музыке» и т. д.).

Большое место  в них отводилось дидактике и  методике обучения, говорилось о доступности, прочности, системности, наглядности  обучения, об активности и целеустремленности обучающегося. Анализировались некоторые педагогические понятия (навыки, привычки, способности, характер и др.), приемы и методы воспитания (убеждение, самовнушение, принуждение и др.). Особо подчеркивалось, что система политических и гражданских наук, этика и педагогика выступают ведущими отраслями знания, полезными всем без исключения.

«Обучение —  это наделение теоретическими добродетелями  народов. Воспитание — это способ наделения городов эстетическими  добродетелями и искусствами, основанными  на знаниях. Обучение осуществляется путем  устной речи, передачей знаний, научением, а воспитание — путем практической работы и опытом» - вот взгляд самого Аль-Фараби на происходящее.

Учение Фараби повлияло на последующее развитие философской и психолого-педагогической мысли народов Средней Азии и Казахстана. Его влияние было многосторонним и длительным: в период X—XV вв. в Средней Азии и Казахстане появилось немало ценных учебных пособий по математике, логике, этике для учащихся мектебов и медресе.

В XI—XII вв. широкое распространение  получают этико-педагогические трактаты, написанные местными авторами (Ю. Баласагуни, М. Кашгари, А. Югнаки, А. Ясави и др.).

Большой вклад  Ю.Баласагунский внес в разработку вопросов нравственного воспитания подрастающего поколения. Его книга«Кудатгу билиг» («Благодатное знание»)—первый дошедший до нас памятник светской литературы тюркоязычных народов Средней Азии и Казахстана.

Многие страницы этого трактата посвящены роли знаний в жизни  человека, размышлениям о счастье, о  хороших и дурных поступках, о  пользе и вреде слова, о качествах, необходимых правителям и разного  рода начальникам, об искусстве общения  с представителями различных  слоев общества и т. д. Большое  место отводит автор поэмы  вопросам семьи и брака; воспитанию подрастающего поколения, взаимоотношениям родителей и детей.

Он  раскрывает  пути воспитания нравственной личности. В ребенке нужно воспитывать  честность, правдивость, доброту, трудолюбие, человечность, верность. Поэт осуждает такие отрицательные качества как  зло, лицемерие, лень, пьянство, разврат, призывает к умеренности и  сдержанности. Его трактат  содержит ряд ценных, практических рекомендаций по организации воспитания не только детей, но и взрослых. Если хочешь быть человеком,  то овладевай знаниями. Человек без знаний – невежда.

Педагогические  взгляды  Ю. Баласагуни  перекликаются с основными положениями народной педагогики. Поэт, также как и народ, считает семейное воспитание основой основ формирования морально-психологического облика детей.

      Большое значение на развитие  педагогической мысли XI в. оказало творчество выдающегося ученого Махмуда Кашгари - автора известного древнетюркского письменного памятника «Диван лугат ат- тюрк» («Словарь тюркских слов или наречий»). Этот труд был впервые опубликован Венгерской академией наук в 1904 году. Его содержание выходит далеко за рамки лингвистического словаря. Это своего рода энциклопедия эпохи, являющаяся чуть ли не единственным источником информации о разных сферах социальной и культурной жизни народов Средней Азии и Казахстана.

      В Словаре немало интересных  и оригинальных идей этико-педагогического,  морально-психологического характера.  На его страницах осуждаются  отрицательные качества человека  – алчность, трусость, подлость, низость  и др., проповедуется мужество, благородство, доброжелательность и др. положительные  качества человека. Он должен  стремиться к добродетели, любить  свой народ, быть стойким в  несчастье, уважать старших, быть  скромным. В Словаре приведены яркие образцы древнетюркского фольклора.

Таким образом, мы выяснили, что в художественных произведениях тюркских мыслителей ясно и четко прослеживается линия  связи с гуманистической народной педагогикой. Осмысливая бесценное  наследие великих поэтов, глубоко  проникая в суть педагогических воззрений, следует констатировать, что их представления о трудовом, нравственном, умственном, физическом, эстетическом воспитании молодого поколения взаимосвязаны, а эстетические и этические идеалы идентичны. Это ценнейшее наследие может быть использовано и в настоящее время для воспитания и педагогического воздействия на формирование мировоззрения, мышления и поведения молодого поколения.

Сегодня перед государством и педагогической общественностью одним из приоритетных направлений является воспитание современной  молодежи в духе национальных традиций с тем, чтобы она сумела «написать  историю нашего времени, объективно оценив просчеты и достижения», раскрыв  понимание сути происходящих в современном Казахстане преобразований.

И поэтому  я искренне считаю, что педагогическое наследие среднеазиатских учёных среди которых и Махмуд Кашгари, и Аль-Фараби, и Юсуф Баласагуни  сможет помочь воспитать настоящего Человека, с большой буквы, обладающего всеми высоко нравственными качествами, необходимыми для истинного гражданина. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая  литература:

  1. Развитие идей формирования здорового образа жизни в истории казахской педагогической мысли (период казахского ханства) Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика.
  2. Тема: «Наследие тюркоязычных учных.(через www.google.kz )»
  3. Юсуф Хас-Хаджиб. Кутадгу билиг. Ташкент: Фан, 1971.- 964с.
  4. Источники древнетюркской и татарской литературы. /Сост. Х.Гусман. Казань: Изд-во КГУ, 1981- 246с.
  5. Измайлов. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. — М.: Педагогика, 1991. — 252с. 
     

 
 
 

 


Информация о работе Идея народности в педагогическом наследии Среднеазиатских учёных просветителей: Аль-Фараби, М. Кашгари, Ю. Баласагуни