Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:54, реферат
Народная педагогика — это вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов, мнений и убеждений, а также навыков и приемов народа по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве. Это и менталитет нации по отношению к подрастающему поколению, и воспитательные традиции в семье и обществе, и связь и преемственность поколений.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКИЙ
ИМ. АКАДЕМИКА М. КОЗЫБАЕВА
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
Самостоятельная работа студента №4:
«Идея народности в педагогическом наследии Среднеазиатских учёных просветителей: Аль-Фараби, М. Кашгари, Ю. Баласагуни
По дисциплине: ЭТНОПЕДАГОГИКА
Выполнил: студент(ка) гр. ИЯ-11-1
Петропавловск 2013
«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».
В.Г.Белинский
Народная педагогика — это вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов, мнений и убеждений, а также навыков и приемов народа по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве. Это и менталитет нации по отношению к подрастающему поколению, и воспитательные традиции в семье и обществе, и связь и преемственность поколений.
Педагогические идеи народного
воспитания в основном сходятся на
необходимости использования
Причина этого лежит в том, что существует несколько целей, особенно важных для воспитания подрастающего поколения. Обязательно необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, приобщать детей к духовным ценностям родного народа, воспитывать в детях чувство национального достоинства. Не менее важно приобщать детей к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям различных народов, что положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.
История же развития педагогической культуры казахского народа уходит в глубь веков. Основываясь на общих закономерностях развития истории Казахстана, условно выделяется три основных периода становления педагогической мысли, соответствующие основным этапам общественного прогресса народов этого региона.
Первый период — ее истоки, первоначальные этапы зарождения, ведущие отсчет с VI по XV вв. (древнетюркские письменные памятники, наследие аль-Фараби, творения поэтов-мыслителей эпохи распада Золотой Орды). Сюда же входит и казахская народная педагогика.
Второй период — развитие педагогической мысли — связан с моментом образования казахского ханства — государства раннефеодального типа (первая половина XV в.).
Третий период - развитие педагогической мысли Казахстана после свершения Октябрьского переворота в России и до наших дней, периода приобретения суверенитета и независимости Республики Казахстан
На протяжении длительной истории жители степных просторов накопили богатый опыт воспитания подрастающих поколений, и такие имена как Аль-Фараби, Махмуд Кашгари ,Юсуф Баласагуни на сегодняшний день известны буквально каждому. Мы знаем их как видных учёных и исследователей своего времени, но каков же их вклад в педагогику?
Великий ученый-энциклопедист, уроженец казахской степи Абу Наср Аль-Фараби (870—950) ещё в IX—X вв. выступал с системой психолого-педагогических воззрений.
Педагогические взгляды Фараби, насыщенные гуманистическими идеями, многоаспектны, они разбросаны в многочисленных трактатах («Афоризмы государственного деятеля», «Указание пути к счастью», «Гражданская политика», «Риторика», «Об искусстве поэзии», «Большая книга о музыке» и т. д.).
Большое место в них отводилось дидактике и методике обучения, говорилось о доступности, прочности, системности, наглядности обучения, об активности и целеустремленности обучающегося. Анализировались некоторые педагогические понятия (навыки, привычки, способности, характер и др.), приемы и методы воспитания (убеждение, самовнушение, принуждение и др.). Особо подчеркивалось, что система политических и гражданских наук, этика и педагогика выступают ведущими отраслями знания, полезными всем без исключения.
«Обучение —
это наделение теоретическими добродетелями
народов. Воспитание — это способ
наделения городов
Учение Фараби повлияло на последующее развитие философской и психолого-педагогической мысли народов Средней Азии и Казахстана. Его влияние было многосторонним и длительным: в период X—XV вв. в Средней Азии и Казахстане появилось немало ценных учебных пособий по математике, логике, этике для учащихся мектебов и медресе.
В XI—XII вв. широкое распространение получают этико-педагогические трактаты, написанные местными авторами (Ю. Баласагуни, М. Кашгари, А. Югнаки, А. Ясави и др.).
Большой вклад Ю.Баласагунский внес в разработку вопросов нравственного воспитания подрастающего поколения. Его книга«Кудатгу билиг» («Благодатное знание»)—первый дошедший до нас памятник светской литературы тюркоязычных народов Средней Азии и Казахстана.
Многие страницы этого трактата посвящены роли знаний в жизни человека, размышлениям о счастье, о хороших и дурных поступках, о пользе и вреде слова, о качествах, необходимых правителям и разного рода начальникам, об искусстве общения с представителями различных слоев общества и т. д. Большое место отводит автор поэмы вопросам семьи и брака; воспитанию подрастающего поколения, взаимоотношениям родителей и детей.
Он раскрывает пути воспитания нравственной личности. В ребенке нужно воспитывать честность, правдивость, доброту, трудолюбие, человечность, верность. Поэт осуждает такие отрицательные качества как зло, лицемерие, лень, пьянство, разврат, призывает к умеренности и сдержанности. Его трактат содержит ряд ценных, практических рекомендаций по организации воспитания не только детей, но и взрослых. Если хочешь быть человеком, то овладевай знаниями. Человек без знаний – невежда.
Педагогические взгляды Ю. Баласагуни перекликаются с основными положениями народной педагогики. Поэт, также как и народ, считает семейное воспитание основой основ формирования морально-психологического облика детей.
Большое значение на развитие педагогической мысли XI в. оказало творчество выдающегося ученого Махмуда Кашгари - автора известного древнетюркского письменного памятника «Диван лугат ат- тюрк» («Словарь тюркских слов или наречий»). Этот труд был впервые опубликован Венгерской академией наук в 1904 году. Его содержание выходит далеко за рамки лингвистического словаря. Это своего рода энциклопедия эпохи, являющаяся чуть ли не единственным источником информации о разных сферах социальной и культурной жизни народов Средней Азии и Казахстана.
В Словаре немало интересных
и оригинальных идей этико-
Таким образом,
мы выяснили, что в художественных
произведениях тюркских мыслителей
ясно и четко прослеживается линия
связи с гуманистической
Сегодня перед государством и педагогической общественностью одним из приоритетных направлений является воспитание современной молодежи в духе национальных традиций с тем, чтобы она сумела «написать историю нашего времени, объективно оценив просчеты и достижения», раскрыв понимание сути происходящих в современном Казахстане преобразований.
И поэтому
я искренне считаю, что педагогическое
наследие среднеазиатских учёных среди
которых и Махмуд Кашгари, и Аль-Фараби,
и Юсуф Баласагуни сможет помочь воспитать
настоящего Человека, с большой буквы,
обладающего всеми высоко нравственными
качествами, необходимыми для истинного
гражданина.
Используемая литература: