Характеристика закономерностей воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 16:19, реферат

Описание работы

Определить закономерность — значит выявить основу идеального плана педагогической деятельности, получить общие регуляторы воспитательной практики. Пренебречь закономерностями — значит заведомо обречь профессиональную деятельность педагога на низкую продуктивность. И приходится признавать, что до сих пор огромная затрата физических и духовных сил школьных учителей приносит мизерные результаты. Вместо того, чтобы проанализировать причины такого несоответствия, декларируется самоотверженность педагога как обязательное условие его работы с детьми и жертвенность как непременная характеристика его жизненной позиции: отдавать всего себя детям, забыть о собственном существовании, служить средством, материалом для жизни других людей.

Работа содержит 1 файл

маша.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

 

Недостаточно самому педагогу уметь  принимать ребенка как данность — такому же умению следует научать  и детей в школе, корректируя  незаметно их взаимоотношения.

 

Человек слаб и не всегда способен справиться со своей натурой. Тогда  его поведение вызывает нарекания  окружающих: он невыносим, необъясним, дурно воспитан. Принять человека как данность - это значит принять  его в противоречии и противоборстве, в преодолении, сомнении, поражении и победах над собой. Таким, каков он есть сейчас, в момент общения с ним.

 

Бесспорно, границы принятия данности существуют, они заданы содержанием  общечеловеческой культуры.

 

Ребенок совершает вхождение в  культуру, а значит, развивается как личность и индивидуальность, только бу-

Педагогический постулат: необходимо внешне проявлять уважение, доброжелательность и любовь к ребенку, вне зависимости  от свершения им позитивного либо негативного действия, направляя  меняющуюся оценку не в адрес ребенка, а в адрес производимых им действий.

 

Пятая закономерность. Развивающаяся  автономия и психологическая  эмансипация ребенка предписывают воспитанию так называемый "скрытый  характер". Целевые воспитательные влияния, планируемые во имя социализации личности, духовного обогащения ее и приготовленное™ к культурной жизни современного общества, остаются в ограниченной сфере педагогического профессионализма. Дети не могут и не должны чувствовать себя объектом приложения профессиональных сил. Об этом еще предупреждал А. С. Макаренко, возглавлявший колонию, как известно, специально созданную для детей, лишенных воспитания. Но именно здесь, где, казалось бы, воспитательные цели могут быть открытыми, великий педагог утверждает гуманистическое положение о том, что ребенок не должен постоянно осознавать свою подверженность продуманным педагогическим влияниям. И до Макаренко, в истории педагогической мысли, не раз раздавалось предупреждение: ребенок живет, а не готовится к жизни!

 

Скрытая позиция  педагога обеспечивается совместной деятельностью, интересом педагога к внутреннему миру ребенка, предоставлением ему личностной свободы, совместным осмыслением жизни и ее устройства, а также уважительным к нему отношением и демократичностным стилем общения. К тому же, ориентация ребенка на предметную деятельность и предметные цели (читать, путешествовать, кататься на велосипеде, встречать гостей, поздравлять с днем рождения и т.п.) заслоняет его внимание от того, что он в школу ходит, чтобы "воспитываться", а в кружке "Умелые руки" формируют его эстетический вкус, и тренер озабочен тем, чтобы сформировать "мужской характер". Ребенок проживает взаимодействие с миром и это составляет его счастье жизни как субъекта, обретающего свой внутренний мир и свою душу. "Открыть" замысел воспитания — значит поставить ребенка в позицию объекта. Объект не имеет своего лица; не имея лица,

 

Даже в  тот период ранней юности, когда  школьник принимается за самосовершенствование, то есть, воспитание переливается в  процесс самовоспитания, даже и в этот период "скрытый характер" позиции педагога сохраняется. Можно оказать помощь ученику в самовоспитании, можно вовлечь в эффективные методики аутотренинга, но при этом все-таки остаться старшим другом, помощником, наставником, откликнувшимся на просьбу о помощи. Более того, диагностируя воспитанность детей, педагог мог бы раскрыть результаты диагаостики: ведь подростку и юноше интересно зеркало диагностирования — он в него глядится. Опорой для сохранения скрытой позиции станет ярко выраженный интерес педагога к получаемым результатам, выявляющим сложный личностный мир разных людей.

 

 

Таким образом, педагогические закономерности (разумеется, тесно связанные с психологическими, социальными, физиологическими) выдвигают  для педагога-практика ряд четких и ясных общих требований, определяющих педагогическую позицию по отношению к ребенку. Можно легко заметить, что и закономерности, указанные выше, и постулаты, вытекающие из них, составляют некое синкретическое явление (гр. sunkretismos — соединение), представляют собою нерасчленимое в такой степени, что одно существует в другом и рядом с другим, что

 


Информация о работе Характеристика закономерностей воспитания