Характеристика трудного подростка «Воспитание или гены?»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:25, реферат

Описание работы

Подростковый возраст – это этап онтогенетического развития ребёнка от 11-12 до 14-15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту. Подростковый возраст, так же называют переходным, потому что в этот период происходит ряд изменений в организме и личности ребёнка, ведущие к переходу от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток – полу-ребенок и полу-взрослый: детство уже прошло, но зрелость ещё не наступила. Это проявляется в физическом, моральном, социальном и духовном развитии личности. Подростковый период считается «кризисным».

Работа содержит 1 файл

Характеристика.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Украины

Донецкий  национальный университет

Химический  факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Характеристика  трудного подростка

«Воспитание или гены?»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    Выполнил: Барбир Е.С

              Принял: Плотников П.В.- доктор              педагогических наук, профессор Донецкого национального университета, член-корреспондент МАНПО. 
               
               
               
               
               

          Донецк 2007 

    Психологические особенности подростка

    Общая характеристика подросткового возраста

    Подростковый  возраст – это этап онтогенетического  развития ребёнка от 11-12 до 14-15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту. Подростковый возраст, так же называют переходным, потому что в этот период происходит ряд изменений в организме и личности ребёнка, ведущие к переходу от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток – полу-ребенок и полу-взрослый: детство уже прошло, но зрелость ещё не наступила. Это проявляется в физическом, моральном, социальном и духовном развитии личности. Подростковый период считается «кризисным».

    В подростковом возрасте серьёзно меняются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых, сложившихся форм взаимоотношений с людьми.

    Развитие  психических функций.

    Самым важным условием развития специфических  психологических новообразований следует считать качественно новый уровень социальных надежд и требований, которые ставят перед подростком школа, семья, общество. Неподготовленность ребенка к выполнению новой, специфической для подросткового возраста системы ролей, как отсутствие необходимой ролевой загруженности и самостоятельности (недоверие, чрезмерная опека, пренебрежение интересами подростка), обуславливают возникновение многих противоречий в сфере общения ребенка.

    Развитие  наблюдательности, памяти, внимания. В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним. Подросток начинает воспринимать уже не только то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его отношения к воспринимаемому объекту. Отсутствие интереса, равнодушие к материалу – и ученик поражает поверхностью, легковесностью восприятия. Подросток может добросовестно смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным.

    Изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Умения организовать мыслительную работу по запоминанию  определенного материала, умения использовать специальные способы запоминания развито у подростков в гораздо большей степени, чем у младших школьников.

    Развитие  внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание, с другой стороны – обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводят к неустойчивости внимания, быстрой отвлекаемости.

    Формирование  личности в подростковом возрасте

    Формируя  личность подростка, учитель должен опираться на чрезвычайно характерное для подростка эмоционально окрашенное стремление активно участвовать в жизни коллектива. Приобретение опыта коллективных взаимоотношений непосредственным образом сказывается на развитии личности подростка. В коллективе развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы, когда это нужно, интересам коллектива. Мнение коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведения подростка для него очень важны. Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива.

    Самосознание. Один из самых важных моментов в развитии личности подростка – формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставление себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать свои сильные и слабые стороны.

    Потребность в общении, дружбе. В подростковом возрасте очень ярко проявляется стремление к общению с товарищами, к жизни в коллективе сверстников, заметно развивается чувство личной дружбы, потребность в дружбе на почве общих интересов, увлечений, совместной деятельности. Порой подростки посещают школу не столько для получения знаний, сколько для возможности общаться с кругом товарищей.

    Мотивы  дружбы с возрастом становятся глубже. Дружат уже не потому, что сидят за одной партой, или живут в одном доме, а на почве общих интересов, увлечений, совместной деятельности, взаимного уважения, доверия и понимания, родственных взглядов. Дружеские отношения в подростковом возрасте более устойчивы, носят эмоционально-выраженный характер. Прекращение дружеских отношений часто воспринимается подростками очень болезненно.

    Иногда  наблюдается и паразитическая форма  дружбы по расчету.

    Развитие  воли и характера. Заметно развиваются в подростковом возрасте волевые черты характера: настойчивость, упорство, умение преодолевать препятствия и трудности. Подросток начинает сам ставить определенные цели, сам планирует деятельность по их осуществлению.

    Подростковый  возраст – важный период характерообразования. В этом возрасте характер постепенно стабилизируется, становится устойчивым, нарастает способность управлять своим поведением. Однако в связи с особенностями физического развития (полового созревания) следует отметить обычную для подросткового возраста повышенную возбудимость, которая в соединении с бурной энергией и активностью при недостаточной выдержке приводит нередко к нежелательным поступкам, нарушениям дисциплины, нервозности. 
 

ХАРАКТЕРИСТИКА  ПОДРОСТКА

Общие сведения об ученике

Шкребов Станислав родился 13 августа 1991 года. В 1998 году пошел в первый класс в школу №17 г.Снежное. В третьем классе оставался на второй год (был в академическом отпуске из-за необходимости в процессах реабилитации после проведения сложной операции). В настоящее время учится в седьмом классе.

История развития

    Стасу не было и двух лет, когда он чудом попал на воспитание в его приемную семью. Оба его родителя — потомственные алкоголики, лишенные родительских прав, но ни мало о том не тоскующие.

    В тот момент, когда мальчика забрали из детдома, он был болен практически всеми заболеваниями. Стас страдал от хронических вариантов бронхита, дизентерии, пневмонии, диатеза, гайморита, воспаленных гландов. Однако самым страшным был врожденный порок сердца во всех его безжалостных проявлениях. Больницы сменялись у него незнакомым домом и опять больницами, а сколько врачей, медсестер, уколов, капельниц, компрессов...

    Постепенно  от него отступали немощи, излечивались болезни. Появилась бешеная энергия, непоседливость, стремление к играм, к детям, к развлечениям.

Сделана самая последняя и самая серьезная  операция на сердце. В школе ему  дали академический отпуск, и он остался на второй год в третьем классе. После операции три недели лежал в реанимации, весь в проводах, подключенных к различным аппаратам. Ему восстанавливали дыхание, давление, сердечный ритм — словом, жизнь. После реанимации еще два месяца в палате.

   Теперь  Стас физически здоров, конечно, насколько это возможно с его неуемной натурой. И в дождь, и в снег, и в солнечный зной он неизменно на улице, в реке, в снегу или в луже.

Он стал высокий, статный, с темными волосами, с ясными, как хрусталь, глазами. Смешлив, весел, изобретателен, особенно на довольно сложные игры, умело собирает разнообразные сооружения из своих многочисленных конструкторов.

Семья ребенка

    Семья Станислава состоит из мамы и бабушки. Приемная мама Наталья Николаевна, изменив его имя и фамилию, усыновила мальчика, когда ему не было и двух лет. Ее собственная семья распалась, она только что рассталась с мужем, детей у них не было. Наталья Николаевна работает на заводе инженером. Бабушка Татьяна Александровна сейчас на пенсии, в прошлом учительница младших классов. Материальное положение выше среднего. Виталику уделялось и уделяется много внимания, заботы, ласки.

Особенности познавательной деятельности

    Внимание неустойчивое. Сесть за домашние уроки ему всегда очень трудно, потому что скучно. Иногда открыто идет на скандал, это случается, когда поздно приходит с улицы — сначала усталый, голодный, потом сонный, взъерошенный.

    С годами теряется интерес к чтению, театру, путешествиям, музыке. Из-за нерадения к учебе интеллект его, который в детстве опережал сверстников, теперь явно отстает. Правда, и в детстве большая часть его интеллекта «уходила в звуки». Он очень удачно подражал пению птиц, полету пули, шуму мотора, военным и другим ритмам. Удачно пародировал.

    Восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения предметов, времени соответствую возрастным особенностям.

Эмоционально-волевая  сфера

  В детстве был сердечнее, добрее, общительней. С годами теряются и эти качества. Все больше проявляется пренебрежения к близким, равнодушия к бедам родных, неприятностям, ужасающее хамство, ничем не вызванное, спровоцированное самим собой. Виталий часто несправедлив, необоснованно зол, тогда слетает с него все обаяние, он становится груб, нахален, из него так и лезет хамство, даже драка. Логика его в это время такая ужасная. Философия необъяснимая. Он очень эмоциональный мальчик. Бурно переносит и радость и печаль. Эмоции его порой настолько неожиданные и непредугадываемые, что предварить их, предвосхитить, ослабить, остановить нет сил.

  Вся его неуемная энергия, сила характера, предприимчивость, «железная» воля, несокрушимое упрямство направлено на единую цель — на осуществление своих желаний и увлечений. Увы, большая часть их прискорбна.

Общеучебные умения и навыки

    О своей антипатии к учению он говорит  открыто, не таясь, не маскируясь.

    В школе ведет себя неровно. Часто  просто плохо, особенно когда против чего-либо протестует. Учится слабо, без желания. Не готовит пересказ прочитанного. В тетрадях пишет неграмотно, хотя писать может и лучше. На уроках пассивен, невнимателен, рисует или безобразничает, мешая классу. Много пропускает занятий, невоспитан, называет товарищей по прозвищам. Груб с девочками. Ничем не интересуется. Ни в одном кружке не работает.

Особенности усвоения отдельных  учебных предметов.

    Учит  он скорбно мало: бегло математику, лучше географию, кое-как историю, очень плохо русский, английский, биологию, приемлет полностью труд, рисование, пение, и, как он ожидает, будет когда-то потом нравиться физика, химия, зоология.

   Несколько дней старается, потом все сначала, и ничто не помогает. Обещает, очень  искренне верит в эти свои обещания. И опять не получается. Улица вновь увлекает его, и он не в силах сопротивляться ее соблазнам. И нет в нем никакого иммунитета от этой погибели.

  Может много сделать в доме: починить,— впрочем, сломать тоже,— наладить, «удачно» приколотить и привинтить, хорошо и интересно пересказать прочитанное, услышанное и увиденное, и потому очень интересен в ребячьих компаниях и приятный спутник в поездках, которые они совершают с мамой великое множество.

   Но  Станислав хорош только тогда, когда захочется ему самому. Слов «нужно», «необходимо» он не признает. В обиходе только слова: «Хочу», «Потому что так хочу!» И постоянное, неизбывное стремление к тому, что нравится, к тому, что хочется, и никак к тому, что надо, но не нравится. В этом вся его беда. Увлечения сменяются увлечениями. Им подчиняется его воля, вся его деятельность — за счет учения, развития, нужных и по лезных занятий, но и увлечения мгновенны. Ничего постоянного, кроме злого упрямства.

Особенности личности

  По  типу темперамента Стас является в большей степени холериком, у него ярко выражены основные черты этого типа темперамента.

Информация о работе Характеристика трудного подростка «Воспитание или гены?»