Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:49, курсовая работа
Компетентностный подход – совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:
• Смысл образования заключается в развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт уч-ся.
Компетентностный подход – совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:
По концепции А.В.Хуторского выделяют семь ключевых компетенций ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально- трудовая, компетенция личного самосовершенствования.
Ключевыми словами в
характеристике компетенций являются
слова искать, думать, сотрудничать,
приниматься за дело, адаптироваться.
Применительно к системе
-искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию;
-думать: устанавливать
взаимосвязи между прошлыми и
настоящими событиями;
-сотрудничать: уметь
работать в группе; принимать
решения, улаживать
-приниматься за дело: включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
-адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям, находить новые решения. Детализируем классификацию ключевых образовательных компетенций относительно урока математики.
Ценностно-смысловая
Общекультурная компетенция: это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно- нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир. Развитие данной компетенции происходит через отбор содержания материала на уроке, через преобразование символических форм. На уроках возможно использование задач со скрытой информативной частью, которые несложны в работе и данный прием вполне применим в школе. Важно только при подведении итогов урока акцентировать внимание учеников не только на математических составляющих урока, но и на общекультурных.
Например:
1) Композитор Гайдн написал свою первую оперу в 14лет, что на 4 года позже, чем Моцарт, а Прокофьев на один год раньше Моцарта. Во сколько лет написал свою первую оперу Прокофьев?
2) Дым от одной сигареты
содержит 5 мг яда никотина. Сколько
яда попадает в организм
3) Пирамида фараона Хеопса является самой высокой египетской пирамидой. Каждая из её сторон в длину составляет 233м. Какой периметр и площадь занимает это чудо света?
Учебно-познавательная компетенция представляет собой совокупность учебных ситуаций, в которых ученик выступает как субъект и как объект процесса обучения одновременно, т. е. в данном случае речь идёт о самообучении. Отражение данная компетенция находит в целеполагании, развитии алгометрического мышления, овладении навыками дедуктивных рассуждений, развитии воображения, способностей математического творчества. Соответственно реализация компетентностного подхода в части учебно-познавательной компетенции подразумевает использование учителем приёмов, способствующих обучению и развитию у учеников способности к самообразованию. Можно использовать оптимальные педагогические технологии, основанные на принципах деятельностного подхода.
Информационная компетенция в своей сути заключает процесс освоения учеником современных информационных технологий. Т. е. на уроке математики мы должны, как всегда, непреднамеренно для ученика, обучить его способам работы с информационными технологиями. От урока к уроку необходимо повышать уровень «первоисточников», таким образом, подготавливая ученика к адаптации в информационном пространстве современного мира. Так, например, изучая математику, дети уже в начальной школе знакомяться с историческим материалом, знаменитыми математиками и учителю важно обучать их перерабатывать имеющуюся в учебниках информацию и находить дополнительные сведения в различных источниках, включая Интернет. Особенно активной эта работа становится в 3-4 классах, где на уроках ребята учились работать с различной информацией, составляя краткие конспекты.
Коммуникативная компетенция подразумевает под собой владение учеником средствами коммуникации. Необходимо, чтобы ученик на уроках общался с одноклассниками, умел истолковать для них материал. Т. е. создание коммуникационных приёмов на уроках математики подготавливает ученика к реализации себя в социуме. Для этого, как специфический способ взаимопонимания, может служить математический язык. Коммуникативная компетенция не является новой в школьной системе обучения, так как ее реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приемов работы (таких как дискуссия, групповая работа, работа в паре и др.). Главным при реализации данной компетенции является соблюдение принципа полезности проводимой работы.
Социально-трудовая компетенция на наш взгляд является одной из самых важных, она предполагает овладение учеником знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, а так же в профессиональном самоопределении. Т. е. данная компетенция подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности. Она может быть реализована следующим образом. Если постоянно развивать у детей способность применения умения вычислять в различных (в том числе и нестандартных) ситуациях, т. е. если постоянно проводить работу по усовершенствованию устного счёта у детей, то у них не возникнут проблемы такого плана, как вычислить сумму покупок в магазине до того момента, как подойти к кассе, что относится к социально-трудовой сфере.
Компетенция личностного
Для обучающихся начальной школы характерно, прежде всего, использование знаний, умений и навыков в стандартных ситуациях (ремонт квартиры, поход в магазин, навыки поведения в общественных местах, ориентирование на местности, роль покупателя, потребителя).
Мною было изучено содержание учебников по математике (по программе Л.Г. Петерсон) с целью выяснить, какой потенциал в них заложен для формирования и развития ключевых компетенций. Результат был неутешительный: содержание задач именно в учебнике математики не очень удачны с точки зрения создания жизненных ситуаций (например: найти скорость пули, пущенной из ружья охотником на медведя, найти путь каравана верблюдов, либо измерение метров ткани в двух отрезах). В этих задачах говорится о том, с чем ребёнок не столкнется за порогом школы, поэтому учителю приходится придумывать задания самому: ремонт квартиры, поход в магазин, праздники, семейные традиции, общение на улице, правила дорожного движения, кинотеатры.
Вот несколько заданий, которые могут помочь ребёнку научиться использовать знания по математике в обычной жизни:
-при изучении процентов можно предложить детям поиграть в игру «Купи вещь в кредит» и рассчитать процент кредита и ежемесячные платежи;
-при изучении многозначных чисел учащиеся могут посчитать, какое количество электроэнергии тратит семья за сутки, неделю, месяц, посчитать сумму оплаты и методы экономии электроэнергии;
-при изучении темы «Площадь» разумно брать задания, связанные с вычислением площади комнаты, нахождением количества обоев, которые потребуются на оклейку комнаты.
Таким образом, возникает противоречие между требованиями государственного стандарта, государственным заказом и содержанием образования.
Информация о работе Характеристика компетентностного подхода в психолого-педагогической литературе