Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:36, реферат
Человек представляет собой существо общественное. Его счастье или несчастье определяется не только его личным благополучием, но тем, насколько счастливы или несчастливы окружающие его люди. Учитель является профессионалом, сам род занятия которого всегда связан с высшей ценностью – человеком.
Все эти понятия должна включать в себя и культура истинного педагога.
Учитель – это первый эталон социальной культуры в жизни ученика. Именно с учителя ученики берут пример, стараются быть как он и отвечать всем запросам социального общества.
15. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
Профессионально-педагогическая культура основывается на общей культуре личности. Она выступает как проецирование в сферу профессиональной деятельности и личности учителя культуры в целом, педагогической культуры общества и «представляет собой систему общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности». Культурологический подход к педагогическому образованию (Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин и др.) базируется на признании образования профессионально-педагогической культуры учителя основным условием и результатом его профессионального становления, инструментом осуществления индивидуальных творческих сил в педагогической деятельности. Состав компонентов профессионально-педагогической культуры, которые выделяют разные авторы, достаточно многообразен.
Методологическая культура учителя – это достаточно сложное личностное образование. Она состоит из педагогической философии преподавателя, представленной в его педагогической концепции как системе основных педагогических идей и принципов, определяющих его педагогическое мировоззрение, цели и смысл его деятельности. В основе концепции педагога находится система представлений о сущности человека, его назначении, о месте и роли профессионального образования в его становлении, о целях и задачах педагогической деятельности вообще и в частности.
Построение своей педагогической концепции требует от педагога выбора ее философских, психологических оснований, направления в существующих подходах к обучению и воспитанию, выяснения сущности основных педагогических категорий: развития, формирования, социализации, воспитания, обучения, образования и т. д. При этом педагогическая концепция учителя должна соответствовать общей концепции образовательного учреждения, осуществлять ее через специфические условия его курса, предмета. Важной составляющей методологической культуры служит владение учителем как общими методами научного познания, так и методами, средствами педагогического исследования.
Методологическая деятельность педагога состоит из таких этапов:
– осознание задач, которые ставят жизнь, общество, профессиональную деятельность перед системой образования;
– анализ существующего состояния дел в области общего образования и преподаваемой сфере деятельности;
– определение противоречий между ними и определение стратегических целей своей деятельности;
– изучение существующих концепций обучения и воспитания, выбор наиболее соответствующих подходов к решению педагогических проблем;
– выявление основных принципов своей деятельности, основных направлений, задач и предполагаемых результатов;
– организация поисково-экспериментальной деятельности, которая дает возможность проверить эффективность выдвинутых предположений;
– диагностика (изучение и анализ) результатов своей работы.
То есть обеспечивается системное построение педагогического процесса, которое дает возможность педагогу обоснованно определять программу своей деятельности.
16. АКСИОЛОГИЧЕСКАЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры состоит из системы ценностей, которые определяют отношение учителя к своей деятельности, ее целям и средствам, свойствам личности педагога, необходимым в профессиональном труде, к самому себе как учителю, той системе знаний, идей, норм, традиций, которые являются основой педагогической деятельности.
Самая полная система ценностей, которые образуют содержательную основу профессионально-педагогической культуры, выделена И.Ф. Исаевым. Он включает в нее две плоскости их существования: горизонтальную (ценности-цели, ценности-средства, ценности-знания, ценности-отношения и ценности-качества) и вертикальную (общественно-педагогические, профессионально-групповые и индивидуально личностные ценности), определяя их синкретический характер, обусловленный их взаимодействием и взаимопересечением в процессе функционирования системы ценностей. Поэтому каждое разделение профессиональных ценностей очень условно, так как лишь в процессе целостного их присвоения происходит становление профессионально-ценностных ори-ентаций учителя.
Педагогические ценности являются ориентиром и стимулом его социальной и профессиональной активности, гуманистические по природе и сущности, так как сосредоточивают в себе широкий спектр всех духовных ценностей общества. На основе их образуется ценностное сознание педагога, которое является не только итогом его эмоционального отзвука на явления жизни и профессиональной деятельности, но и их осмысления, глубокого понимания и личностного принятия; осуществляется становление гуманистически ориентированного педагогического мировоззрения, системы профессионально-ценностных ориентаций на общение с учащимися, их развитие и личностное становление, творчество в работе, реализацию высокого социального назначения своей профессии, сотрудничество с коллегами и т. д.
На основе основных ценностей в структуре профессионально-ценностных ориентаций педагога образуется система его социальных установок, которые определяют направленность его педагогической деятельности, иерархию интересов.
Конформная центрация имеет место, если педагог ориентируется на оценку деятельности коллег, подвержен коллективным идеям, неконфликтен. Кроме того, ее явное преобладание говорит о стремлении «быть как все», подстраиваться под общее мнение.
Эгоцентрация – сосредоточенность на собственных интересах. Характеризует педагогов с яркой индивидуальностью, которые отстаивают право на нешаблонную работу. При хороших условиях преподавания данные педагоги чаще реализуют свои возможности, создавая педагогические изобретения. При этом сосредоточение на своем Я часто становится причиной невнимания и недооценки интересов других, и прежде всего учащихся.
Альтруистическая центрация описывает педагогов с ярко выраженной направленностью на интересы учащихся в процессе обучения. Они отличаются вниманием и чуткостью к воспитанникам, стремлением к индивидуальной работе с ними, приоритетным интересом к развитию их личности.
17. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Технологическая культура учителя определяет деятельностную природу педагогического труда и представляет собой высокий уровень владения методами и приемами постановки и решения педагогических задач: аналитических, прогностических, исследовательских, рефлексивных и т. д.
Педагогические задачи могут быть как задачами по преобразованию конкретных ситуаций педагогического взаимодействия для научения, развития, становления личности ученика, производимыми посредством некоторорых действий, операций, специфичных для различных видов и технологий педагогической деятельности. Технологическая культура учителя является средством перевода всех остальных составляющих профессионально-педагогической культуры непосредственно в деятельность. Изначально каждая технология создается в процессуально-описательной форме как алгоритм деятельности, который реализует определенные педагогические цели и задачи как ориентировочная основа действий, операций. Этот уровень характеризует технологическую педагогическую культуру того, кто разработал эту технологию.
Профессионально-педагогическая культура общества состоит из множества различных технологий. Их освоение учителем состоит из двух этапов:
1) выбора из культурного многообразия педагогических технологий тех, которые адекватны конкретной педагогической ситуации;
2) перевода их в практическую деятельность, в соответствующую систему собственных действий.
В способности произвести адекватный поставленной задаче выбор из существующего множества педагогических технологий или самостоятельно установить педагогическую задачу и выстроить систему действий по ее решению в своем сознании как ориентировочную основу работы проявляются разные уровни технологической культуры педагога. Освоение этих действий и грамотное использование их в педагогическом процессе отражают не только уровень технологической культуры учителя, но и его педагогическое мастерство. То есть высокий уровень технологической культуры учителя зависит не столько от знания современных педагогическихтехнологий и овладения ими, сколько от умения конструировать свою деятельность как систему педагогических задач и способов их решения.
В.А. Сластенин считает технологию философией педагогического действия. Развертывая это положение, И.А. Колесникова рассматривает технологическую культуру как соединение духовного содержания педагогической деятельности с совершенной формой ее реализации.
Технологическая культура отображает умение педагога производить переход с философско-педа-гогического уровня на праксеологический (дея-тельностный) уровень и проявляется не только в возможности осваивать разработанные в педагогической культуре технологии, но и привносить собственный вклад в их развитие, в способности технологично воплощать педагогические стратегии и замыслы.
Анализ практической педагогической деятельности говорит о том, что одним из условий осуществления современных концепций обучения и воспитания является соответствие им степени технологической культуры и мастерства учителя.
18. ЛИЧНОСТНО-ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Личностно-творческий компонент профессиональной культуры учителя определяет творческую направленность и оригинальность его личности. В основе его находится потребность педагога в творческой самореализации, проявлении собственной индивидуальности, которая, по мнению А.К. Марковой, представляет собой самое позднее новообразование в профессиональной сфере человека и выражается в его неповторимости, целостности, уникальности, в творчестве как высшем ее уровне.
При профессиональном становлении есть опасность нивелировки личности, подравнивания ее под существующие профессиональные нормы и стандарты. Е.М. Борисова считает, что в науке и практике существуют воззрения, которые сводят профессиональное формирование к адаптации, приспособлению человека к требованиям профессии, ориентации на общие, сходные черты и свойства, характеризующие «профессиональный тип личности». Вне поля зрения был вопрос об общем развитии личности, обнаружении ее индивидуальности, о ее самовыражении.
В настоящий момент педагогика и психология считают становление самобытности личности, ее самореализацию и самоактуализацию важнейшими условиями успешной профессиональной деятельности. При этом наблюдается слияние общественного и личностного смыслов: обществу нужно развитие индивидуальности учителя в своих целях, а следовательно, в целях самой личности, так как она испытывает удовлетворение, является обретением смысла своей жизни в процессах самоопределения, самоактуализации и самореализации. То есть ее личностные цели и смыслы будут общественно значимыми, а индивидуальность считается не только как личностная, но и социальная, в том числе профессиональная ценность.
Кроме того, уникальность человека как природного существа и уникальность личности как существа социального – различные понятия.
Гуманистическая психология считает, что сущность и средоточие индивидуальности личности не в ее несходстве, а в ее уникальном внутреннем мире, в системе ценностей и смыслов, в ее отношении к миру и самому себе (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, И.И. Рез-вицкий, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Е.Л. Яковлева). Богатство и глубина данного внутреннего мира определяются не столько способностью личности защищать свою индивидуальность, выходить за пределы социокультурных норм, но и степенью присоединения к ним и присвоения ценностей общечеловеческой культуры, олицетворенных в культуре профессиональной. Так как бессмысленно и невозможно выходить за пределы, которые человек не знает и не установил для себя, без совершения актов самоопределения.
Наличие профессиональных стереотипов и норм не отрицает присутствия в педагогической культуре общества альтернативных норм и ценностей, которые не только не мешают развитию индивидуальности, но обогащают личность, способствуют образованию и открытию своего Я, проектированию самобытного жизненного и профессионального пути.
Можно сделать вывод, что творческая индивидуальность педагога складывается из его самобытного профессионального мировоззрения, поиска особого предназначения и смысла жизни.
19. СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Профессиональное становление педагога, которое ведет к достижению им профессионализма и педагогического мастерства, представляет собой длительный, непрерывный процесс. Применяя образное выражение К. Роджерса, можно говорить, что это путешествие длиною в жизнь. Есть множество подходов к определению основных этапов профессионального становления. По одному из них, которое предложил Е.А. Климов, можно выделить такие фазы жизненного пути профессионала.
Оптант – период выбора профессии.
Адепт (или фаза адепта) – период, когда человек уже осознанно выбрал профессию и осваивает ее в специальном профессиональном учебном заведении (училище, вузе и т. д.).
Адаптант (или фаза адаптации, «привыкания» молодого специалиста к работе). В работе педагога она связана со вхождением в практическую педагогическую деятельность, с непременным появлением нестандартных, подчас неожиданных ситуаций.
Интернет (или фаза интернала) – время, когда учитель становится опытным педагогом, который уже способен самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями.
Мастер. В этой фазе учитель выделяется своими специальными качествами, умениями или становится универсалом. Он может свободно ориентироваться в различных сферах профессиональной деятельности, приобретает свой почерк, индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, добивается постоянных положительных результатов.