Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:35, доклад

Описание работы

Патриотизм связан с осознанием исторического бытия народа, так как Родина - это не только сегодняшняя страна, но и вся ее история. История ее культуры, ее духовного становления во времени. Патриотизм - это ощущение духовной связи с Россией. Это любовь к ее прошлому и настоящему, это надежда и вера в ее будущее. Любовь и вера неразрывны с понятием патриотизма. Патриотизм - явление духовное, он связан и с духовными традициями, всякий патриотизм национален. Есть нации, которые объединяют патриотические усилия многих народов.

Работа содержит 1 файл

Решетникова_Павловка_МБОУ Павловская СОШ_.doc

— 62.00 Кб (Скачать)


Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников.

Н.Н.Решетникова,

учитель начальных классов

МБОУ Павловская СОШ

 

Аннотация

Цель данной работы с детьми:

формирование основ патриотизма у младших школьников.

              Задачи:

       утвердить  патриотические ценности;

       сформировать ведущие качества личности;

       воспитать и развить национальные начала, уважение и интерес ко всем нациям;

       воспитать гражданскую позицию, бережное отношение к памятникам истории, культуры края, сохранение традиций.

Патриотизм связан с осознанием исторического бытия народа, так как Родина - это не только сегодняшняя страна, но и вся ее история. История ее культуры, ее духовного становления во времени. Патриотизм - это ощущение духовной связи с Россией. Это любовь к ее прошлому и настоящему, это надежда и вера в ее будущее. Любовь и вера неразрывны с понятием патриотизма.  Патриотизм - явление духовное, он связан и с духовными традициями, всякий патриотизм национален. Есть нации, которые объединяют патриотические усилия многих народов. Например,  русский народ во время Великой Отечественной войны объединил патриотические усилия народов России. Нынешние власти вычеркнули национальность из паспорта. Но свободный человек имеет право носить имя своего народа. Каждый вправе называться у нас не просто россиянином, а иметь имя народа, к которому принадлежали его деды, прадеды.

Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, т.к. без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность - это человек, развившийся в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма - это и человек вне истории, вне духовного бытия, т. е. человек, лишенный человеческих свойств.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

                            Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

                            Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни. Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:

- утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;

- формирование ведущих интегративных качеств личности;

- воспитание уважения и интереса ко всем нациям;

- воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.

                            Для более эффективного построения работы с детьми в направлении патриотического воспитания изучаю накопленный опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию (опыт работы учителей, классных руководителей, работающих в нашей школе, опыт работы, описанный в научно-методической литературе, Интернете).

                            Для работы с детьми в школе использую различные технологии: исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории края, района, села, проектную деятельность.

                            Использую различные формы работы: классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями народа, фольклором.

                            В начальной школе работа с детьми ведется по следующим направлениям: «Мой дом» и «Моя семья», «Моя школа» и «Моё село», «Мой край», «Россия – родина моя!».

1.       В процессе работы решаются следующие задачи: Воспитание в школьниках чувство самоуважения через его добрые поступки, чувство уважения к старшим, любви к своей семье и друзьям, любовь, уважение и бережное отношение к малой родине;

2.       Воспитание любви к малой родине через развитие интереса к истории семьи и ее традициям. Повышение авторитета школы на основе знакомства с историей школы, с ее интересными и знаменитыми выпускниками, а также с уважаемыми жителями республики и города;

3.       Формирование представления о природном и социальном окружении человека, умении вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

Содержание работы по всем направлениям включает в себя следующие разделы: история школы, история жизни села, интересные люди, местные народные промыслы, памятники природы и культуры, экологические проблемы местного значения, правила поведения в природе, практическая деятельность по благоустройству города, помощь пожилым, фольклор, традиции и обычаи, правила поведения в школе; умения распределять обязанности в работе. Основные формы общения: приветствие, просьба, извинение; традиционные мероприятия, трудовые дела по благоустройству школы, активное участие в делах школы, села.

                            Содержание материала «Россия – наша Родина» - символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека. Наша Родина в живописи, песнях и стихах.

Русь, Россия, Родина моя

Классный час

Рыцарский турнир вежливости

Игра-соревнование

День Защитника Отечества.

Праздник, игра-соревнование.

Зарница

Спортивная игра

Государственные символы России.

Классный час.

Родная природа – ее краса.

Фотовыставка

Вот моя деревня, вот мой дом родной.

Игра-путешествие.

Интересные и знаменитые люди города.

Мини проект.

Достопримечательности села Павловка.

Экскурсия, мини проект.

Праздничная встреча ветеранов ВОВ.

Выступление, подарки.

Фольклор, традиции, обычаи. Путешествие во времени

Беседа, экскурсия

Традиционные промыслы.

Игра-путешествие, встречи.

Посещение музея в селе Угловское.

Экскурсия.

Настоящий защитник, какой он?

Классный час.

Народы России.

Игра-путешествие.

Природа Угловского района.

Интеллектуальная игра.

Народные промыслы России.

Классный час.

История моей семьи в истории села.

Проектная деятельность.


Школьники выполняют различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, театрализованные представления, мини-проекты, мини-спектакли, фотовыставки, выставки прикладного творчества и т.п.

                            Большую помощь в поиске информации оказывают родители. В классе стало традиционным делом представление как индивидуальных, так и групповых творческих проектов, например, «Мое село и его жители», «Один день из жизни моей семьи», «Из истории родного края», «Мир взрослых и детей в произведениях детской литературы», «Детство опаленное войной».

Также, учащиеся класса совместно с родителями принимают активное участие в общешкольных и муниципальных акциях, таких как «Письмо солдату», «Помощь детскому саду», «Ветеран живет рядом».

              Одним из итоговых мероприятий по патриотическому воспитанию в начальной школе планируется организация литературно-музыкальной композиции “Память” в конце года для школьников и их родственников, жизнь которых связана с Великой Отечественной войной.

              Как показывает опыт работы, приоритет необходимо отдавать такой форме как экскурсия. С учениками необходимо посещать музеи, так как это позволяет школьникам изучить многие особенности коренных народов, их традиции и обычаи. В процессе экскурсий школьники получают новую информацию, наблюдая за деятельностью экскурсоводов, обрабатывают, а так же успешно ее представляют. На классных мероприятиях стремлюсь развивать такие качества как трудолюбие, коммуникабельность, уверенность в себе.

              По итогам работы проводится диагностика, направленная на выявление уровней воспитанности у младших школьников.

              Опыт работы по патриотическому воспитанию младших школьников показывает успешность выбранной стратегии и тактики воспитательной работы.

 



Информация о работе Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников