Гражданское и патриотическое воспитание на основе культурных традиций кубанского казачества

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:42, доклад

Описание работы

Родина! Как много значит это слово для человека. В нем – радость и счастье, в нем – смысл жизни. Среди человеческих чувств выделяется необыкновенно прекрасное по-своему благородству и бескорыстию чувство любви к Родине. Яркое и чистое, как родник, оно хранится где-то глубоко в тайниках человеческой души и по мере надобности проявляет себя.

Работа содержит 1 файл

Гражданское и патриотическое воспитание на основе культурных традиций кубанского казачества.docx

— 21.05 Кб (Скачать)

Гражданское и патриотическое воспитание на основе культурных традиций кубанского казачества:   
 

«Патриотизм есть любовь к благу и славе Отечества  и желание способствовать им во всех отношениях»  
Н. М. Карамзин

 
Родина! Как много значит это слово  для человека. В нем – радость  и счастье, в нем – смысл  жизни. Среди человеческих чувств выделяется необыкновенно прекрасное по-своему благородству и бескорыстию чувство  любви к Родине. Яркое и чистое, как родник, оно хранится где-то глубоко  в тайниках человеческой души и по мере надобности проявляет себя.

Многие нравственные качества человека закладываются в  детские, школьные годы. Любовь к родному  краю, желание видеть родной город, станицу все более и более  растущими и расцветающими –  все эти чувства в большой  степени зависят от того, как они  были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени  формируют у детей чувство  к родному краю, а чудесные местные  легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют  большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут  знания учащихся о родном крае и  лучших его людях, тем более действенным  скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и  любви к родному краю, глубокого  уважения к патриотическим традициям  земляков, а главное, - они помогут  учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма  – патриотизма как чувства  долга перед народом, перед Родиной.

Воспитание патриотов  – стержневая задача школы. Система  патриотического воспитания школьников включает: уроки и внеурочные мероприятия; ведение факультативных курсов; патриотические акции; военно-спортивные игры; работу школьных и станичных краеведческих  музеев, патриотических отрядов; различные конкурсы, экскурсии, лекции, беседы, викторины, встречи.

Мы живем на Кубани, а Кубань, как известно, житница  России. Природа щедро одарила  эти места и отменными чернозёмами, и благодатным климатом,  полноводными реками и красивейшими лесами.

История Кубани привлекательна и своим прошлым, и своим настоящим.  Говоря словами поэта И.Сельвинского, здесь «каждый камень гудит голосами эпох». История непрерывна, ее нельзя повернуть вспять, но ее надо знать и помнить, ибо история Кубани – это часть нашей общей биографии.

Кубанские казаки, испокон веков проживавшие здесь  на Кубани, защищали свою родную землю, несли из поколения в поколение  традиции своих дедов и прадедов. Эти традиции дошли и до наших  дней.

Казаки, те люди, которые обладают воспитательной силой. В них ярко отразился образ  настойчивых, сильных людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, выносливостью, проявлять выдержку, находчивость, волю и стремление к победе. Вот  в таком духе должно воспитываться  молодое поколение казаков, да и  не только их, но и всего Кубанского народа в целом. Когда все эти  качества будут присутствовать в  нас самих, только тогда мы сможем сохранить традиции казачества и  передавать их из поколения в поколение, а значит быть настоящими патриотами.

Наша школа, ставя  перед собой цель: формирование высокого патриотического сознания учащихся, чувства верности своему Отечеству; духовное развитие и физическое оздоровление школьников в традициях Кубанского казачества, вот уже третий год  является муниципальной экспериментальной  площадкой по функционированию казачьих классов, мы являемся первой в районе школой, которая решает проблему патриотического  воспитания школьников через изучение и приобщение к историческим традициям, культуре кубанских казаков.

Создавая казачьи  классы, мы преследовали цель не только возродить духовные, исторические и  военно-патриотические традиции казачества, но и воспитывать нравственные качества, культуру поведения, интерес к учебе, ведь ребята в созданных классах  в основном из неблагополучных, неполных семей, относятся к «группе риска».

Выпускник казачьего  класса должен  иметь прочные знания по предметам;   владеть навыками военной подготовки;  уметь постоять за себя и других;   знать историю, культурные традиции Кубани и казаков; чтить обычаи своего народа; строить жизнь по христианским принципам.

Как же конкретно  строится работа в казачьих классах?

Обучение в  казачьих классах осуществляется в  соответствии с федеральным базисным учебным планом по общеобразовательным программам образования, а реализация регионального компонента содержания образования – через факультативные и кружковые занятия; организацию секций военно-патриотической направленности; систему воспитательной работы, направленной на возрождение духовных, исторических и военно-патриотических традиций Кубанского казачества; систему дополнительного образования.

Основными направлениями  воспитательной работы в казачьих классах   являются: патриотическое, художественно-эстетическое, экологическое, спортивное, трудовое, краеведение, милосердие, пропаганда здорового образа жизни, поисковая работа. Учащиеся казачьих классов также  принимают участие во всех спортивных, культурно-массовых и патриотических мероприятиях, проводимых Кубанским казачьим войском и районным Казачьим обществом.

Организация жизнедеятельности  в классе начинается с того, что  приказом директора школы назначается  куратор класса, который проводит занятия по строевой подготовке (кружок «Казачий строй»); организует «Казачий круг», который является основой  классного самоуправления казачьих классов, здесь подводятся итоги  за неделю, принимаются решения по всем вопросам деятельности класса, выбираются органы классного самоуправления: есаул, урядник, атаман, командир отделения, писарь, походный атаман.

Классный руководитель осуществляет воспитательную работу в  соответствии с воспитательными  задачами, осуществляет походы, поездки  в музеи, театры.

При поступлении  в казачий класс ребята принимают  присягу казачат Кубанского казачьего  войска:

«Я, КАЗАК  КУБАНСКОГО  КАЗАЧЬЕГО  ОБЩЕСТВА, НА  СВЯТОМ  ЕВАНГЕЛИЕ  И  ЧЕСТНОМ  КРЕСТЕ  ГОСПОДА  НАШЕГО  ИИСУСА  ХРИСТА,  НА  СВЯТОМ  ЗНАМЕНИ  КУБАНСКОГО  КАЗАЧЕСКОГО  ВОЙСКА,  ПРИСЯГАЮ  В  ТОМ,  ЧТО  БУДУ  ХРАНИТЬ  ВЕРНОСТЬ  РУССКОЙ  ЗЕМЛЕ,  РУССКОЙ  ПРАВОСЛАВНОЙ  ЦЕРКВИ,  РОДНОЙ  КУБАНИ  И  КАЗАЧЬЕМУ  БРАТСТВУ,  В  КОТОРОЕ  Я  ДОБРОВОЛЬНО  ВСТУПАЮ. 
 
ОБЯЗУЮСЬ  ХРАНИТЬ  В  ЧИСТОТЕ  ТРАДИЦИИ  КУБАНСКОГО  КАЗАЧЕСТВА,  КАНОНЫ  ПРАВОСЛАВИЯ  И  СВОЮ  ВОИНСКУЮ  ЧЕСТЬ  ДО  САМОЙ  СМЕРТИ,  НЕ  ЩАДЯ  ЖИВОТА  СВОЕГО. И  ЕСЛИ Я  ОСЛУШАЮСЬ  И  НАРУШУ  СВОЮ  СВЯЩЕННУЮ  ПРИСЯГУ,  ПУСТЬ  ПОКАРАЕТ  МЕНЯ  ГОСПОДЬ  БОГ  И  МОИ  БРАТЬЯ  ПО  ВЕРЕ,  КРОВИ  И  СОСЛОВИЮ. ДА  ХРАНИТ  НАС  БОГ».

Патриотическому воспитанию учащихся в казачьих классах  уделяется особое внимание. Его цель: формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства  верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга  и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Со второго  класса у казачат ведутся факультативные курсы: «История Кубанского казачества», «Игры и забавы Кубанских казаков». Эти факультативные  занятия  являются благодатной почвой для взращивания патриотического сознания нашего молодого поколения. Ведь история Кубани не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это коллективная память нашего народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее. Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у молодежи пат¬риотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Особая роль в патриотическом воспитании долж¬на принадлежать военной истории Кубани, соприкасаясь с которой, казачата приобщаются к трудовому и ратному подвигу народа, равняются на лучших его представителей, учатся на герои¬ческих примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению Отчеству, готовности встать на его защиту.

В этом смысле велика роль ветеранов Великой Отечественной  войны и других войн, военнослужащих. Их выступления на уроках мужества, их рассказы о сражениях с вра¬гом, о подвигах боевых друзей служат толчком  к началу или активизации поисковой  работы. При их поддержке и помощи пополняются экспонаты станичного и школьного музеев, соз¬дается Книга  памяти. Общаясь с ветеранами войны  и труда, слушая их воспомина¬ния, знакомясь  с реликвиями народного подвига, казачата овла¬девают огромным духовным богатством, ве¬дут поисковую работу, берут интервью у ветеранов, посещают их семьи, записывают рас¬сказы членов семей, а также оказывают ветеранам  посильную по¬мощь, поздравляют  с праздниками.

На занятиях факультатива «Игры и забавы Кубанских  казаков» ребята знакомятся с богатством кубанской казачьей культуры, вырабатывают быстроту, ловкость, выносливость, находчивость, настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность. Разучивая традиционные казачьи  игры, дети с удовольствием играют в них на переменах и обучают  им ребят из других классов.

Внеурочная деятельность в казачьих классах ведется за счет групп продленного дня, в  их режиме работают кружки: «Казачий строй» - где проходит знакомство и обучение строевой подготовке, физическим упражнениям, походным песням, ребята учатся обращаться с оружием, т.е. здесь ведется подготовка к военной службе. Казачата четко  знают и чтят казачьи заповеди:

 
 

1.ЧЕСТЬ  И  ДОБРОЕ  ИМЯ  ДЛЯ  КАЗАКА  ДОРОЖЕ  ЖИЗНИ. 
 
2.КАЗАКИ  ВСЕ  РАВНЫ  В  ПРАВАХ. 
 
3.ПО  ТЕБЕ  СУДЯТ  ОБО  ВСЕМ  КАЗАЧЕСТВЕ. 
 
4.СЛУЖИ  ВЕРНО  СВОЕМУ  НАРОДУ, А  НЕ  ВОЖДЯМ. 
 
5.ДЕРЖИ  СЛОВО!  СЛОВО  КАЗАКА  ДОРОГО. 
 
6.ЧТИ  СТАРШИХ,  УВАЖАЙ  СТАРОСТЬ. 
 
7.ДЕРЖИСЬ  ВЕРЫ  ПРЕДКОВ,  ПОСТУПАЙ  ПО  ОБЫЧАЯМ  СВОЕГО  НАРОДА. 
 
8.ПОГИБАЙ,  А  ТОВАРИЩА  ВЫРУЧАЙ. 
 
9.БУДЬ  ТРОДУЛЮБИВ.  НЕ  БЕЗДЕЙСТВУЙ. 
 
10.БЕРЕГИ  СЕМЬЮ  СВОЮ  И  СЛУЖИ  ЕЙ  ПРИМЕРОМ.

С большим интересом  казачата посещают кружок «Традиции  кубанского ремесла» - где занимаются исконно кубанскими ремеслами: вышивкой, вязанием, бисероплетением, изготовлением  мягкой игрушки, организуют выставки своих  работ в школе и районном Доме культуры, Школе искусств.

Благодаря вокально-хореографическому  кружку «Казачата», наши ребята разучили много кубанских песен и танцев, с которыми неоднократно выступали  на школьных праздниках. Поддерживается тесная связь с вокальным коллективом  районного Казачьего общества.

В станице при  Доме культуры есть хор казаков-ветеранов, с которым сотрудничают казачата, организуя совместные концерты для  жителей станицы и района.

Также патриотическое воспитание учащихся весьма плодотворно  осуществляется в ходе проведения в  школе традиционных праздников. Ведь духовная народная культура, проявляющаяся  в этих праздниках, в национальных обычаях и традициях, неразрывно связанных с ними, формирует из ребенка человека, корни которого уходят в глубину веков. Такой человек чувствует постоянную связь со своей землей, со своим народом, с его исторической судьбой.

Огромную помощь в работе с казачьими классами оказывает настоятель Свято-Троицкого  храма священник Родион Драпов, который  ведет кружок «Основы нравственности и православной культуры». Казачата принимали участие в религиозных  праздниках: «Рождество», «Крещение», в освещении Креста, установленного в райцентре на месте Преображенской церкви, разрушенной в прошлом  веке.

А какой же казак  без коня!? Зная это, наши казачата посещают конноспортивную секцию, которая  функционирует на базе спортивного  клуба им. В. Мачуги. Ребята с удовольствием  ухаживают за лошадями, постигают  азы верховой езды.

Важную роль в патриотическом воспитании школьников выполняет и такая форма внеклассной  работы как экскурсия. Проведение экскурсий  по памятным местам края, района, к храмам и мемориалам, на места боевых действий минувших войн, к памятникам, в музеи  – пробуждает в юных казачатах любовь к отеческим святыням, формирует из них настоящих патриотов, гордящихся своими историческими корнями и стремящихся быть достойными великой России.

Огромная помощь и поддержка казачьим класса оказывается  со стороны Администрации района и Казачьего общества. Так на деньги, выделенные Администрацией из бюджета  района, была сшита казачья форма  для одного класса, организовано бесплатное питание в школьной столовой, оказана  помощь в оформлении кабинета, районная газета неоднократно освещала события  из жизни казачат.

Подводя итог, хочется  отметить, пролетают годы, проходят столетия, сменяют друг друга поколения  людей, вершащих судьбы мира, что-то из прошлого бесследно исчезает, а что-то остается в памяти поколений навсегда, становясь частью истории этого  народа. Именно такие, значимые для  судеб народа страницы его жизни  и получают отражение в устной и писаной истории Отечества. Знать свою историю - значит твердо стоять на родной земле, значит гордиться  ее героическим прошлым, значит быть достойным ее славного будущего.

Информация о работе Гражданское и патриотическое воспитание на основе культурных традиций кубанского казачества