Автор: o******************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 20:40, реферат
Образование рассматривается как социальный институт, как одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. Общественное образование готовит ребенка к жизни в нынешнем сложно устроенном и быстро меняющемся мире. В целом педагогический процесс нацелен на то, чтобы развить в ребенке те качества, которые сделают его сильной творческой личностью, способной уверенно чувствовать себя в условиях современной жизни, освободят его от возможных конфликтов или неверных путей.
Введение ……………………………………………………………………...3
1.Государственный стандарт общего образования …………4
2.Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования ………………………………………..7
3. Учебная литература: виды и требования …………………….11
4. Цели общего образования ………………………………………….13
Заключение …………………………………………………………………..15
Список литературы ………………………………………………………..
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Столичная финансово-гуманитарная академия»
Филиал
в г. Вологде
Факультет: психологии, педагогики и права
Специальность:
Психология
Реферат
По дисциплине: «Педагогика»
На тему:
«Государственный стандарт образования,
учебный план, учебные программы и учебники.
Их виды. Педагогические требования к
ним»
Выполнила:
Студентка 1 курса
Горбунова Е.В
г. Вологда
2009 г.
Содержание
Введение
……………………………………………………………………...3
1.Государственный
стандарт общего образования
…………4
2.Нормативные
документы, регламентирующие
содержание общего среднего
образования ………………………………………..7
3.
Учебная литература:
виды и требования …………………….11
4.
Цели общего образования
………………………………………….13
Заключение …………………………………………………………………..15
Список
литературы ………………………………………………………..17
Введение
Образование рассматривается как социальный институт, как одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. Общественное образование готовит ребенка к жизни в нынешнем сложно устроенном и быстро меняющемся мире. В целом педагогический процесс нацелен на то, чтобы развить в ребенке те качества, которые сделают его сильной творческой личностью, способной уверенно чувствовать себя в условиях современной жизни, освободят его от возможных конфликтов или неверных путей.
Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь – значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с современными требованиями. Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта общего образования.
Вместе с тем по своей социально-педагогической сути данный стандарт – это, во-первых, обеспечение гарантий реализации конституционных прав ребенка на бесплатное полноценное общее среднее образование и, во-вторых, выражение возрастающей ответственности государства за повышение качества образования нации.
1. Государственный стандарт
общего образования
Понятие стандарта происходит от английского слова standart, означающего норму, образец, мерило. Основное назначение стандартов состоит в такой организации и регулировании отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребности общества.
Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С.Леднев).
Государственный стандарт общего образования – совокупность норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, требования к уровню подготовки выпускников (обучающихся) всех ступеней общего образования, максимальный объем обязательной учебной нагрузки, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса, в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению.
Государственный стандарт общего образования призван обеспечивать:
– равные возможности для всех граждан в получении качественного образования;
– единство образовательного пространства в Российской Федерации;
– академические свободы обучающихся;
– академическую мобильность обучающихся, право выбора образовательного учреждения;
– защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
– преемственность образовательных программ на разных ступенях общего образования;
– социальную и профессиональную защищенность обучающихся и педагогов;
– право граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования;
– основы для расчета нормативов бюджетного финансирования общего образования для разграничения финансируемых из бюджета и платных (для потребителя) образовательных услуг в сфере общего образования, а также для определения условий образовательного процесса в организациях, реализующих государственный стандарт общего образования на основании лицензии.
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.
Наряду с законом "Об образовании" стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона. Он развивает и конкретизирует такие характеристики образования, как содержание, его уровень и форму предъявления, указывает методы и формы измерения и интерпретации результатов обучения. Посредством стандарта осуществляется обеспечение стабильности требуемого уровня образования, его постоянное воспроизводство и совершенствование, отвечающее перспективам развития общества.
В
государственном стандарте
Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта образования включают:
•
описание содержания образования на
каждой из его ступеней, которое
государство предоставляет
• требования к минимально необходимой такой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;
• максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения.
Образовательные
стандарты фиксируют объем и
уровень полноценного базового общего
образования.
2.Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
Принято выделять три основных уровня формирования содержания образования, представляющих собой определенную иерархию в его проектировании: уровень общего теоретического представления, уровень учебного предмета, уровень учебного материала.
1.Учебный план. На уровне общего теоретического представления государственный стандарт содержания общего среднего образования находит отражение в учебном плане школы. В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный план школы.
Учебный план общеобразовательной средней школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существует два типа учебных планов школы: собственно учебный план школы, разрабатываемый на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретной школы (в качестве учебного плана школы может быть принят один из типовых учебных планов); рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно.
Прежде всего в учебных планах, как и в государственном стандарте общего среднего образования, выделяются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.
Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как «Математика» и «Информатика», И частично такие области, как «Окружающий мир», «Искусство», в которых выделяются учебные курсы общекультурного и общенационального значения.
Национально-региональный компонент обеспечивает потребности и интересы в области образования народов нашей страны в лице субъектов Федерации и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как «Родной язык и литература», «Второй язык», и частично остальные области, в большинстве которых выделяются учебные курсы или разделы, отражающие национальное своеобразие культуры.
Интересы конкретного образовательного учреждения с учетом федерального и национально-регионального компонентов находят отражение в школьном компоненте учебного плана.
Структура учебного плана школы в значительной мере обусловлена необходимостью отражения в нем инвариантной и вариативной частей. Инвариантная часть (ядро) учебного плана обеспечивает приобщение к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование с целью их базовой культуры. Вариативная часть, учитывающая личностные особенности, интересы и склонности учащихся, позволяет индивидуализировать процесс обучения.
Эти
взаимодополняющие и относительно автономные
части учебного плана не являются полностью
независимыми. В результате их пересечения
в учебном плане любого общеобразовательного
заведения выделяется три основных вида
учебных занятий: обязательные занятия,
составляющие базовое ядро общего среднего
образования; обязательные занятия по
выбору учащихся; факультативные занятия
(необязательные занятия по выбору).
2.Учебный предмет и учебная программа. Содержание образования, представленное на уровне теоретического осмысления в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных предметах или учебных курсах (дисциплинах).
Информация о работе Государственный стандарт образования, учебный план, учебные программы и учебники