Государственное управление в сфере образования и науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 07:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть особенности государственного управления в сфере образования и науки.

Задачи работы – изучить исторический аспект государственного управления образованием; проанализировать реформу образования за последние 10 лет; рассмотреть некоторые вопросы нового проекта системы образования в России.

Содержание

Введение. 3
1. Исторический аспект управления образованием 4
1.2 Российская система образования 14
1.3 Будущие изменения в образовании 20
Заключение. 23
Список использованной литературы: 24

Работа содержит 1 файл

Кур-административное право.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

     Сформировалась  основная законодательная и нормативно-правовая база образования. Утверждены типовые  положения всех основных видов образовательных  учреждений, государственные образовательные  стандарты начального, среднего и  высшего профессионального образования. Принятые федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам образования, законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации в основном обеспечивают правовое регулирование сферы образования, хотя по отдельным направлениям (нормативы финансирования, обеспечение самостоятельности в использовании финансовых средств, льготы и преференции образовательным учреждениям и финансирующим образование лицам и др.) требуется существенное дополнение существующего правового поля в интересах развития сферы образования.

     Складывается  и уже активно функционирует  система общественных институтов управления образованием, отдельными его уровнями и секторами, учебными заведениями: родительские комитеты, попечительские советы, учебно-методические объединения, научно-методические советы, Российский союз ректоров, советы ректоров вузов субъектов Российской Федерации, региональные советы директоров средних специальных учебных заведений, Ассоциация «Роспрофтехобразование», Ассоциация технических университетов, Ассоциация негосударственных вузов, попечительские советы и др.

     Происходящие  в образовании изменения отражаются в сложившейся к настоящему времени  системе образовательной статистики, которая содержит многие сведения, характеризующие состояние, а также количественные и качественные изменения, происходящие в сфере образования. Отчасти в ней нашли свое отражение новые явления и процессы в сфере образования (создание негосударственных учреждений, платное обучение в государственных учебных заведениях, появление новых видов учебных заведений, формирование многоуровневой системы подготовки специалистов и др.). Постепенно вводятся показатели, отвечающие международным требованиям. [5]

     Тем не менее, сегодняшняя образовательная  статистика характеризует главным образом количественные аспекты системы образования и образовательной деятельности, и слабо ориентирована на оценку качества образовательной деятельности и ее результативность. В ней не нашла адекватного отражения кардинально изменившаяся ситуация в управлении, организационной структуре, финансировании сферы образования. В тоже время, многосторонняя, объективная оценка процессов модернизации образования требует реализации соответствующих систем мониторинга и статистики образования. 

 

1.3 Будущие изменения в образовании

 

     В настоящее время проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" доработан Министерством  на основе представленных замечаний  и предложений и выставлен  на всеобщее обсуждение в сети Интернет. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" должен заменить собой сразу два документа - законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", принятые в 1992 и 1995 годах соответственно. В новом законе будут четко прописаны права и обязанности детей, родителей, учителей, гарантии бесплатности образования и доступности качественного образования. Это обеспечит открытость системы образования в интересах каждого гражданина и общества в целом. [4]

     Рассмотрим  некоторые вопросы, которые затронуты в этом проекте.

     Анализ  информации о состоянии и перспективах развития образования подлежит ежегодной  публикации в виде итоговых (годовых) отчетов в сети Интернет на официальном  сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

     Размер  заработной платы каждого педагогического работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества (интенсивности), а также качества и результативности его труда, педагогического стажа, наличия почетных званий, государственных и ведомственных наград и максимальным размером не ограничивается. Каждый педагогический работник обязан применять в своей деятельности компьютерные технологии.

     В новом стандарте предлагается оставить для старшеклассников шесть предметных областей, из которых они будут  выбирать до семи нужных предметов. Это русский язык и литература или - впервые на выбор - родной язык и литература. Иностранный язык. Математика и информатика. Общественные науки - обществознание, история, география, экономика, право. Естественные науки - естествознание, физика, химия, биология, экология. Шестая область - искусство или предмет по выбору школы в национальных республиках. Включение в программу экономики и права должно, обеспечить основную задачу школы - готовить человека к реальной жизни за ее стенами. Три обязательных предмета – это физкультура, ОБЖ и курс "Россия в мире".

     Каждый  из выбранных предметов будет  иметь три уровня изучения: интегрированный (первая ступень), базовый (вторая ступень) и профильный. И учащийся сам решит, какой из уровней для него предпочтительнее.  В результате учебный план для старшеклассника будут выглядеть примерно так. Три профильных предмета, три обязательных и три - базового или интегрированного уровня. Это значит, что вместо 18-21 предмета, как сегодня, останется не более десяти, благодаря чему удастся избежать огромного количества избыточных знаний, которые в любом случае не усваиваются.

     Уделено в новом стандарте внимание и  так называемым индивидуальным проектам школьников, предназначенным для  развития навыков самостоятельного обучения. Предполагается, что эта работа, на которую отводится два часа в неделю, будет проходить под руководством тьютора. Тьюторы - это преподаватели-наставники, которые будут следить за личностным и социальным развитием школьников, направлять его в нужное русло, а также создавать кружки по интересам.

     Основные  образовательные программы высшего  образования реализуются по уровням  высшего образования, установленным  настоящим Федеральным законом. Нормативные сроки освоения образовательных  программ высшего образования составляют:

     программы бакалавриата по очной форме обучения для получения квалификации (степени) «бакалавр» – четыре года;

     программы подготовки специалиста по очной  форме обучения для получения  квалификации (степени) «специалист» – не менее пяти лет.

     программы магистратуры по очной форме обучения для получения квалификации (степени) «магистр» – два года;

     программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) – не более трех лет, за исключением обучения по отдельным специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук, срок обучения по которым в очной форме может составлять четыре года.

     Перечень  специальностей научных работников, сроки обучения по которым могут  быть увеличены, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности.

 

Заключение.

 

     Нет необходимости доказывать и убеждать кого-либо в том, что образование – важнейшее условие повышения статуса личности. Современное развитое общество не может нормально жить и развиваться без доступной всему народу системы среднего и высшего образования (как общего, так и специального). Это не новая истина, и существует она не одно столетие.

     Итак, реформа образования – уже отнюдь не теория, не просто дискутируемая проблема. Это реально осуществляемый Министерством образования план. В настоящее время проект об образовании обсуждается активно в сети Интернет.

     Новая реформа об образовании еще очень  «сырая». Остается много вопросов без  ответа. Если ученик в середине 10-го или 11-го класса поймет, что ошибся с  выбором профильных предметов, будет  ли у него возможность отыграть назад? Кто обеспечивает материально-технические условия для обучения в продвинутой, по мысли разработчиков стандарта, школе? И др.

     Вывод:  Прежняя система позволяла обучать  и воспитывать молодежь, встраивать ее в советское общество – это  обеспечивало стабильность. Когда же само общество стало резко меняться, образование не сумело к этому приспособиться.

     Поэтому, старая система образования должна существенно, качественно поменяться практически во всех аспектах. Новое  российское образование должно максимально  использовать не только имеющийся отечественный, но и зарубежный опыт. Оно должно работать на новую экономику – экономику середины двадцать первого века, на новую социальную систему. Это очень трудная задача, и стоит она не только перед Россией.

 

Список использованной литературы:

 
  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: по сост. на 1 октября 2010 года. – М.: ООО «Рид Групп», 2010. – 352 с. – (Новейшее законодательство России).
  2. Федеральный закон от 22.08.1996 года №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  3. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (с посл. изм. от 17.06.2010 г.).
  4. Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (редакция на 1 декабря 2010 года).
  5. Приказ Минобразования России от 11.02.2002 г. №393 «О концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года», Москва.
  6. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения / Информационный бюллетень. ВЦИОМ, Интерцентр, АНХ. 2004. №3.
  7. Ягофаров Д.А. Правовое регулирование системы образования. Учебное пособие. – Москва, 2004 г.
  8. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И. Административное право России: учебник. – 2-е изд. перераб. и доп. – «Проспект», 2010 г.
  9. Козбаненко В.А. «Государственное Управление». Учебное пособие - М.: «Статус», 2002. – 366 с.
  10. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2008.
  11. Бахрах Д.Н. Административное право : учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. — 3-е изд., пере­ смотр. и доп. — М. : Норма, 2008. — 816 с.
  12. Бородин С. С., Громыко С. С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций/С. С. Бородин, С. С. Громыко; ГУАП. СПб., 2007. — 432 с.
  13. Душакова Л.А., Чепурнова Н.М. Административное право: Учебно-методический  комплекс. – М.:  Изд.  центр ЕАОИ, 2008. –  371 с.

Информация о работе Государственное управление в сфере образования и науки