Государственная политика в области образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 14:54, реферат

Описание работы

основные принципы государственной политики в области образования, закон об образовании.

Работа содержит 1 файл

принципы гос. политики.doc

— 49.50 Кб (Скачать)

Государственная политика в области  образования

  1. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.
  2. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом.
  3. Федеральная программа развития образования разрабатывается на конкурсной основе. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации.
  4. Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе.
  5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно - политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

Комментарий к  п.5. Это положение соответствует  ст.13,14,28,29 Конституции РФ. Указанный  запрет распространяется на школьный коллектив и его территорию. В то же время сами работники образовательного учреждения могут входить индивидуально в любую из структур и организаций.

Принципы  государственной  политики в области  образования

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

  1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  2. единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  3. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  4. светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  5. свобода и плюрализм в образовании;
  6. демократический, государственно - общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

.

Законодательство  Российской Федерации  в области образования

  • Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.
  • Федеральные законы в области образования, включая настоящий Закон: разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 
    регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации; 
    вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.
  • Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования. 
    Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.
  • Физические и юридические лица, нарушившие законодательство Российской Федерации в области образования, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Формы получения образования

  • С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно - заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.
  • Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
  • Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно - заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(Закон РФ "Об  образовании", ст. 10 )

Комментарий  
Выбор формы образования для своего ребенка - это право его родителей, право семьи. Фактически действуют три формы получения образования: школа (дневная или вечерняя), семейное образование, экстернат.

СВЕТСКИЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ  
"Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах.. 
. 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях..."

(Закон РФ "Об  образовании", ст.2)

Комментарий  
Светский характер образования соответствует ст.14 Конституции РФ о том, что Российская Федерация является светским государством. Это означает свободу государственных образовательных учреждений от прямого религиозного воздействия.

Учебный год, каникулы

"Учебный год  в общеобразовательном учреждении начинается 1 сентября.

Продолжительность учебного года в 1 классах - 30 недель, во 2 - 11 классах - не менее 34 недель.

Продолжительность каникул устанавливается в течение  учебного года не менее 30 календарных  дней, летом - не менее 8 недель.

Для обучающихся  в первых классах в течение  учебного года устанавливаются дополнительные недельные каникулы".

(Типовое положение  об общеобразовательном учреждении, п. 43)

Комментарий  
Данное положение дает право каждой школе устанавливать свои сроки каникул в течение учебного года.

Регламентирован только общий срок осенних, зимних и  весенних каникул - 30 дней.

Перевод учащихся в следующий  класс, условный перевод, оставление на повторный  год обучения

Решение о переводе учащегося в следующий класс по итогам года, условный перевод в следующий класс, оставление не повторный год обучения принимается педагогическим советом школы. На основании решения педсовета директором школы издается соответствующий приказ.  
 
В следующий класс переводятся учащиеся, освоившие программу учебного года по всем предметам, т.е. имеющие все годовые оценки по предметам не ниже "З".  
 
Академическая задолженность означает, что ученик имеет годовую оценку "2" по предмету.  
 
Если у ученика оценка "2" по какому-либо одному предмету, то он переводится в следующий класс "условно".  
 
При двух или более годовых оценках "2" по предметам ученик оставляется на повторный год Обучения.

Оставление  школы учащимися  до получения основного  общего образования 

"Требование  обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет..."

(Закон РФ "0б  образовании", ст. 19 п.4)

"Предельный  возраст обучающихся  для получения  основного общего  образования в  образовательном учреждении по очной форме обучения - восемнадцать лет".

(Закон РФ "Об  образовании", ст.19,п.5)

"По  согласию родителей  (законных представителей) и местного органа  управления образованием  обучающийся, достигший  возраста пятнадцати  лет, может оставить  общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования."

(Закон РФ "Об  образовании", ст. 19 п.6)

"По  решению органа  управления образовательного  учреждения за  совершение противоправных  действий, грубые  и неоднократные  нарушения устава  образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства.  
 
Об исключении обучающегося из ОУ последнее обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении".

(Закон РФ "Об  образовании", ст.19, п.7)

Дисциплина  в образовательном  учреждении

"Дисциплина  в образовательном  учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. 
 
Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается".

Закон РФ "Об образовании*', ст.15, п.6)

Комментарий:  
Физическое насилие - это применение физической силы к ученику.  
 
Формами психического насилия являются:

  • угрозы в адрес обучающегося;
  • преднамеренная изоляция обучающегося;
  • предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
  • оскорбление и унижение достоинства;
  • необоснованная систематическая критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;
  • постоянная негативная характеристика обучающегося;
  • демонстративное негативное отношение к обучающемуся.

(Комментарий  к Закону РФ "Об образовании")

"Применение, в том числе  однократное, методов  воспитания, связанных  с физическим и  (или), психическим  насилием над личностью  обучающегося (воспитанника) является основанием  для увольнения  педагогического  работника по инициативе администрации".

(Закон РФ "Об  образовании", ст.56)

Информация о работе Государственная политика в области образования