Гендерный подход в совместной деятельности ребенка и взрослого

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:39, доклад

Описание работы

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.

Работа содержит 1 файл

Гендерный подход в совместной деятельности ребенка и взрослого.doc

— 48.00 Кб (Скачать)

Гендерный подход в совместной деятельности ребенка  и взрослого

Автор: Левагина М.Г., Гуцаева Е.В.


 

Проблема  воспитания и обучения ребенка в  соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми старших групп, мы заметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умели договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность. Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу "так, как воспитывали меня". Анализ исследований, педагогической практики, наблюдение за деятельностью детей в группе, выявленные и обозначенные в ходе изучения данного вопроса проблемы побудили к созданию системы работы с детьми 5-7 лет, цель которой – способствовать гендерному воспитанию детей посредством художественного творчества.

В работе были определены следующие задачи:

– развивать творческие способности мальчиков и девочек  в процессе художественного творчества;

– формировать адекватную полу модель поведения у детей;

– воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками;

– учить детей работать индивидуально и создавать коллективные композиции, соотносить свои желания  и интересы с желаниями и интересами других детей;

– учить детей  использовать в художественном творчестве разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединения в одной работе разных материалов с целью получения  выразительного образа и др.

Занятия по художественному  творчеству проводились как со всей группой, так и по подгруппам –  отдельно с девочками, отдельно с  мальчиками, что зависит от тематики занятия.

При их организации учитывались такие особенности детей, как:

– интерес к  рисованию, независимо от пола ребенка, возникает на основе игровой мотивации, специально созданной взрослым;

– кисть руки мальчика в своем развитии отстает  на 1,5 года от кисти руки девочки;

– у девочек  лучше развита зрительно-двигательная координация;

– у мальчиков больше задатков к творческой деятельности;

– девочки больше нуждаются в стимулах, построенных  на основе слухового восприятия;

– мальчики плохо  воспринимают объяснение на слух, для  них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии;

– при оценке поведения детей и результатов  их деятельности девочки крайне чувствительны  к интонациям, форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы  ими восхищались в присутствии  других людей (детей, родителей). Для  мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата в чем-либо.

На занятиях по художественному творчеству важно  создавать условия для того, чтобы  девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно.

Проблема

Пути  выхода

мальчики часто  испытывают затруднения в изображении  объекта в движении.

– предложить из геометрических фигур выложить фигуру человека в движении;

– выложить из палочек фигуру человека в движении;

– продемонстрировать перед детьми разные движения человека (демонстрирует сам педагог, дети друг другу);

– попросить  самого ребенка изобразить движение человека и посмотреть на себя в  зеркале.

Мальчики часто  не могут рисовать кистью тонкую линию  и нажимают на всю плоскость кисти.

– дать мальчикам  тонкую кисть для прорисовки рисунка, заранее нарисованного простым  карандашом;

– предложить схему  использования тонкой кисти;

– давать тонкую кисть даже при закрашивании крупных  деталей.

мальчики ограничиваются несколькими цветами, выбирают темные оттенки.

– предложить мальчику варианты раскрашивания будущего рисунка: цветные фишки, цветные схемы  – пусть мальчик перед раскрашиванием поварьирует цветовую гамму и  вместе с воспитателем обсудит и  выберет цвета для своего рисунка.

девочки очень  широко разворачивают тему, придумывают  большой сюжет, долго делают набросок.

– разделить  процесс рисования на 2 части: 1 часть  – рисование крупных деталей, 2 часть – после просушки вырисовывание  мелких деталей – даем схему;

– дать схему – распределитель времени на набросок и раскрашивание.

мальчики делают рисунок малопредметным, недостаточно детализируют и обогащают.

– посадить мальчика с девочкой за одним столом для  того, чтобы мальчик учился, глядя  на рисунок соседки – девочки;– предложить мальчикам схему с изображением тех деталей, которыми они могут дополнить рисунок (схему продумываем к каждому занятию).


Важное  место при гендерном подходе  в процессе художественного творчества занимает организация предметно-развивающей  среды для дошкольников. Для создания уголка изотворчества привлекаются сами дети. Для этого первоначально выявляются предпочтения детей в его цветовом решении с помощью вводного занятия на тему «Какой цвет я люблю», в процессе которого мальчики и девочки из множества цветов и оттенков выбирают самые любимые. Таким образом, формируется цветовая гамма, которую предпочитают мальчики и девочки по отдельности в оформлении данного пространства группы.

Наполнение  уголка производится в зависимости  от интересов детей, индивидуальных, возрастных, половых, полоролевых и гендерных особенностей:

– разные по цвету  стаканчики для изобразительных  материалов

– подкладные салфетки для бумаги для мальчиков с  изображением мужских видов спорта, разнообразной техники, узорами  в клетку и линию, подводного мира, мужских героев мультфильмов и сказок и др., а для девочек – с изображением насекомых, животных, кукол, сказочных принцесс и др.

– кисти, карандаши, фломастеры украшены «юбочками» из любимых  цветов девочек;

- стирательные  резинки разной формы и цвета;

– раскраски  с различными изображениями (Н: красавиц для девочек и рыцарей для  мальчиков);

– трафареты  с изображением предметов мужского (машины, иструменты) и женского (цветы, бабочки) характера;

– рамочки для  детских работ самых разнообразных цветов и оттенков, которые самостоятельно по своему предпочтению выбираются мальчиками и девочками;

– схемы для  мальчиков и девочек, помогающие им в рисовании и многое другое.

Осуществляя гендерный подход в рисовании  мы избежим нарушения свободы творческого и личностного самовыражения каждого мальчика и каждой девочки, научимся относиться к их внутреннему миру бережно и с уважением, сможем понять и принять их такими, какими их создала природа – разными и по-разному прекрасными!

 

 

Литература:

  1. Арутюнян М.Ю. Гендерные отношения в семье // Материалы Первой российской школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай-96" [текст] / М.Ю. Арутюнян – М., 1997.
  2. Бендас Т.В. Гендерная психология; Учебное пособие / Т. В. Бендас – СПб.: Питер, 2008.
  3. Берн Ш. Гендерная психология [текст] / Ш. Берн – М.: Олма-Пресс, 2001.
  4. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду / Т. Н. Доронова – Москва: Линка – Пресс, 2009
  5. Казакова Р.Г. Актуальные проблемы развития детской художественно-изобразительной одаренности: Монография, изд.2. [текст] / Р.Г. Казакова – М., 2004. – 167 с.
  6. Ковальчук Л.О. Особливості гендерного виховання у початкових та середніх школах Німеччини / Любов Ковальчук // Проблеми освіти: наук.-метод. зб. – К., 2007. – № 47. – С. 122-125.
  7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М., 2000.
  8. Коломинский Я.Л., Мелтсас М.Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психол. – 1985. – № 3. – С. 165-171.
  9. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. – М., 1999.
  10. Цокур О.С. Гендерна соціалізація як основний фактор формування гендерних уявлень особистості / Цокур Ольга Степанівна [Електронный ресурс]. – 07. 04 2008

Информация о работе Гендерный подход в совместной деятельности ребенка и взрослого