Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 23:04, реферат
Обучение как общественное явление есть целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение младшим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Оно обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. В этом заключается его объективное назначение в обществе.
Функции процесса обучения.
Обучение как общественное явление есть целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение младшим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. Оно обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. В этом заключается его объективное назначение в обществе.
Обучение
состоит из двух неразрывно связанных
явлений: преподавания взрослых и учебной
трудовой деятельности, именуемой учением
детей.
Преподавание есть специальная деятельность
взрослых, направленная на передачу детям
суммы знаний, умений и навыков и воспитание
их в процессе обучения. Учение – специально
организованная, активная самостоятельная
познавательная, трудовая и эстетическая
деятельность детей, направленная на освоение
знаний, умений и навыков, развитие психических
процессов и способностей.
Социальная,
педагогическая, психологическая сущность
обучения наиболее полно и ярко проявляется
в его практически
Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру её опыта. Наиболее полно реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Это требует такой организации процесса обучения, чтобы из содержания учебного предмета, отражающего соответствующую область научного знания, не выпадали элементы, важной для понимания основных идей и существенных причинно – следственных связей, чтобы в общей системе знаний не образовывались незаполненные пустоты. Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало путь к освоению последующего.
Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперирование ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и обще учебных умений и навыков.
Умение как
умелое действие направляется четко
осознаваемой целью, а в основе навыка,
то есть автоматизированного действия,
лежит система упрочившихся связей.
Умения образуются в результате упражнений,
которые варьируют условия
Осуществление
образовательной функции
Воспитательная
функция. Воспитывающий характер обучения
– отчетливо проявляющаяся
Обучение
воспитывает всегда, но не автоматически
и не всегда в нужном направлении.
Поэтому реализация воспитывающей
функции требует при
Развивающая
функция. Так же как воспитывающая
функция, развивающий характер обучения
объективно вытекает из самой природы
этого социального процесса. Правильно
поставленное обучение всегда развивает,
однако развивающая функция
Начиная с 60-х
г. в педагогической науке разрабатываются
различные подходы к построению
развивающего обучения. Л. В. Занков обосновал
совокупность принципов развития мышления
в процессе обучения: увеличение удельного
веса теоретического материала; обучение
в быстром темпе и на высоком уровне трудности;
обеспечение осознания учащимися процесса
учения.
А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов и другие разрабатывали
основы проблемного обучения. И. Я. Лернер
и М. Н. Скаткин предложили систему развивающих
методов обучения; В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин
разработали концепцию содержательного
обобщения в обучении; И. Я. Гольперин,
Н. Ф. Талызин и другие обосновали теорию
поэтапного формирования умственных действий.
Объединяющей идеей ведущих научных поисков
и педагогической практики развивающего
обучения является мысль о необходимости
существенного расширения сферы развивающего
влияния обучения. Полноценное интеллектуальное,
социальное и нравственное развитие личности
– результат реализуемых в единстве образовательной
и воспитательной функций.
Актуальное
звучание приобрела и профориентационная
функция обучения.
Общеобразовательная школа закладывает
основы профориентационной работы с детьми
в плане выявления и развития задатков,
способностей, интересов, дарований, склонностей.
В этих целях организуются спецшколы,
гимназии, лицеи, колледжи, дифференциация
обучения, классы и группы углубленного
изучения отдельных предметов. Немалую
роль в этом деле играет хорошо поставленное
соединение обучения с производительным
трудом. С учащимися старших классов проводится
специальная профориентационная работа
в специальных кабинетах профориентации
и на предприятиях. В процессе обучающего
и производительного труда, приобретая
конкретные знания и навыки в области
той или иной профессии, акцентируя личный
интерес на определенных общеобразовательных
знаниях, школьник получает возможность
ориентации и выбора профессии, непосредственного
перехода в сферу производства или продолжения
образования в высшей школе.
Все основные функции обучения, выражающие его глубинную сущность, тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Знания являются основой мировоззрения, профессиональных интересов, материалом для психического развития и формирования духовных потребностей; духовные потребности стимулируют расширение познания и профориентационные искания; психическое развитие облегчает процесс освоения знаний; эмоционально-волевое и действенно-практическое развитие выступает в качестве сильного стимула учебного, общественно полезного, производительного труда.
К функциям
процесса обучения можно отнести
и функции его составных
Функции форм
обучения сложны и многообразны. Среди
них на первом месте обучающе-
Психологическая функция форм обучения
состоит в выработке у учащихся определенного
деятельностного биоритма, привычки к
работе в одно и то же время. Привычное
время и знакомые условия учебных занятий
порождают в детях психическое состояние
раскрепощенности, свободы, оптимального
напряжения духовных сил. Содержательная
форма учебных занятий в совокупности
с активными методами выполняет развивающую
функцию. Особенно эффективно она реализуется,
когда при изучении темы в учебном процессе
используется многообразие форм.
Формы организации учебного процесса обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность детей, выполняя интегрирующе-дифференцирующую функцию. Учебный процесс в своей основе процесс коллективной познавательной деятельности. Дети познают сообща, обмениваются информацией в практических делах, учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Вместе с тем обучение есть процесс развития возможностей личности. Поэтому каждая форма коллективных занятий должна обладать возможностью индивидуализации деятельности школьников, обеспечивать работу по продвинутым программам одних и подтягиванию до средне-обязательного уровня других. Систематизирующая и структурирующая функции организационных форм обучения состоят в том, что они требуют разбивки всего учебного материала по частям и темам, его структурирования и систематизирования как в целом, так и для каждого занятия.
По отношению
друг к другу формы обучения способны
выполнять комплексирующую и координирующую
функции. В целях повышения эффективности
усвоения материала детьми, на основе
какой-либо формы обучения могут быть
объединены и использованы составные
части других форм. При изучении целой
темы одна форма, например, урок, может
исполнять роль основной, базовой, ведущей
по отношению к другим – семинарам, дающим
дополнительный материал.
Наконец, стимулирующая функция формы
организации учебных занятий проявляется
с наибольшей силой, когда соответствует
особенностям возраста детей, специфики
развития их психики и организма. Так,
лекционная форма своей монотонностью
способна подавить в младших школьниках
всякому познавательную активность. Между
тем как урок – драматизация рассказа,
включающая в действие воображение, речь,
мышление, организм в целом, стимулирует
их бурную деятельность.
Функции методов
обучения обеспечивают обучивающе-воспитательное
взаимодействие учителя и учащихся. Их
сущность и своеобразие заключается в
следующем. Прямая функция методов обучения
состоит в передаче и организации усвоения
детьми знаний, формировании их мировоззрения.
На основе знаний методе обеспечивают
развитие у учащихся умений и навыков,
закрепление их в нервной системе ребенка
в качестве нервно-психических образований.
Такая прямая функция методов обучения
состоит в обеспечении развития у ребенка
человеческих сил: интеллектуальных способностей,
одаренности, голоса, зрения, обоняния,
слуха, физических сил, сенсорной, эмоциональной,
духовно- потребностной, волевой сфер.
Реализация этих двух функций в единстве
обеспечивает обученность, идейно-нравственное
воспитание и нервно- психическое развитие
ребенка. Опосредованные функции обучения
состоят в выработке у школьников задатков
и основ культуры умственного и физического
труда – фундамента для осуществления
непрерывного образования, для развития
в них стремления к самообразованию. Воспитательная
функция методов обучения направлена
на развитие в детях позновательно-творческой
активности.
Эффективность процесса обучения и воспитания
во многом зависит от того, насколько быстро
и успешно ребенок превращается из объекта
дидактических воздействий в субъект
познавательной деятельности. Приведение
в движение с помощью методов обучения
всех сущностных сил школьников пробуждает
у них интерес к содержанию и проблемам
учебной деятельности, обеспечивает успех
в воспитании познавательной активности.
Таким образом,
методы обучения как совокупность приемов
и способов обучающего взаимодействия
учителя и учащихся коренятся
в разнообразных методах