Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 21:15, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое обоснование эффективности использования различных форм воспитательной работы во внеурочной деятельности.
Объект исследования: внеурочная деятельность школьников.
Предмет исследования: формы работы классного руководителя в современных условиях.
В связи с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
дать описание различных классификаций форм организации воспитательной деятельности;
упорядочить формы воспитательной работы путём выделения преобладающего, главного, компонента воспитательного дела.
Введение
Всякая форма есть выражение
какого-то внутреннего содержания.
Р. Роллан
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества. В.А.
Сухомлинский
Форму
внеурочной воспитательной
Цель исследования:
теоретическое обоснование эффективности
использования различных форм воспитательной
работы во внеурочной деятельности.
Объект исследования:
внеурочная деятельность школьников.
Предмет
исследования: формы работы классного
руководителя в современных условиях.
В связи
с целью, объектом и предметом исследования
поставлены следующие задачи:
Понятие
формы воспитательной
работы
Каждому школьному педагогу понятно: «клеточкой» учебного процесса является урок. Многообразие традиционных и творческих уроков составляет ткань процесса обучения. А в воспитании? Есть ли такая «клеточка»? Ведь она, эта «клеточка нужна для своеобразной материализации процесса воспитания, для его конкретизации, чёткости и определённости, ибо если воспитание абстрактно, то оно, - как это, увы!, нередко бывает в школьной практике, превращается в пустое словоблудие, нудное морализирование, «педагогику мероприятий», неопределённый набор случайных дел, а то и в бесперспективную борьбу с негативными проявлениями в детской среде… Соответственно этому – непредсказуемый результат и негативное отношение к воспитательной работе как учащихся, педагогов. Недаром подчас должность классного руководителя воспринимается как нежелательная, как «довесок» к учебной нагрузке, как тяжкое бремя, которое придётся нести…
Воспитание, как и обучение, может быть процессом строго определённым, конкретным, целостным и управляемым. Если выстроить чёткую систему форм организации воспитательного процесса, психологически , педагогически обоснованную, методически грамотно инструментованную, тогда каждая форма и станет той «клеточкой» воспитательного процесса, многообразие которых выстроит «ткань» воспитания.
В современной педагогической практике существует несколько понятий: «форма воспитательной работы», «воспитательное мероприятие», «дело» и др. Видимо, имеет право на существование каждое из этих понятий, ибо носит определённый оттенок отображаемого педагогического явления.
В «Энциклопедическом словаре» понятие «форма» имеет несколько значений:
1) внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета;
2) внешнее выражение какого-либо содержания;
3) установленный образец чего-либо;
4) приспособление
для придания чему-либо
5) одинаковая по цвету и крою одежда;
6) совокупность приёмов и изобразительных средств художественного произведения». Очевидно, что каждое значение так или иначе отражает и смысл понятий «форма воспитательной работы» и «форма организации воспитательного процесса».
С точки зрения педагогической формы воспитания (воспитательной работы) – это способы организации, существования и выражения содержания воспитательного процесса, в которых открыто провозглашается отношение к предметам, явлениям, событиям, людям и их сообществам… Как определённая ценность (интеллектуальная, правовая, гражданская, политическая, эстетическая, нравственная и т.д.).
Форма воспитания определяет варианты организации конкретной воспитывающей деятельности детей, их взаимодействия со взрослыми, композиционное построение конкретного дела, его содержание, атрибутику, методику и технику подготовки, проведения и педагогического анализа.
«Воспитательное мероприятие» рассматривается как отдельный акт воспитательной работы, организованный как групповая (коллективная) деятельность, вовлекающая воспитанников в запланированные педагогом отношения.
Понятие «дело» в методике коллективной творческой деятельности трактуется с позиций субъекта творческой деятельности – взрослого (педагога, старшего друга, простого участника…) и воспитанника. Этим и объясняется исключение «формальных» слов – «форма» и «мероприятие».
В современных условиях гуманизации воспитания, демократизации школы, акценте на самоактуализацию личности школьника меняется не только целеполагание, сущность и содержание воспитательного процесса, но и его методика, что напрямую имеет отношение к выбору организационных форм воспитания, т.е. влечёт за собой потребность пересмотра и перестройки традиционных форм, творческого подхода к поиску новых, нетрадиционных форм, обогащения палитры используемых в практике форм внеурочно деятельности учащихся.
Любая форма
внеурочной деятельности имеет цель –
развитие определённого отношения к чему-либо:
музыке, живописи, природе, книге, другому
человеку, учёбе и т.д. Причём это отношение
выражено в предметном (для воспитанника)
и воспитательном (для педагога) результате.
В зависимости от этого выбирается форма:
классный час, лекторий, экскурсия, разговор
при свечах, диспут, школьный бал. Потом
уже определяется конкретное название
(с учётом возраста, специфики класса,
особенностей предмета, отношение к которому
формируется): диспут «Зачем человеку
музыка?», классный час «Кто определяет
мои успехи в учёбе», круглый стол «Чтопроисходит
в обществе и моя позиция», спортивный
праздник «Сильные, смелые, ловкие». Чем
многообразнее и ярче палитра организационных
форм воспитательной работы, тем легче
достигается цель и решаются задачи воспитания.
Классификации форм воспитания
История педагогики знает различные
формы организации воспитательного процесса.
Каждая из них создавалась для реализации
определённого содержания в определённых
условиях, которые не остаются постоянными.
Изменялось прежде всего число детей:
от единиц и десятков школьников в далёком
прошлом до обязательного школьного воспитания
всех детей сегодня.
Понятие
форма организации воспитания употребляется
в широком и узком смысле. В широком понимании
формы организации воспитания характеризуют
организацию воспитания в целом, а не отдельные
воспитательные мероприятия. В таком понимании
правомерно говорить о воспитании в процессе
обучения как об одной из форм организации
воспитания, о внеклассной и внешкольной
воспитательной работе и о семейном воспитании
как о важных формах организации воспитания.
При такой классификации форм
организации воспитательной деятельности
имеются в виду не отдельные, разовые мероприятия,
а весь процесс воспитания.
В педагогической литературе обычно дается
классификация организационных форм воспитания
в зависимости от того, как организованы
учащиеся: участвует ли в воспитательном
процессе весь класс, отдельные ученики,
небольшие группы учащихся. С учетом этого
раскрываются такие формы: 1) фронтальная,
или массовая, работа; 2) групповая, или
кружковая, работа (с постоянным или меняющимся
составом учащихся); 3) индивидуальная
работа. Это наиболее распространенная
и вместе с тем научно обоснованная классификация.
Она раскрывает такие организационные
формы, в которых находят отражение отношения
воспитателей и воспитанников в процессе
воспитания, формы их общения.
Эффективность воспитательного
процесса зависит от формы его организации.
На реализации содержания и особенно на
управлении воспитательной деятельностью
сказывается число воспитанников. При
увеличении числа воспитанников качество
воспитания снижается. Сравнение эффективности
различных форм заставляет отдать предпочтение
индивидуальным микрогрупповым формам
воспитания. Их неоспоримое преимущество
– возможность очень быстро и прицельно
пересматривать формы организации воспитания,
оперативно изменять педагогическую тактику
при изменении условий. Однако высокая
экономическая стоимость индивидуального
и микрогруппового воспитания – серьёзное
препятствие на пути его широкого распространения.
Большинство современных воспитательных
систем перешло к использованию групповых
(коллективных) форм воспитания, отличающихся
достаточной эффективностью (при условии
квалифицированного педагогического
руководства) и относительно низкой экономической
стоимостью педагогических услуг. Последняя
причина – решающая при выборе формы воспитания
в нашей стране.
Имеются попытки классифицировать формы
организации воспитательной деятельности
в зависимости от методики воспитательного
воздействия. При такой классификации
формы воспитания подразделяются на такие
группы: 1) словесно-логические, образно-художественные,
трудовые, игровые и психологические.
Словесно-логические
формы. Основным средством воздействия
является слово (убеждение словом), вызывающее
ответные эмоции у детей. К этому типу
форм относятся беседы на самые разные
темы, классные дискуссии, собрания, конференции,
лекции и пр. Главное здесь — обмен информацией,
сообщения учеников, учителей и других
взрослых, обсуждение проблем. Такой тип
воспитательного воздействия имеет место
в практике школ всего мира, хотя методика,
техника или даже технология его проведения
могут быть различными, о чем мы скажем
ниже.
Образно-художественные формы. Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь — вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях. Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую и объединяющую силу совместно переживаемых чувств, знали и их разрушительные возможности. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они станут лучше. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т.п.
Трудовые формы внеурочной работы. Положительно воздействует на детей совместная работа, шире — различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.
Игровые (досуговые) формы работы. Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.
Особое внимание следует обратить на психологические формы работы с учащимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.
Более пристальное рассмотрение организационной формы воспитательной работы как педагогической категории приводит к видению её многообразных аспектов, сторон, выражений, а значит позволяет педагогу сделать процесс выбора форм процессом творческим. Формы воспитательной работы многообразны. Они могут быть:
Алгоритм подготовки
проведения любой формы
воспитательной работы
Для подготовки и проведения любой формы воспитательной работы может быть составлен определённый алгоритм, позволяющий наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы его таковы.
Информация о работе Формы воспитательной работы во внеурочной деятельности