Формы
организации обучения:
индивидуальная, групповая,
фронтальная
- В процессе
обучения совместная деятельность обучающего
и обучаемых осуществляется в
определенном порядке и установленном
режиме, другими словами, облечена в
конкретную форму.
Исторически сложились три формы организации
обучения:
- индивидуальная;
- групповая
(с подгруппой);
- фронтальная
(со всей группой).
Каждая из форм отличается своей спецификой,
которая выражается в дидактической цели,
степени самостоятельности детей, соотношении
коллективной и индивидуальной работы,
в особенностях педагогического руководства.
Индивидуальная
форма организации обучения
-
Индивидуальная форма
организации обучения
заключает в себе много положительных
моментов. Педагог имеет возможность определять:
- задачу;
-
содержание;
- методы;
- средства
обучения, соответствующие уровню развития
ребенка, с учетом темпа усвоения им материала,
особенностей психических процессов и
т. п.
- С
каждым ребенком в группе педагог
периодически проводит индивидуальные
занятия контрольно-диагностического
характера, чтобы выявить уровень его
обученности, вовремя определить пробелы
в усвоении знаний и умений. Это необходимо
для корректировки дальнейшего обучения
детей. Для такого занятия можно подбирать
несколько вариантов аналогичных заданий,
выполнять которые будут все одновременно.
Групповая
форма
- Групповая
форма обучения предполагает, что
занятия проводятся с подгруппой. Для
этого группа распределяется на подгруппы,
включающие не более 6 человек. Основанием
для комплектования могут быть личные
симпатии детей, общность их интересов,
но ни в коем случае
не совпадение в уровнях
развития.
Технология проведения групповых занятий
может быть разной. Иногда на занятии присутствуют
сразу все подгруппы. В этих случаях педагог
должен продумать, как разместить детей.
Каждая подгруппа должна сидеть компактно
и в какой-то степени автономно, на некотором
расстоянии от других, потому что на таком
занятии уже не будет абсолютной тишины:
"внутри подгруппы" дети общаются,
переговариваются, взаимодействуют.
Тематика занятия может быть общей для
всех.
Подгруппы могут получить варианты
одного и того же задания. Иногда занятия
проводятся с каждой подгруппой поочередно.
- Фронтальные
занятия также
необходимы в условиях современного дошкольного
учреждения. Их содержанием может быть
деятельность художественного характера,
например: музыкальные занятия, показ
инсценировки, игра-путешествие, знакомство
с произведениями искусства и т. п.
- Обучение
на занятиях независимо от формы его
организации отличается прежде
всего программностью. Педагог намечает
программное содержание, которое должно
быть реализовано в ходе занятия.