Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:01, доклад
Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации педагогического процесса. Что же такое «формы организации обучения», какова их сущность?
Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса.
Под
уроком ознакомления учащихся
с новым материалом, или сообщения (изучения)
новых знаний, понимается такой урок, содержанием
которого является новый, неизвестный
учащимся материал, включающий в себя
относительно широкий круг вопросов и
требующий значительного времени на его
изучение. На таких уроках в зависимости
от их содержания, конкретной дидактической
цели и подготовленности, учащихся к самостоятельной
работе в одних случаях учитель сам излагает
новый материал, в других проводится самостоятельная
работа учащихся под руководством учителя,
в третьих практикуется и то и другое.
Структура урока ознакомления с новым
материалом: повторение предыдущего материала,
являющегося основой для изучения нового;
объяснение учителем нового материала
и работа с учебником; проверка понимания
и первичное закрепление знаний; задание
на дом.
На
уроках закрепления знаний
С
уроками закрепления знаний
Обобщающими
уроками(обобщения и
Уроки
проверки(контрольные)
Обязательными
элементами всех
Организационный
этап предполагает постановку
целей и обеспечение условий
для их принятия учащимися,
создание рабочей обстановки, актуализацию
мотивов учебной деятельности и формирование
установок на восприятие, осмысление,
запоминание материала. На этапе подведения
итогов урока фиксируется достижение
целей, определяется мера участия в их
достижении всех учащихся и каждого в
отдельности, делается оценка их работы
и определяются ее перспективы.
Урок
как организационная форма
Основные тенденции развития урока находят
свое конкретное проявление в организационных
и сугубо дидактических требованиях.
К
первой группе требований
Дидактические
требования к уроку сводятся
к соблюдению принципов
Урок
как основная организационная
форма обучения органично
3.Дополнительные
формы организации обучения.
Дополнительные
занятия проводятся с отдельными учащимися
или группой с целью восполнения пробелов
в знаниях, выработки умений и навыков,
удовлетворения повышенного интереса
к учебному предмету.
С
дополнительными занятиями
Необходимость
домашней работы учащихся
Домашняя
учебная работа учащихся
Исходя из дидактических целей, можно выделить три вида домашних заданий:
подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы;
направленные на закрепление знаний, выработку умений и навыков;
требующие
применения полученных знаний на практике.
Особым
видом являются задания
Могут
быть индивидуальные домашние
задания и задания отдельным
группам учащихся.
Методика
организации домашней работы - одно
из слабых мест в деятельности
школы и семьи. Часто задавание уроков
на дом вообще не выделяется как самостоятельный
этап урока. Между тем задавание уроков
на дом должно прежде всего помочь учащимся
самостоятельно учиться. Чтобы не перегружать
учащихся домашними заданиями, их целесообразно
строить по принципу "минимум-максимум".
Задания-минимум обязательны для всех.
Задания-максимум необязательны, рассчитаны
на учеников, интересующихся предметом,
имеющих к нему склонность.
Редко практикуемой в школах, но довольно действенной формой организации обучения, имеющей своей целью обобщение материала по какому-либо разделу программы, является учебная конференция.
Конференции могут проводиться по всем учебным предметам и в то же время далеко выходить за рамки учебных программ.
В старших классах и особенно в вечерних и сменных школах используется лекция, адаптированная к условиям школы. Школьные лекции успешно применяются при изучении как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Как правило, это вводные и обобщающие лекции, реже они представляют собой модификацию урока сообщения новых знаний.
Школьной
лекции должна предшествовать
подготовка учащихся к
Семинарские занятия проводятся в старших
классах при изучении гуманитарных предметов.
При этом используются два вида семинаров:
в форме докладов и сообщений; в вопросно-ответной
форме. Сущность семинаров заключается
в коллективном обсуждении предложенных
вопросов, сообщений, рефератов, докладов,
подготовленных учащимися под руководством
учителя.
Практикумы, или
практические занятия, применяются
при изучении дисциплин естественнонаучного
цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной
подготовки. Они проводятся в лабораториях
и мастерских, в учебных кабинетах и на
учебно-опытных участках, в ученических
производственных комбинатах и ученических
производственных бригадах учащихся.
Обычно работа строится в парах или индивидуально
по инструкции или алгоритму, предложенному
учителем. Это могут быть измерения на
местности, сборка схем, ознакомление
с приборами и механизмами, проведение
опытов и наблюдений и т.п.
Вспомогательные формы организации обучения.
К ним относятся те из них, которые направлены
на удовлетворение многосторонних интересов
и потребностей детей в соответствии с
их склонностями. Это прежде всего факультативы
и разнообразные формы
кружковой и клубной
работы.
Факультатив работает по определенной
программе, которая не дублирует учебную.
Эффективным на занятиях факультатива
является сочетание лекций его руководителя
с различными видами самостоятельной
работы учащихся (практические, реферативные
работы, проведение небольших исследований,
обзоры книжных новинок, дискуссии в группах,
выполнение индивидуальных заданий, обсуждение
докладов учащихся и др.).
Наряду с постоянно действующими формами
организации вне-учебной деятельности
большое значение в структуре целостного
педагогического процесса имеют и такие
эпизодические мероприятия, как олимпиады,
викторины, конкурсы,
смотры, соревнования,
выставки, экспедиции
и т.п.
Функции форм обучения
Функции форм обучения сложны и многообразны. Среди них на первом месте обучающее - образовательная. Форма обучения конструируется и используется для того, чтобы создать наилучшие условия для передачи детям знаний, умений, навыков, формирования их мировоззрения, развития дарований, практических способностей, активного участия в производстве и общественной жизни. Воспитательная функция обеспечивается последовательным введением школьников с помощью системы форм обучения в разнообразные виды деятельности. В результате в работу активно включаются все духовные и физические силы: интеллектуальные, эмоционально-волевые, действенно-практические. Ребенок достигает целей, преодолевает трудности познания, радуется победам, помогает товарищам, проявляет терпение и выдержку, настойчивость и волю. Постоянно подкрепляются и укрепляются морально-волевые качества детской личности. Организационная функция обучения в том, что необходимость соответствия объема, качества содержания образования возрастным возможностям детей требует от учителя четкой организационно-методической инструментовки подачи материала, строгого отбора вспомогательных средств. Адаптация школьников к специфике той или иной формы дает им возможность заранее готовиться к деятельности, быстро вырабатывать установку на труд в определенных условиях. Психологическая функция форм обучения состоит в выработке у учащихся определенного деятельностного биоритма, привычки к работе в одно и то же время. Привычное время и знакомые условия учебных занятий порождают в детях психическое состояние раскрепощенности, свободы, оптимального напряжения духовных сил. Создается обстановка увлекательного и вдохновенного труда. Содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами выполняет развивающую функцию. Особенно эффективно она реализуется, когда при изучении темы в учебном процессе используется многообразие форм. Многообразие и разнообразие форм порождает богатство условий для умственной, трудовой, игровой деятельности, что позволяет включать в работу весь комплекс психических процессов. Формы организации учебного процесса обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность детей, выполняя интегрирующе-дифференцирующую функцию. Учебный процесс, реализуемый в разнообразных формах, в основе своей процесс коллективной познавательной деятельности. Дети познают сообща, обмениваются информацией в практических делах, учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Вместе с тем обучение есть процесс развития возможностей личности. Поэтому каждая форма коллективных занятий должна обладать возможностью индивидуализации деятельности школьников, обеспечивать работу по продвинутым программам одних и подтягиванию до средне обязательного уровня других. Систематизирующая и структурирующая функции организационных форм обучения состоят в том, что они требуют разбивки всего учебного материала по частям и темам, его структурирования и систематизирования как в целом, так и для каждого занятия.
Информация о работе Формы обучения и формы организации обучения. Общий обзор