Формирование ученического коллектива и повышение его влияния на становление личности учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Изучением процесса формирования личности и факторов, влияющих на него, занимались представители разных наук – психологии, социологии, философии, педагогики. Одним из наиболее значимых достижений в этом направлении является разработка теории коллектива, которая утверждает, что развитие личности человека обусловлено развитием системы его взаимоотношений с другими людьми – коллектива.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Коллектив как фактор воспитания личности 5
Понятие и сущность теории коллектива 5
Основные этапы и направления в развитии теории коллектива в отечественной науке 7
Понятие о коллективе в гуманистической педагогике 13
Роль коллектива в развитии личности 17

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
2.1 Подготовка исследования 19
2.2 Проведение исследования 20
2.3 Результаты исследования и их анализ 21



ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Формирование ученического коллектива и повышение его влияния на становление личности учащихся учреждений профессионально1.docx

— 46.83 Кб (Скачать)

Известнейшими идеологами коллективизма являются А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский. Впоследствии она разрабатывалась  в трудах С.Н. Лысенковой, Ш.А. Амонашвили и др. советских педагогов.

Основой теории является рассмотрение коллектива в качестве специфической формы организации  людей в обществе и определяющего  фактора развития личности. В соответствии с данной теорией личность может  развиваться только в коллективе, поэтому он становится основой для  учебной, трудовой, творческой и других видов деятельности учащихся.

В постсоветский период произошел переворот во взглядах на коллектив. Идеи свободы и независимости, присущие современному демократическому мышлению, приводят к новому пониманию  его роли в формировании личности.

Так, коллектив больше не считается главным дисциплинарным органом и подспорьем воспитателя  в решении возникающих проблем. И хотя человек на протяжении жизни  может состоять в нескольких различных  коллективах, ни одному их них он не подчиняется, и подчиняться не должен.

Традиции коллективисткой  педагогики подвергаются критике, поскольку  она, по мнению многих, была нацелена на подавление личности, а не на ее возвышение и всестороннее развитие.

 

Литература

 

  1. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000. – 98 с.
  2. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов/Н.В. Бордовская, А.А.Реан. – СПб.: Питер ,2000. – 304 с.
  3. Варламова А.Я. Педагогика: Учебно–методическое пособие. – Волгоград: Изд–во ВолГУ, 2004. –74 с.
  4. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций. – Калининград: Калиниградский университет, 1996. – 107 с.
  5. Зуева И.В. Теория воспитательного коллектива в отечественной педагогике 1946–1991 гг.: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 . – М.: РГБ, 2004.
  6. Казакина М.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности. Л. – 1983. С. 19.
  7. Караковский В. А. , Новикова Л . И . , Селиванова И . Л . Воспитание ? Воспитание: Воспитание! // Теория и практика воспитательных систем . – М .: Новая школа , 1996. – 160 с.
  8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь – М.: Педагогика, 2000. – 219 с.
  9. Лишин, О. В. Педагогическая психология воспитания / О. В. Лишин. – М.: Академкнига, 2003. – 336 с.
  10. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. – М.: Педагогика, 1976. – 640 с.
  11. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. – М.: Педагогика, 1972. – 334 с.
  12. Методики социально–психологического исследования личности и малых групп. //Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Журавлева. М., ИП РАН, 1995.
  13. Моргаевская А.Н. Развитие теории коллектива в отечественной педагогике : Автореферат дисс… канд. пед наук: 13.00.01. – СПб., 2009. – 22 с.
  14. Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. — М.: Академический Проект, 2001. – 383 с.
  15. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. – М.: Знание, 1983. – 96 с.
  16. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. – М.: Педагогика, 1988. –144 с.
  17. Новикова Л . И .Педагогика детского коллектива . – М . : Педагогика , 1978. –144 с.

 

Приложение 1

 

Бланк опросника для учащихся.

Ответь, пожалуйста, на приведенные  ниже вопросы. Постарайся быть искренним, иначе вся работа потеряет смысл. Нам очень хотелось бы знать твое собственное мнение. Обещаем, что  искренность не обернется тебе во вред.

Читай каждый вопрос и  сразу отвечай на него. Для фамилий, которые ты будешь записывать, после  каждого вопроса оставлены специальные  места. Фамилии указывай в любом  порядке. Чтобы при ответе не забыть тех, кто отсутствует сегодня, посмотри на доску: там указаны все фамилии.

Прежде чем начинать работу, напиши свое имя, фамилию и  группу. Успеха!

Фамилия и имя________________________________________________

Группа_______________________________________________________

Дата тестирования_____________________________________________

I. Если бы тебе пришлось перейти учиться в другуое ПТУЗ, кого из нынешних одногруппников ты бы взял в новую группу? Назови, пожалуйста, пять человек.

1.____________________________________________________________

2. ___________________________________________________________

3. ___________________________________________________________

4. ___________________________________________________________

5. ___________________________________________________________

II. А кого из нынешних одногруппников ты бы не взял в свою новую группу? Укажи пять фамилий.

1. ___________________________________________________________

2. ___________________________________________________________

3. ___________________________________________________________

4. ___________________________________________________________

5. ___________________________________________________________

III. Как ты думаешь,  кто из одногруппников взял бы тебя в свою новую группу, если бы перешел в другое ПТУЗ? Укажи пять фамилий.

1. ___________________________________________________________

2. ___________________________________________________________

3. ___________________________________________________________

4. ___________________________________________________________

5. ___________________________________________________________

IV. Укажи, пожалуйста, фамилии тех одногруппников, которые не захотят, по твоему мнению, взять тебя в свою новую группу. Запиши пять фамилий.

1. ___________________________________________________________

2. ___________________________________________________________

3. ___________________________________________________________

4. ___________________________________________________________

5. ___________________________________________________________

V. Если бы тебе предложили  посмотреть ответы на эти вопросы пятерых твоих одногруппников, то чьи ответы ты хотел бы увидеть? Напиши их фамилии в порядке значимости для тебя. Под первым номером — фамилию того, чьи ответы хочется знать больше всего, и так далее.

1. ___________________________________________________________

2. ___________________________________________________________

3. ___________________________________________________________

4. ___________________________________________________________

5. ___________________________________________________________

Большое спасибо за ответы!

 

 

Приложение 2

 

Вопросы для куратора группы:

Как Вы оцениваете уровень сплоченности группы?

Есть ли деление на группы?

По какому признаку оно происходит?

Есть ли в группе референтная группа, позволяющая оказывать влияние на коллектив?

На чем основывается авторитет  референтных лиц?

Какое значение в жизни современных  школьников имеет коллектив?


Информация о работе Формирование ученического коллектива и повышение его влияния на становление личности учащихся