Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 21:42, курсовая работа
Изучением процесса формирования личности и факторов, влияющих на него, занимались представители разных наук – психологии, социологии, философии, педагогики. Одним из наиболее значимых достижений в этом направлении является разработка теории коллектива, которая утверждает, что развитие личности человека обусловлено развитием системы его взаимоотношений с другими людьми – коллектива.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Коллектив как фактор воспитания личности 5
Понятие и сущность теории коллектива 5
Основные этапы и направления в развитии теории коллектива в отечественной науке 7
Понятие о коллективе в гуманистической педагогике 13
Роль коллектива в развитии личности 17
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
2.1 Подготовка исследования 19
2.2 Проведение исследования 20
2.3 Результаты исследования и их анализ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Известнейшими идеологами коллективизма являются А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский. Впоследствии она разрабатывалась в трудах С.Н. Лысенковой, Ш.А. Амонашвили и др. советских педагогов.
Основой теории является
рассмотрение коллектива в качестве
специфической формы
В постсоветский период произошел переворот во взглядах на коллектив. Идеи свободы и независимости, присущие современному демократическому мышлению, приводят к новому пониманию его роли в формировании личности.
Так, коллектив больше
не считается главным
Традиции коллективисткой педагогики подвергаются критике, поскольку она, по мнению многих, была нацелена на подавление личности, а не на ее возвышение и всестороннее развитие.
Литература
Приложение 1
Бланк опросника для учащихся.
Ответь, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. Постарайся быть искренним, иначе вся работа потеряет смысл. Нам очень хотелось бы знать твое собственное мнение. Обещаем, что искренность не обернется тебе во вред.
Читай каждый вопрос и
сразу отвечай на него. Для фамилий,
которые ты будешь записывать, после
каждого вопроса оставлены
Прежде чем начинать работу, напиши свое имя, фамилию и группу. Успеха!
Фамилия и имя_________________________
Группа________________________
Дата тестирования_____________
I. Если бы тебе пришлось перейти учиться в другуое ПТУЗ, кого из нынешних одногруппников ты бы взял в новую группу? Назови, пожалуйста, пять человек.
1.____________________________
2. ______________________________
3. ______________________________
4. ______________________________
5. ______________________________
II. А кого из нынешних одногруппников ты бы не взял в свою новую группу? Укажи пять фамилий.
1. ______________________________
2. ______________________________
3. ______________________________
4. ______________________________
5. ______________________________
III. Как ты думаешь, кто из одногруппников взял бы тебя в свою новую группу, если бы перешел в другое ПТУЗ? Укажи пять фамилий.
1. ______________________________
2. ______________________________
3. ______________________________
4. ______________________________
5. ______________________________
IV. Укажи, пожалуйста, фамилии тех одногруппников, которые не захотят, по твоему мнению, взять тебя в свою новую группу. Запиши пять фамилий.
1. ______________________________
2. ______________________________
3. ______________________________
4. ______________________________
5. ______________________________
V. Если бы тебе предложили
посмотреть ответы на эти
1. ______________________________
2. ______________________________
3. ______________________________
4. ______________________________
5. ______________________________
Большое спасибо за ответы!
Приложение 2
Вопросы для куратора группы:
Как Вы оцениваете уровень сплоченности группы?
Есть ли деление на группы?
По какому признаку оно происходит?
Есть ли в группе референтная группа, позволяющая оказывать влияние на коллектив?
На чем основывается авторитет референтных лиц?
Какое значение в жизни современных школьников имеет коллектив?