Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:37, реферат
Многие образовательные учреждения постоянно и целенаправленно изучают пути повышения эффективности обучения учащихся. Школьные программы меняются для того, чтобы, исходя из оп-ределенных психологических и педагогических предпосылок, сделать учебный материал удобным для глубокого и успешного усвоения учащимися. Методические изыскания направлены на поиск форм и методов активизации процесса обучения и выработку самостоятельности у учащихся. Одной из целей этих усилий является формирование устойчивых познавательных интересов у школьников. В связи с этим уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности образовательного учреждения.
Важно,
чтобы контроль и оценка не
только устанавливали
Особо
следует подчеркнуть роль
Дело
в том, что формирование
На уроке учитель рассказывает, показывает учащимся, но вся эта информация для некоторых детей незначима: они слушают и не слышат, смотрят и не видят, они заняты совсем иной деятельностью: мечтают, думают о своем. Чтобы эти дети включились в учебную работу, надо создать стимул для усиленного процесса мышления. Таким приемом, стимулирующим мышление, и является создание учебно-проблемных ситуаций.
Очень эффективно, особенно в младших классах, начинать создание учебно-проблемных ситуаций не с вопроса, задачи или рассказа, а с какой-либо практической работы. И если сразу после этого поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация, несомненно, явится мощным толчком к началу интенсивного мышления.
Проблемное обучение способствует поддержанию глубокого интереса к самому содержанию учебного материала, к общим приемам познавательных действий, формируя тем самым у детей положительную мотивацию.
Влияние
коллективных форм учебной
Различные формы коллективной деятельности учащихся на уроке играют значительную роль в становлении мотивации учения. Для ее становления большое значение имеет включение всех учащихся в активную учебную работу, так как только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. Однако, приемы, применяемые при индивидуальной форме обучения, не всегда дают должный эффект. В классе бывают дети, на которых эти приемы не оказывают ожидаемого действия. Использование групповых форм обучения втягивает в активную работу даже таких "глухих" учащихся, так как, попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют задание, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется осуждению со стороны товарищей, а их мнением он, как правило, дорожит зачастую даже больше, чем мнением учителя.
Учебная
деятельность должна
Выбор
той или иной формы
Мотивация достижения. Школьники, мотивированные на достиже¬ние успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Мотивирован¬ные на успех учащиеся обычно выбирают для себя профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам, способностям.
Иначе
ведут себя школьники,
Учащиеся,
у которых преобладает
Изложенное
указывает на необходимость
Результаты
исследования показали, что учащиеся
только 5а, 8в мотивированы на успех.
В особой мере учителю следует заботиться о создании или вос¬становлении положительного эмоционального климата в том слу¬чае, если у ученика сложилась стрессовая ситуация длительного неуспеха в учении, закрепившая негативное отношение к учителю и/или к школе, создавшая конфликт с товарищами, тревогу и бес¬покойство. Нельзя в обучении культивировать такие отрицательные эмоции, как обида, страх перед неприятностями, исходящими от учителя («двойкой», вызовом родителей и др.). Эти отрицательные эмоции поддерживают у ученика устойчивую мотивацию недопу¬щения неудачи, вследствие чего возникает ощущение, что лучше ничего не делать, чем быть плохим учеником, у которого ничего не получается. В процессе обучения учителю необходимо заботиться о преобладании положительных эмоций при обучении.
Значение
оценки в становлении
Учителя с момента появления ребенка в школе нередко пользуются отметкой как мотивирующим средством, как средством побуждения ученика к активной работе. Однако тем самым они сдвигают центр мотивационной сферы его деятельности с самой деятельности, с ее результата и процесса на оценку деятельности, то есть на что-то внешнее по отношению к этой деятельности. Отметка в этом случае приобретает в глазах школьника самодовлеющую ценность и заслоняет подлинную ценность его деятельности (4).
Деятельность учащихся, не подкрепленная в должной мере познавательной потребностью и интересом, направленная на внешние ее атрибуты, на оценку, становится недостаточно эффективной. Это приводит к тому, что отметка для многих учащихся перестает играть мотивирующую роль, а тогда и сама учебная работа теряет для них всякую ценность.
Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у детей адекватной самооценки работы, ее рефлексии. Балльная отметка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Особенно осторожно надо использовать в текущем учете неудовлетворительные отметки, а на первых порах обучения, по-видимому, лучше вовсе не использовать. Вместо этого надо просто указывать на имеющиеся пробелы в работе, отмечая, что того-то и того-то ребенок еще не знает, пока не усвоил, не умеет. Такой анализ учитель для себя фиксирует. При тематической форме учета и оценки работы учащихся это сделать легко.
При наличии проблем в учебной деятельности педагогу следует:
1.Повышать познавательный интерес:
- раскрывать
значимость и необходимость
- использовать наглядность и занимательные задания;
- вести урок эмоционально;
- использовать парадоксы;
- применять активные и игровые методы обучения;
- побуждать детей задавать «умные» вопросы;
- уделять особое
внимание вопросу оценивания
учащихся: оценка учителя повышает
мотивацию, если она относится
не к способностям ученика
в целом, а к тем усилиям,
которые прилагает ученик при
выполнении задания. Важно,
- применять задания,
предусматривающие выбор,
2. Повышать значимость хорошей успеваемости. Для этого рекомендуется:
- повышать статус
учащихся с хорошей
- подчёркивать успехи позитивных лидеров (у подростков пользуются успехом негативные лидеры, которые учатся плохо, поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы они воспринимали учебные успехи лидеров как образец для подражания);
- убеждать учащихся
в том, что успешность учения
является следствием развития
волевых качеств, поэтому
- рассматривать
хорошую успеваемость как
- обсуждать жизненные
планы учащихся и
3.Повышать у детей уверенность в себе, в своих возможностях (частая причина лени – неуверенность в себе):
- поощрять даже
небольшие достижения (иногда можно
не обратить внимания на
- демонстрировать
собственную веру в
- давать задания, в которых ученик обязательно достигнет успеха;
- разъяснять, какие
конкретные действия должен
- использовать
позитивную лексику.
4. Стремиться стать для учащихся значимым человеком, объектом идентификации:
- проявлять уважение к личности и умению учащегося;
- демонстрировать
собственную внутреннюю
- по возможности использовать юмор, создавать атмосферу радости на уроке;
- открыто признавать свои ошибки и слабости (это позволяет учащемуся почувствовать себя сильнее, не переживать слишком остро свои неудачи).