Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 05:37, доклад
Цель: рассмотрение механизма формирования интереса к обучению у младших школьников.
Задача формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения - одна из центральных в системе образования. Ее решение связано с двумя вопросами:
1) содействие наиболее полному отражению в сознании учащегося явлений науки, проникновение в их существенные взаимосвязи;
2) пробуждение, поддерживание и подкрепление такого отношения к знаниям, к учению, которое наполнено готовностью, овладеть знаниями, стремлением углубляться в процесс познания.
@Тема: «Формирование учебной мотивации первоклассников.
@«Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения».
@Цель: рассмотрение механизма формирования интереса к обучению у младших школьников.
Задача формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения - одна из центральных в системе образования. Ее решение связано с двумя вопросами:
1)
содействие наиболее полному
отражению в сознании
2) пробуждение, поддерживание и подкрепление такого отношения к знаниям, к учению, которое наполнено готовностью, овладеть знаниями, стремлением углубляться в процесс познания.
@ Актуальность этой проблемы в том, что современному учителю необходимо учитывать мотивацию учащихся процессе обучения, так как именно она определяет продуктивность учебной деятельности и является ее органичной составляющей.
@Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает к своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
На уроке учитель рассказывает, показывает учащимся, но вся эта информация для некоторых детей незначима: они слушают и не слышат, смотрят и не видят, они заняты совсем иной деятельностью: мечтают, думают о своем. Чтобы эти дети включились в учебную работу, надо создать стимул для усиленного процесса мышления. Таким приемом, стимулирующим мышление, и является создание учебно-проблемных ситуаций. Очень эффективно, особенно в младших классах, начинать создание учебно-проблемных ситуаций не с вопроса, задачи или рассказа, а с какой-либо практической работы. И если сразу после этого поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация, несомненно, явится мощным толчком к началу интенсивного мышления.
@Учение имеет полимотивированный характер, т.е. к нему побуждает школьника не один, а ряд мотивов различного свойства. Все мотивы можно разбить на следующие группы:
@Все, о чем говорилось выше, касалось работы учителя. Однако нельзя забывать, что обучение носит не индивидуальный, а коллективный характер. Психологами получены данные о том, что на характер учебной мотивации влияет групповая сплоченность учебной группы. В частности, при работе малыми группами сплоченность способствует повышению интереса к учебному предмету, а ее отсутствие, наоборот, отрицательно влияет на познавательный интерес.
@Интерес к учению проявляется у первоклассников с самого первого дня в школе, когда идёт адаптация. По адаптации проводится целая программа. С целью адаптации в первые дни ребенка в школе мы заполняем дневник настроения, который помогает выявить мотивацию посещения школы.
В 1 классе с целью изучения адаптации и самочувствия учеников, был проведен опрос родителей о самочувствии детей дома за уроками. Было опрошено 5 родителей из 5.
@Анализируя «Карту адаптации первоклассников» мы пришли к выводу, что в этом классе у (60%) детей средняя трудоспособность, очень слабая трудоспособность у 20% детей, у 40% детей слабо развита внимательность, в 3 классе результаты изменились в лучшую сторону - средняя трудоспособность у 43%, активность на уроках 57%.
@ В 1 классе у 60% наблюдается плаксивость, обидчивость и,
в
то же время, дети активны на уроках
– 60%, активны в играх – 60%, в 3 классе слаборазвитое
внимание снизилось до 27%, обидчивость
до 14%, активны в игра стали 86% учащихся.
Таким
образом, по результатам опроса родителей,
наблюдений за детьми во время учебного
процесса и во внеучебное время, бесед
с родителями и детьми, анализа
анкет для родителей, карты адаптации,
анализа «Дневника настроения»,
можно сделать следующие
На
основании всего изложенного
можно заключить, что процесс
адаптации первоклассников к
условиям школы прошёл удовлетворительно.
@ Школьным психологом была проведена анкета «Мотивация учения», которая дала следующие результаты:
в 1 классе – высокий
уровень – 40%, средний уровень – 20%; мотивация
учения во 2 классе – высокий уровень –
20%, средний – 80%, в 3 классе показания изменились:
средний стал у 14%, высокий – у 86%.
Заключение.
Очень трудно проводить урок и объяснять
новый материал без наглядных пособий,
особенно в начальной школе. При введении
в обучение информационно коммуникативных
технологий проблема с наглядностями
исчезла. Практически на каждом уроке
я применяю показ презентаций, фильмов,
работа на тринажорах.
Работа
с мультимедийными пособиями
дает возможность разнообразить
формы работы на уроке за счет одновременного
использования иллюстративного,
Такая работа может осуществляться на разных этапах урока
@ Каково же влияние ИКТ на учителя?
ИКТ дают:
@ Основоположник развивающего обучения Л.С. Выготский писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика".
Программа «Школа 2100» осуществляет межпредметные связи и позволяет проводить интегрированные уроки. На основании этого можно вывести модель повышения учебной мотивации обучающихся средствами межпредметной интеграции. Эта модель показана в докладе.
В связи с присуждением гранта наша школа получила очень большую поставку современного информационного оборудования, что позволило нам, учителям, использовать современные педтехнологии в полном объёме. Применение информационно-коммуникативных технологий повысило мотивацию учителя к работе, что явно отражается на учениках. При использовании на уроках презентаций, а мы их проводим очень часто, интерес к обучению повышается. Дети с удовольствием работают на уроках, но получается не у всех, у кого-то лучше, у кого-то – хуже – это зависит от способностей ученика.
Показ отдельных слайдов
В заключение хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.