Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению как психолого-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:14, доклад

Описание работы

Самоопределение является сознательным актом выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Способность к самоопределению - неотъемлемая сторона общей культуру личности, предполагающая готовность и умение человека самостоятельно вырабатывать руководящие принципы и способы своей деятельности и поведения в обществе. Потребность в самоопределении, самостоятельный поиск своего места в жизни, обостренный окончанием школы, вступлением в самостоятельную жизнь, вырастает в подлинную проблему, определяющую характер внутренней и внешней активности старшеклассников.

Работа содержит 1 файл

Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению как психолого.docx

— 29.00 Кб (Скачать)

     Отсюда  профессиональное самоопределение - это  самостоятельное осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив, предпологающий выбор профессии получении профессионального образования и совершенствование в данной профессиональной деятельности.

     Следующий тип - жизненное самоопределение, куда помимо профессиональной деятельности относятся учеба, досуг, вынужденная  безработица и др. И хотя профессиональное самоопределение часто является наиболее значимым для многих людей, но даже оно реализуется в определенном контексте жизни. При этом немало людей видят основной смысл своей  жизни во вне профессиональной деятельности.

     Таким образом, современное понимание  карьеры - это не только успешность в данной деятельности, но и успешность всей жизни. Следующий, более сложный, тип - личностное самоопределение - может  рассматриваться как высший тип  жизненного самоопределения, когда  человеку удается действительно  стать хозяином ситуации и всей своей  жизни.

     Принципиальным  отличием личностного самоопределения  от самоопределения жизненного является то, что человек не просто «овладевает  ролью», а создает новые роли и  в каком-то смысле даже занимается социально-психологическим  нормотворчеством, когда окружающие могут сказать о нем не просто как о хорошем «семьянине», «учителе»  или «руководителе», а как об «уважаемом Иване Ивановиче» или «уважаемой Авдотье Петровне», которых нельзя соотнести с какой-то социальной ролью или профессией, так как они уникальны и неповторимы сами по себе, а их жизнь является целым событием в глазах окружающих их людей.

     Личностное  самоопределение - это нахождение самобытного  «образа Я»,   постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей. Наконец, самый сложный тип - это самоопределение личности в культуре (как высшее проявление личностного самоопределения). Рассуждая самоактуализирующейся личности, А. Г. Асмолов подчеркивает ее обязательную внутреннюю активность, направленную и на «продолжение себя в других людях», что в каком-то смысле позволяет говорить даже о социальном бессмертии человека хотя бы как о возможности. Высший тип самоопределения - это тогда, когда содеянное человеком является значительным вкладом в развитие культуры в ее широком понимании (производство, искусство, наука, религия), когда о человеке можно сказать словами А.М. Горького, что он стал «человеком человечества».

     Педагогические  основы формирования у школьников готовности к принятию решения о профессиональном выборе разработаны в исследовании С.И. Вершинина.

     Автором определены структурные компоненты готовности к принятию решения о  профессиональном выборе: мотивационно-ценностный (потребности, мотивы, ценности), личностный (профессионально важные качества, самооценка, стиль, принятия решения), операционный (знания, умения, навыки).

     Эта ступень объективно связана с  возможностью занятия растущим человеком  новой социальной позиции, осознанием себя членом общества, с одной стороны, а с другой - с формированием  новых требований данного общества, предъявляемых к молодым людям. Человек ставится в условия необходимости  выбора жизненного пути, в том числе  и профессии.

     Л.И. Божович, рассматривая самоопределение как процесс обособления «Я» от «не-я» в онтогенезе, констатирует, что наиболее бурно этот процесс происходит именно в подростковом возрасте.

     Предложенные  теоретические изыскания находят  свои подтверждения на практике, а  именно в желании подростка познать  самого себя как личность, обладающую стремлением к самоотверждению, самовыражению, стремлению проявить себя. По А.Г. Асмолову личностное самоопределение - это способность оценивать себя изменяющегося  во времени, осознанно влиять на процесс и результат собственного развития, занимать активную позицию, осуществляя «нормотворчество», внося свой вклад в обогащение культуры. Отличие позиции А.В. Мудрика в том, что он считает важнейшим периодом самоопределения раннюю юность. По его мнению, это связано с тем, что «именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения, происходит осознание себя как субъекта общественных отношений». Определение себя в мире мыслится им, как определение своей индивидуальности и своей индивидуальной позиции. Одним из важнейших моментов определения себя в мире ранней юности автор считает профессиональное самоопределение.

     Автор считает, что в основе самоопределения  в старшем подростковом и юношеском  возрасте лежит личностное самоопределение, активное определение своей позиции  относительно общественно выбранной  системы ценностей, определение  на этой основе смысла своего существования.

     Такое понимание личностного самоопределения  позволило конструированию теоретической  модели самоопределения в подростковом  (школьном) и юношеском (студенческом) возрастах.

     Личностное  самоопределение задает личностно  значимую ориентацию на достижение определенного  уровня в системе социальных отношений, требований, предъявляемых к нему, то есть задает социальное самоопределение.

     По  мнению С.П. Крягжде, социальное самоопределение представляет собой ограничение себя определенным кругом профессий; это как бы более низкий уровень профессионального самоопределения, неполное, незавершенное профессиональное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется профессиональное самоопределение.

     В.А.Кузнецова  под самоопределением понимает вовлеченность  в те или иные подструктуры жизни  через индивидуальный выбор, который  далеко не для всех является внутренним.

     Индивид сам выбирает, но из того, что реально  ему доступно, что дано как доступное  на данном временном отрезке, этапе  жизни». Автор считает жизненное  самоопределение важной стороной самореализации.

     В то же время жизненное самоопределение  исследователи рассматривают и  как осознанное стремление личности к реализации целевых установок, выбору жизненных позиций. Стержнем жизненного самоопределения можно считать выбор жизненных целей формирующейся личности.

     По  А.Н. Леонтьеву, жизненная цель - это  главный мотив в общей иерархии, побуждающей человека. Жизненное самоопределение учащихся   - это процесс динамичный. Он заключается в переходе от непосредственного, импульсивного принятия решения к подлинному выбору, подлинному самоопределению, которое осуществляется только в результате сложных процессов анализа, как практических возможностей своей деятельности, так и своих внутренних ресурсов - способностей, склонностей, знаний, навыков, характера.

     Оно предполагает умение принимать решение  и действовать на основе сознательно  принятого решения, отнесенного  к сравнительно далекому будущему. Стремление в самоопределении, поиск  своего места в жизни, определяет характер внутренней и внешней активности старшеклассников.

     Сущность  жизненной перспективы личности отражают жизненные цели, планы, ценностные ориентации, профессиональное самоопределение, проективный и реальный выбор  и многое другое.

     Содержательная  общность данных понятий имеет свои различия. Так жизненные планы  являются средством осуществления  жизненных целей, их конкретизацией в хронологическом и содержательном аспектах. Сами планы определяют порядок  действий, необходимых для реализации жизненных целей как основных ориентиров в предстоящей жизнедеятельности.

     В педагогической литературе профессиональное самоопределение определяется как  процесс формирования отношения  личности к себе как субъекту будущей  профессиональной деятельности, что  позволит подготовить человека в  будущем к перемене профессии, адаптации  к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики (Концепция  системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ (научный редактор С.Н.Чистякова-Ярославль).

     В современных условиях, когда приоритетами образования провозглашаются и  гуманизм и свободное развитие личности, профессиональное самоопределение можно рассматривать с одной стороны, как внутренний процесс развития личности, а с другой - как результат  этого развития. Процессуально-результативный подход позволит учесть психолого-педагогические аспекты самоопределения личности школьника.

     Реально и хороший педагог, и хороший  психолог должны помочь школьнику и  в профессиональном, и в жизненном, и в личностном самоопределении, т. е. практически все эти типы самоопределения сильно взаимосвязаны.

     В целом можно сказать в заключение, что проблема самоопределения в  различных его типах (профессиональных и личностных) пронизывает всю  практику и теорию психолого-педагогической работы и хотя бы пытаться размышлять о ней должен каждый. Правда, здесь  возникает еще одна довольно сложная  проблема - проблема готовности педагогов  и психологов размышлять о самоопределении, в том числе как о собственном  профессиональном и личностном самоопределении.   

Литература.   

     1.                  Асмолов А.Г. Мир образования// Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1999, 424 с.

     2. Божович Л.И.Особенности самосознания подростков.//Вопросы психологии -1995.-N1-c/12.

     3. Буева Л.П.  Самоопределение и самовоспитание юношества.-М.:Знание,2000г. 320 с.

     4. Вершинин С.И. Основы принятия решения о профессиональном выборе. Промитей 1996, 161 с.

     5. Гинзбург М.Р. Путь к себе. М,  Педагогика 1991, 160 с.

     6. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника.- Воспитательная концепция профориентации. -М, Педагогика 1979, 203 с. 

     7. Дьяченко Н.Н. Профессиональное  воспитание учащейся молодежи  М, Высшая школа, 1988.-114 с.

     8. Климов Е.А. Психология профессионального  самоопределения. Ростов-на-Дону,1996, 512 с.

     9. Кон И.С. В поисках себя: личность  и ее самосознание М, Политиздат, 1984,335 с.

     10. Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс 1981, 196 с.

     11. Кузнецова В.А. Преемственность  содержания педагогического образования  в системе «педучилище-педколледж-педвуз» Уфа,-Прогресс 2003,281 с.

     12. Леонтьев А.Н.Деятельность, сознание, личность М, 1977, 304 с.

     13. Мудрик А.В. Учитель: мастерство  и вдохновение М, 1986.

     14. Немов Р.С.Психология М, Просвещение, Владос 1995, 573 с.

     15. Парамей Г.В. Педагогическая профориентация в школе. Советская педагогика 1990, N1. с 89-93/

     16. Честякова С.Н. Педагогические основы управления профориентацией школьника: Автореферат дисс. д.п.н., М, 1987, 21 с.

     17. Щедровицкий Г.П.Система педагогических  исследований./Педагогика и логика-М, 1992, 100 с.

     18. Шалаев И.К. Шкала мотивационного программно-целевого управления. Барнаул 1992, 22 с.

Информация о работе Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению как психолого-педагогическая проблема