Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:26, статья
В современных жизненных условиях творческая личность становится востребованной во всех областях знаний, умений, работ. Количество происходящих в жизни событий, концентрация различной информации, требует от человека новых подходов к любым её изменениям. Для того, что бы выжить в этом потоке, адекватно реагировать на условия жизни, быть успешным, человек должен реализовывать свой творческий потенциал.
Формирование творческих способностей студентов УСПО на уроках дисциплины «Основы композиции».
В современных жизненных условиях творческая личность становится востребованной во всех областях знаний, умений, работ. Количество происходящих в жизни событий, концентрация различной информации, требует от человека новых подходов к любым её изменениям. Для того, что бы выжить в этом потоке, адекватно реагировать на условия жизни, быть успешным, человек должен реализовывать свой творческий потенциал.
Особенно
остро этот вопрос касается студентов,
т.к. им предстоит выйти из учебных
заведений не только грамотными, образованными,
но еще и востребованными
Сопоставив мнения разных авторов, можно сделать вывод, что хотя они и определяют способность к творчеству по - разному, но общим в понятии является то, что способность к творчеству видится в создании нечто нового, оригинального. Критерием творчества при этом является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность - именно это называется креативностью. (Э.З. Фромм [8]).
Несмотря
на данную от природы способность
к творческой деятельности, только
целенаправленное обучение дает возможность
обеспечить высокий уровень развития
заложенных творческих способностей.
(М.Н. Скаткин [1]).
Важно
отметить, что творческая деятельность
характеризуется новизной и оригинальностью,
необычайностью применяемых средств;
выполнением самостоятельных
Методологическую базу исследования составляют труды: Л.С.Рубинштейна [3,4], Б. М. Теплова [5], Л. С. Выготского [2], и т. д.
Опираясь на анализ литературных источников, нами проведено исследование по формированию творческих способностей студентов УСПО на уроках дисциплины «Основы композиции».
За базу для данного исследования нами взят Строительный техникум студенты группы ТУ по специальности исполнитель художественно-оформительских работ.
На констатирующем этапе эксперимент проводился как непосредственно во время занятий по основам композиции, так и на основании творческих работ студентов. Был проведен опрос студентов, дающий понятие об уровне творческих способностей, об отношение не только к предмету основы композиции, но и к обучению в целом. Таким образом, исследование носило групповой характер. Так же была проведена диагностика уровня сформированности творческих способностей студентов на уроках дисциплины «Основы композиции».
Исходя из вышеизложенного, на данном этапе исследования, сделав промежуточный вывод, мы определили, что творческие способности необходимо развивать, а если уровень развития не достаточно высокий, то их нужно формировать.
На основании календарно-тематического плана уроков дисциплины «Основы композиции» Строительного техникума были составлены рекомендации по формированию творческих способностей студентов.
Разработанные нами рекомендации по формированию и повышению уровня творческих способностей студентов на уроках дисциплины «Основы композиции» внедрялись в учебно-воспитательный процесс преподавателями техникума.
Методические рекомендации содержали систему практических заданий, которые можно выполнять коллективно на уроках дисциплины «Основы композиции», занятия на саморазвитие студента, которые необходимо выполнять в течение длительного времени.
На контрольном этапе эксперимента были собраны и проанализированы результаты по возрастанию уровня творческих способностей студентов, на основании которых нами сделан вывод, что они стали на уровень выше, интереснее, изменился подход к самому предмету. Это говорит о том, что у студентов со слабым уровнем развития творческих способностей они были сформированы, у остальных возросли, развились и другие компоненты творческих способностей.
В результате внедрения методических рекомендаций мы увидели, что уровень сформированности творческих способностей изменился. Возросли средний и высокий уровень творческих способностей, а студентов с низким уровнем стало меньше. Для того, чтобы понять какие результаты дал метод невербальной диагностики творческих способностей, была составлена диаграмма.
Таким образом, в результате проведенного исследования, можно сделать вывод, который заключается в необходимости расширять и формировать творческий опыт студента, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. В процессе развития художественных способностей мы затрагиваем развитие личности. Поэтому необходимо четко улавливать особенности каждого студента, его образное мышление, художественное восприятие, тяготение к определенным видам изобразительной деятельности. Только в практической деятельности формируются способности, они не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности и творческие способности не исключение. Студентов надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт. Именно в этом заключается значение данной исследовательской работы по разработке методических рекомендаций, которые на практике показали положительные тенденции в формировании творческих способностей на уроках дисциплины «Основы композиции».
На примере нашего исследования доказано, что компоненты творческих способностей - креативность, образное мышление, воображение, это не врожденные качества личности, а что их возможно не только развивать, но и сформировать.
Выполненное
исследование не может охватить всех
аспектов проблемы. Поскольку в экспериментальное
исследование были вовлечены лишь студенты
одной группы, то перспективой дальнейшего
исследования может стать изучение формирования
творческих способностей студентов других
групп с отслеживанием динамики развития
творческих способностей на уроках дисциплины
«Основы композиции».
Литература