Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:14, курсовая работа
Цель исследования: выделить пути и обосновать необходимость формирования толерантности у старших школьников.
Задачи исследования:
o рассмотреть понятие и принципы толерантности;
o охарактеризовать уровни развития толерантности в образовании;
o определить значение учителя в воспитании толерантности;
o рассмотреть методику воспитания толерантности в школе.
Введение 3
1. Теоретические основы толерантности 6
1.1. Понятие толерантности 6
1.2. Принципы толерантности 7
2. Проблема воспитания толерантности в современной школе 10
2.1. Уровни развития толерантности в образовании 10
2.2. Значение учителя в воспитании толерантности 12
3. Методика воспитания толерантности в старших классах 16
Заключение 22
Источники и литература 24
1. Слово педагога о толерантности
2. Способы воспитания терпимости (толерантности); развитие восприимчивости ко всему новому, необычному.
3. Воспитание способности "слышать Другого".
4. Воспитание способности "принимать Другого".
5. Тренинг. Техника повышения социо-культурной толерантности и эмпатии.
Планируемые результаты:
- Снижение агрессивности и конфликтности в классных коллективах.
- Уменьшение проявлений межличностных, этнических, религиозных, политических и т.п. разногласий.
- Достижение гармонии между «Я» каждого ученика и «МЫ» , под которым подразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям.
Диагностика
толерантности проводится путем психолого-педагогического
мониторинга школьной тревожности, дезадаптивности,
повышенной агрессии (Айзенка, Веймера
и др.).
Толерантность – ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства.
Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных способностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.
Среди подростков виден рост подростковой преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь.
Толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость.
Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия мировых культур т.е. то, чем мы занимаемся в повседневной жизни; воспитанием учащихся в духе мира, прав человека и демократии.
Предполагаемый результат педагогической деятельности – самоактуализирующаяся личность, которой присущи:
Говоря о концепциях модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.
Толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды.