Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 23:36, реферат
Учащиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи более или менее строят связные высказывания в пределах близкой им тематики, однако испытывают серьезные затруднения при продуцировании связных высказываний (формулирование выводов, обобщений, доказательств, воспроизведение содержания текстов). При пересказах они не могут полно и точно излагать свои мысли. Особенно наглядно это проявляется при написании изложений и сочинений.
Конспект логопедического
занятия в 3 классе
Тема: составление текста-описания «Утро».
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Совершенствовать
навык узнавания текста-
• Обогащать словарный запас.
• Расширять связную устную и письменную речь.
* * *
Работа с текстом
Логопед. Посмотрите,
что написано на доске.
Ребята, помогите!
Из зоопарка сбежало животное. Это самый высокий зверь. Ноги у него длинные, тонкие, грудь узкая, длинная шея и маленькая головка. Длинная шея и ноги помогают ему выжить во время засухи. Питомец очень быстро бегает. Спит животное стоя и очень мало, около пяти минут. Найдите его.
Вы догадались, о каком животном идет речь?
Дети. О жирафе.
Выставляется картинка.
Логопед. Какие слова вам помогли догадаться, что это жираф?
Дети отвечают.
Что мы сейчас делали?
Дети. Описывали жирафа.
Логопед. Правильно, сегодня мы продолжим работу над текстом-описанием.
Узнавание текстов-описаний
Логопед. Дети, послушайте
тексты.
Как-то раз подложили утке куриное яйцо. Вылупились утята, и повела их утка на пруд. Пошел с ними и цыпленок. Утята - в воду, и цыпленок за ними. Хорошо, что на берегу были ребята. Еле спасли цыпленка.
Я люблю коней. Люблю потому, что они быстро бегают и очень красивые.
Мне нравится наша кошка.
У нее пушистый хвостик. Глазки зеленые,
лапки черные. Сама она серая.
Дети. Третий рассказ - это рассказ-описание.
Логопед. Почему?
Дети. Потому что к тексту можно поставить вопрос: какая? В нем описывается кошка. Это описание.
Составление рассказа-описания
Логопед. Какое сегодня число.
Дети отвечают.
Какое время суток?
Дети. Утро.
Логопед. Какое сегодня утро?
Мнения детей расходятся.
Логопед. Вам сейчас
прочитаю стихотворение М. Щеловановой
«Утро». В нем как будто разговаривают
два человека. У одного хорошее настроение,
у другого - плохое, и утро они находят
разным.
- Какое сегодня утро?
- Сегодня плохое утро.
Сегодня скучное утро,
И, кажется, будет
дождь.
- Почему же плохое утро?
- Сегодня не будет солнца.
Сегодня не будет солнца,
Сегодня будет хмурый,
Серый, пасмурный день.
- Почему же не будет
солнца?
Сегодня хорошее утро,
Сегодня веселое утро,
И тучи уходят прочь.
Наверное, будет солнце,
Обязательно будет солнце!
И прохладная синяя
тень.
Можно определить у кого плохое настроение, у кого - хорошее?
Дети. У человека, который говорит, что утро пасмурное, хмурое, - плохое настроение. А у человека, который говорит, что утро веселое, солнечное, - хорошее настроение.
Логопед. Посмотрите за окошко и скажите, какое сегодня утро?
Дети. Ясное, солнечное, чудесное.
Логопед. Давайте на доске запишем эти предложения. Вы сказали, что «сегодня ясное утро». Как можно еще сказать, чтобы смысл предложения не изменился?
Дети. Выглянуло солнце.
Логопед. Солнышко какое?
Дети. Яркое.
Логопед. Составьте красивое предложение.
Дети. Выглянуло яркое солнышко.
Логопед. Запишем это предложение на доске.
Дети выполняют.
Опишите небо.
Дети. На небе нет тучек. Небо голубого цвета.
Делается запись на доске.
Логопед. Поговорим о снеге. Какой снег?
Дети. Белый, он блестит на солнце.
Логопед. С чем можно сравнить снег?
Дети. С серебром.
Логопед. Постройте предложение.
Дети. Снег на солнце блестит, словно серебряный.
Делается запись на доске.
Логопед. Что можно сказать о ветре?
Дети. Сегодня нет ветра.
Логопед. Если нет ветра, то утро какое?
Дети. Безветренное.
Делается запись на доске.
Логопед. Что мы можем сказать о морозе?
Дети. Мороз маленький, небольшой, легкий.
Логопед. А если легкий мороз, как можно ласково назвать его?
Дети. Морозец.
Логопед. Составьте предложение.
Дети. Стоит легкий морозец.
Делается запись на доске.
Логопед. Ребята, а какое настроение в такое утро?
Дети. Веселое, хорошее, радостное, бодрое.
В итоге работы получается следующий текст.
Утро
Сегодня чудесное утро. Выглянуло яркое солнышко. Небо голубое. Снег на солнце блестит, словно серебряный. Утро безветренное. Стоит легкий морозец. Настроение в такое утро веселое, бодрое, радостное.
Учащиеся читают получившийся текст.
Развитие зрительного гнозиса
Логопед. Откройте свои тетради и перепишите текст.
Итог занятия
Информация о работе Формирование связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи