Формирование познавательных интересов в обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:16, реферат

Описание работы

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям . Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет.

Содержание

I Введение
II Формирование познавательных интересов в обучении
Новый материал
Самостоятельная работа
Проблемное обучение
Занимательный материал
Геометрический материал
III Развитие познавательных способностей
Развитие внимания
Развитие восприятия
Развитие мышления
Развитие памяти
IV Литература

Работа содержит 1 файл

пед.познавательные процессы и их развитие.DOC

— 96.00 Кб (Скачать)

Например, перед изучением  деления столбиком многозначного  числа на однозначное на доске  пишу несколько примеров для устного  счета на изученные ранее правила: 90:6, 360:6, 960:4 т например 12765:3.

Предлагаю объяснить  прием вычисления. Когда учащиеся подходят к последнему примеру, наступает тишина, даже сильные ребята не могут сразу дать ответ. Напряжение передается и слабым. Все активно включаются в работу. Начинают думать, рассуждать, открывать для себя новое. У каждого возникает вопрос КАК?,  а раз есть подобный вопрос, значит, появляется желание узнать, научиться. А это желание – залог успешного освоения нового.

Сильные ученики справляются  с заданием, заменяя делимое удобным  слагаемыми. Естественно, я поощряю  этих учеников, но отмечаю, что они  затратили много времени на нахождение результата, а пример решить очень быстро и справиться с решением может каждый. Как? Глаза у всех горят любопытством. В эти напряженную минуту я быстро решаю пример на доске столбиком, не задерживая их внимания на объяснении. Важна быстрота получения ответа. Дети не ожидали, что так быстро можно решить сложный пример. А вот для объяснения приема решения тоже нужно выбрать удобный момент или создать ситуацию, когда учащиеся поймут, что им необходимо послушать, и послушать внимательно. Вернусь к  этому уроку математики.

После АХ! Я спросила: ПРОСТО?  Все радостно заулыбались. Я не стала объяснять прием  решения, так как поняла, что должного внимания не будет. Решение стерла.

Дети верили, что все  они поняли и решать подобные примеры  очень просто. Я предложила им сразу же решить пример самостоятельно. Они с радостью взялись за дело, веря в быстрый успех. Наблюдаю: одни глаза смотрят на меня вопросительно, другие, третьи … И так большая часть класса, и главное – у всех в глазах вопрос А КАК? Почему не получается, хотя показалось так просто?

У детей появляется желание  поскорее найти ответ на вопрос. Настало время для объяснения. Внимание полное. После объяснения опять даю самостоятельное задание, чтобы вызвать у детей желание  еще и еще раз послушать объяснение.

В конце урока показываю  микрокалькулятор, с помощью которого за несколько секунд можно произвести сложные вычисления, и обязательно  подчеркиваю, что эту умную машину изобрел человек.

 

Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения. Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

Для развития познавательных интересов важно усложнение познавательных задач.

Для этого интересно  использовать предварительную подготовку к восприятию нового. Например:

1 Заселите домик числами

 

10

3

 
 

4

2

 
 

5

1

 

 

2 Решить удобным способом

(40+10)-7

(60+10)-4

 

После записи решения  на доске детям дается задание: Найдите, чем похожи суммы в этих примерах. А получив ответ: Вторые слагаемые одинаковы – число 10, дети обводят указанные слагаемые красным мелом

(40+10)-7

(60+10)-4

Вывод можно зафиксировать  наглядно, соединив дугой число 10 и  то число, которое вычитается.

В этом обобщении фиксируется основа вычислительного приема для случая  30-6

Следующие задания предлагаются с целью закрепить умение выделять в круглыхдесятках один десяток, т.е. представлять круглые десятки  в виде суммы, в которой одно из слагаемых равно числу 10

 

3 Вставить числа в  окошки по данному образцу

 

40 = 30 + 10   80 = … + 10

60 = 50 + 10   50 = … + …

 

При подытоживании проделанной  работы необходимо сказать о том, что умения заменять круглые десятки  суммой со вторым слагаемым 10, находить удобный способ вычитания из такой суммы несколько единиц и знания состава числа 10 пригодятся ученикам в дальнейшем при изучении нового вычислительного приема. Все это нацеливает детей на изучение нового материала. И детям интересно решать пример вида 30 – 6 т.к. они сами при его решении устанавливаюти закономерность, используя ранее приобретенные знания.

Задачи на применение знаний и умений также способствуютразвитию познавательных интересов. С одной  стороны эти задачи позволяют  ученикам оперировать знаниями, повседновно убеждаться в их полезности. С другой стороны, сам процесс оперирования умениями  позволяет им делать лестные для себя заключения о продвижении.

Особенно развивают  интерес творческие работы учащихся, которые связаны с работой  воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями и умениями. Для этой цели использую опорные схемы:

 

 

 

 

? на ? больше

 

 

 

 

? на ? меньше

 

 

=                        .  

 

 

Было  -                        .  

Взяли  -                        .  

Осталось  -                        .  

Занимательный материал

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное  вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

В процессе игры на уроке  математики учащиеся незаметно для  себя выполняют различные упраждения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества личности. На своих уроках постоянно использую такие игры : ЛЕСЕНКА, МОЛЧАНКА, ДЕСАНТНИКИ, “ПРОДОЛЖАЙ, НЕ ЗЕВАЙ”,ТОЧНО ПО КУРСУ, ПОЕЗД, КОМУ ПОДАЕТСЯ МЯЧ, и многие другие.Геометрический материал

Развитию познавательных интересов способствует использование геометрического материала.

1 Вывешиваю плакат  с рисунком, составленным из геометрических  фигур.

Спрашиваю

Из каких фигур состоит  рисунок кошки?

Какой фигурой представлено туловище?

Измерь и найди площадь  этой фигуры, сумму длин ее сторон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Раздаю детям геометрические  фигуры и даю задание – составить  из данных фигур домик, елочку, кораблик и т.д.

Задания, направленные  на развитие внимания

Чтобы познавательный интерес  постоянно подкреплялся, получал  импульсы для развития, надо использовать средства, вызывающие у ученика ощущение, сознание собственного роста.

Составь план ответа, задай  вопрос товарищу, проанализируй ответ  и оцени его, обобщи сказанное, поищи  иной способ решения задачи – эти  и многие другие приемы, побуждающие  ученика осмыслить свою деятельность, неуклонно ведут к формированию стойкого познавательного интереса.

Развитие познавательных способностей

В процессе учебной деятельности школьника, большую роль , как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Внимание – это  форма организации познавательной деятельности во многом зависит от степени сформированости такого познавательного процесса как внимание.

В учебный материал включаю  содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

 

1 Отыскание ходов в  обычных и числовых лабиринтах

2 Пересчет предметов,  изображенных неоднократно пересекающимися контурами

3 Отыскание чисел по  таблицам Шульте

4 Быстрее нарисуй

5 Найди, кто спрятался

6 Найди сходство и  различие

7 Прочитай рассыпанные  слова

 

 

Задания, направленные  на развитие восприятия и воображения.

Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном  действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого  человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем  мире, в обществе. Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким.

В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.

 

  1. Подбери заплатку к сапожку
  2. Собери разбитый кувшин, вазу, чашки, тарелки
  3. Упражнение Геометрические фигуры
  4. Упражнение Треугольники
  5. 100-клеточная таблица с графическими изображениями
  6. Таблица с геометрическими фигурами разной формы
  7. Таблица с геометрическими фигурами разного размера
  8. Таблица с геометрическими фигурами не только разной формы, но и белого и черного цвета
  9. 100-клеточная таблица, заполненная цифрами
Задания, направленные на развитие логического  мышления

Логическое мышление

Интеллект человека . в  первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким  уровнем логического мышления. Поэтому  уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира.

Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.

 

  1. Задачи на смекалку
  2. Задачи шутки
  3. Числовые  фигуры
  4. Задачи с геометрическим содержанием
  5. Логические упражнения со словами
  6. Математические игры и фокусы
  7. Кроссворды и ребусы
  8. Комбинаторные задачи

 

Задания, направленные на развитие памяти.

Память является одним  из основных свойств личности. Древние  греки считали богиню памяти Мнемозину  матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью. Например, академик А.Ф.Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Но следует знать и о том, что хорошая память не всегда гарантирует ее обладателю хороший интеллект. Психолог Т.Рибо описал слабоумного мальчика, способного легко запомнить ряды чисел. И все-таки память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.

Но в начальной школе  необходимо готовить  детей к  обучению в среднем звене, поэтому  необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления.

 

  1. Запомни двузначные числа.
  2. Запомни математические термины.
  3. Цепочка слов.
  4. Рисуем по памяти узоры.
  5. Запомни и воспроизведи рисунки
  6. Зрительные диктанты
  7. Слуховые диктанты

 

Регулярное использование  на уроках математики системы специальных  задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор  младших школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание  к учебе, к знаниям, помочь ребенку  поверить в себя, в свои способности.

Мастерство учителя  возбуждать, укреплять и развивать  познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.

Информация о работе Формирование познавательных интересов в обучении