Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:07, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть особенности восприятия детьми дошкольного возраста массы предметов и этапы освоения данной величины.
Задачи:
Проанализировать теоретические основы развития у детей умений определять массу предмета.
Определить особенности формирования представлений о массе.
Рассмотреть систему методических приемов, способов развития представлений о массе.
Изучить опыт работ по развитию представлений о массе.
Упражнение 2.
Для измерения данного упражнения были использованы бабочка и семь муравьев.
Ход занятия:
Занятие «тяжелее - легче».
Цель: формирования понятия тяжелее - легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе.
Упражнение 1.
Игра «Воздухоплаватели».
Упражнение 2.
В данном упражнении детям предлагается сравнить предметы одинаковые по форме и размеру, но изготовленные из разных материалов.
Упражнение 3. «Построить ряд»
Задание
направлено на упорядочивание по массе
нескольких предметов.
Занятие «пластилин».
Цель: определить сформированность у детей понятий о сохранении массы вещества.
Детям предлагались два варианта заданий.
Вопросы:
- что вы видите на дощечке?
- какой комочек больше?
2. Педагог меняет у комочка А1 форму (слегка вытянув на глазах у детей).
Вопросы:
- как
вы думаете, какой комочек
- где пластилина больше?
Для закрепления пройденных тем, использовали игры, например:
Игра «Весы».
В ходе игры детям предлагается занять роль весов.
- Давайте поиграем в весы. Разделитесь на тройки. Пусть один из вас будет продавцом, а двое из вас – двумя чашами весов. Потом вы поменяетесь местами.
- Продавец
кладет что-нибудь на первую
чашу весов, она прогибается
от тяжести, а другая чаша
настолько же поднимается.
Пробная игра: все действия и этапы игры проводятся под руководством воспитателя.
В дальнейшем дети играют самостоятельно. Взрослый наблюдает за ходом игры со стороны и помогает тем, кто нуждается в помощи.
На начальных этапах обучения у детей были проверены определенные уровни умений.
Ф. О. ребенка | Уровень умения
устанавливать равенство и |
Уровень умения измерять массу с помощью весов | Уровень умения
располагать |
М. Саша | +\- | - | - |
С. Даша | +\- | +\- | - |
Б. Аня | +\- | - | - |
Г. Алина | +\- | - | - |
В. Данил | - | - | - |
В. Петя | +\- | - | - |
По таблице видно, что на начало обучения у данной группы детей низкий уровень, кроме С. Даши – она находится по результатам на среднем уровне.
После проведенного курса обучения было проведено еще одно исследование на этой же группе детей. Результаты внесены в таблицу 2.
Ф. О. ребенка | Уровень умения
устанавливать равенство и |
Уровень умения измерять массу с помощью весов | Уровень умения
располагать |
М. Саша | +\- | +\- | +\- |
С. Даша | +\- | +\- | +\- |
Б. Аня | +\- | +\- | +\- |
Г. Алина | +\- | +\- | - |
В. Данил | +\- | +\- | - |
В. Петя | +\- | +\- | - |
По результатам второй таблице видны существенные
изменения. Дети умеют устанавливать
равенства и неравенства между предметами
по массе, а так же использовать весы для
измерения предметов по весу. Несколько
детей испытывают затруднения в заданиях,
где необходимо располагать предметы
по порядку в возрастающей или убывающей
последовательности.
Заключение
От возраста к возрасту увеличивается количество предметов сравниваемых ребенком по массе: от двух (различение легкого и тяжелого предмета в паре) к сравнению трех и установлению зависимости между ними, а затем пяти, шести и более. Упражнения, осуществляемые ребенком в данных условиях, способствуют абстрагирования массы от других свойств – цвета, формы, размера, назначения предмета и углубленному познанию всех свойств во взаимосвязи.
Включение в проблемные ситуации таких действий, как группировка определения порядка следования предметов разной массы, измерение массы условными мерками, и других способов оценки массы активизирует мышление детей, способствует воспитанию активности и переносу освоенных действий в другие виды деятельности.
В ходе исследования были выявлены особенности отношения детей к свойствам, умений определять (узнавать), что тяжелее что легче, и применять полученные знания в соответствующих ситуациях.
Проведенная работа, анализ методической
литературы, дошкольной практики позволяют
констатировать, что эффективность формирования
представлений о массе и способах его
измерения находится в прямой зависимости
от уровня активности дошкольников. При
этом необходимо не забывать, что знакомство
с данной величиной следует строить поэтапно,
то есть следует начинать с формирования
представлений о массе путем развития
«барического чувства» к ознакомлению
с массой как измеряемой величеной.
Список
литературы.