Формирование понятия о весе предмета и способов его измерения у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть особенности восприятия детьми дошкольного возраста массы предметов и этапы освоения данной величины.
Задачи:
Проанализировать теоретические основы развития у детей умений определять массу предмета.
Определить особенности формирования представлений о массе.
Рассмотреть систему методических приемов, способов развития представлений о массе.
Изучить опыт работ по развитию представлений о массе.

Работа содержит 1 файл

курсовая мет..docx

— 48.25 Кб (Скачать)

Упражнение 2.

    Для измерения данного упражнения были использованы бабочка и семь муравьев.

Ход занятия:

  1. Детям было предложено взвесить на весах бабочку и семь муравьев.
 

Занятие «тяжелее - легче».

    Цель: формирования понятия тяжелее -  легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе.

Упражнение 1.

Игра  «Воздухоплаватели».

Упражнение 2.

    В данном упражнении детям предлагается сравнить предметы одинаковые по форме и размеру, но изготовленные из разных материалов.

Упражнение 3. «Построить ряд»

Задание направлено на упорядочивание по массе  нескольких предметов. 
 

Занятие «пластилин».

    Цель: определить сформированность у детей понятий о сохранении массы вещества.

Детям предлагались два варианта заданий.

  1. Демонстрировались два одинаковых комочка из пластилина А и А1.

Вопросы:

- что  вы видите на дощечке?

- какой  комочек больше?

      2. Педагог меняет у комочка  А1 форму (слегка вытянув на  глазах у детей).

Вопросы:

- как  вы думаете, какой комочек сейчас  больше?

- где  пластилина больше?

Для закрепления  пройденных тем, использовали игры, например:

Игра  «Весы».

В ходе игры детям предлагается занять роль весов.

- Давайте  поиграем в весы. Разделитесь  на тройки. Пусть один из вас  будет продавцом, а двое из  вас – двумя чашами весов.  Потом вы поменяетесь местами.

- Продавец  кладет что-нибудь на первую  чашу весов, она прогибается  от тяжести, а другая чаша  настолько же поднимается. Всем  понятно?

Пробная игра: все действия и этапы игры проводятся под руководством воспитателя.

В дальнейшем дети играют самостоятельно. Взрослый наблюдает за ходом игры со стороны  и помогает  тем, кто нуждается  в помощи.

    На начальных этапах обучения у детей были проверены определенные уровни умений.

                                                                                                       

                                                                                                              Таблица1.

Ф. О. ребенка Уровень умения устанавливать равенство и неравенство  предметов по массе Уровень умения измерять массу с помощью весов Уровень умения располагать                         предметы в возрастающем или убывающем порядке
М. Саша +\- - -
С. Даша +\- +\- -
Б. Аня +\- - -
Г. Алина +\- - -
В. Данил - - -
В. Петя +\- - -
 

    По таблице видно, что на начало обучения у данной группы детей низкий уровень, кроме С. Даши – она находится по результатам на среднем уровне.

После проведенного курса обучения было проведено  еще одно исследование на этой же группе детей.  Результаты внесены в таблицу 2.

                                                                                                                Талица 2.    

Ф. О. ребенка Уровень умения устанавливать равенство и неравенство  предметов по массе Уровень умения измерять массу с помощью весов Уровень умения располагать                          предметы в возрастающем или убывающем  порядке
М. Саша +\- +\- +\-
С. Даша +\- +\- +\-
Б. Аня +\- +\- +\-
Г. Алина +\- +\- -
В. Данил +\- +\- -
В. Петя +\- +\- -
 

    По результатам второй таблице видны существенные изменения. Дети умеют устанавливать  равенства и неравенства между предметами по массе, а так же использовать весы для измерения предметов по весу. Несколько детей испытывают затруднения в заданиях, где необходимо располагать предметы по порядку в возрастающей или убывающей последовательности. 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    От возраста к возрасту увеличивается количество предметов сравниваемых ребенком по массе: от двух (различение легкого и тяжелого предмета в паре) к сравнению трех и установлению зависимости между ними, а затем пяти, шести и более. Упражнения, осуществляемые ребенком в данных условиях, способствуют абстрагирования массы от других свойств – цвета, формы, размера, назначения предмета и углубленному познанию всех свойств во взаимосвязи.

    Включение в проблемные ситуации таких действий, как группировка определения порядка следования предметов разной массы, измерение массы условными мерками, и других способов оценки массы активизирует мышление детей, способствует воспитанию активности и переносу освоенных действий в другие виды деятельности.

    В ходе исследования  были выявлены особенности отношения детей к свойствам, умений определять (узнавать), что тяжелее что легче, и применять полученные знания в соответствующих ситуациях.

    Проведенная работа, анализ методической литературы, дошкольной практики позволяют констатировать, что эффективность формирования представлений о массе и способах его измерения находится в прямой зависимости от уровня активности дошкольников. При этом необходимо не забывать, что знакомство с данной величиной следует строить поэтапно, то есть следует начинать с формирования представлений о массе путем развития «барического чувства» к ознакомлению с массой как измеряемой величеной. 
 

 
 

Список  литературы.   

  1. Березина  В.В., Непомнящая Р.Л. «Обучение дошкольников элементам измерительной деятельности». – Пермь, 1983.
  2. Белошистая А.Б. «Формирование и развитие математических способностей дошкольников»: курс лекций для студентов.     – М.: Гуманитарный изд. центр Владос , 2003. С. 192-229
  3. Данилова В.В. «Обучение математике в детском саду». – М.: 1997.
  4. Математическая подготовка детей в дошкольные учреждения: семинар, практика и лаб. занятия по курсу «Методика формирования элементарных математических представлений у детей»/Березина Р.Л. Данилова В.В. Рихтерман Т.Д. и др.     – М.: Просвещение, 1987. С. 49-77
  5. Метлина Л.С. «Математика в детском саду». – М.: Просвещение, 1984.
  6. Михайлова З.А., Носова Е.А., Столяр А.А., Полякова М.Н., Вербенсу А.М. «Теория и технологии математического развития детей дошкольного возраста», - СПб.: «Детство-Пресс», 2008.
  7. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/под ред. Столяра А.А. – М.: Просвещение, 1988. С. 224-229
  8. Щербакова Е.И. «Методика обучения математике в детском саду»: учеб. пособие для студентов, - 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 179-184 
     
     
     
     
     

Информация о работе Формирование понятия о весе предмета и способов его измерения у детей дошкольного возраста