Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:58, статья
Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами по большей части о формировании навыка чтения. Почему я хочу говорить с вами о механизмах формирования навыка чтения? Дело в том, что в течение последних 25 лет мы занимаемся проблемами трудности обучения письму и чтению в начальной школе.
Безруких М.М.,
доктор биологических наук, профессор,
директор Института возрастной физиологии РАО, академик РАО
«Формирование навыков чтения и письма
в процессе обучения детей»
Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами по большей части о формировании навыка чтения. Почему я хочу говорить с вами о механизмах формирования навыка чтения? Дело в том, что в течение последних 25 лет мы занимаемся проблемами трудности обучения письму и чтению в начальной школе. Изучая эти процессы, причины, механизмы формирования навыка чтения, как физические, так и психологические, педагогические, мы поняли, что начинаются трудности формирования не в первом классе и связаны они не только с методикой обучения, но и с тем, как растет и развивается ребенок до школы. Так мы спустились к возрасту ребенка 4-5 лет для того, чтобы разобраться, а что в этот период можно сделать для того, чтобы трудности формирования навыков чтения и письма не возникли, что можно сделать, чтобы спрогнозировать эти трудности.
Наша задача была – научиться прогнозировать эти трудности, тогда мы могли бы разработать методики развития ребенка, которые позволили бы сформировать те школьно-значимые функции, которые позволяют успешно сформировать навык чтения и письма.
Процесс чтения, также как и процесс письма, сложный, интегральный, мультимодальный, то есть процесс, в котором есть много составляющих. Я привела вам схему главных структур, участвующих в процессе понимания при чтении. Процесс понимания – это следующий этап чистой технологии чтения. Вначале ребенок должен освоить технику чтения, уже потом будет понимание. Мне хотелось бы именно на этом сконцентрировать ваше внимание. Если мы не сформируем технику чтения, процесс понимания уходит, возникает так называемое механическое чтение.
Изучение грамотности чтения – это изучение процесса понимания текста, 55% наших старших школьников не понимают того, что читают. (Это исследование PISA). У нас от 40 до 60% детей заканчивают начальную школу с непроходящими трудностями в чтении и письме. Речь идет сегодня о том, как читают, о качестве чтения.
Чтение на своем первичном этапе, на этапе формирования технологии чтения, наш известный психолог Б.Д. Эльконин характеризовал как «процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической модели». Это значит, что ребенок должен увидеть букву, отдифференцировать букву, определить какая эта буква, а дальше он должен увидеть, отдифференцировать и определить следующую букву. И только, если время опознания второй буквы не будет больше времени забывания предыдущей, не будет забывания, ребенок сможет опознать слог. А эти этапы ребенок проходит достаточно долго.
Процесс чтения – это не тот процесс, который можно сформировать быстренько. К сожалению, за последние 50 лет очень резко сократилось время обучения чтению и письму, практически в два раза. А если мы возьмем букварь 50-го года и современные учебники, которые ребенок должен уже читать через 2 месяца, то мы поймем, что информационная насыщенность, тот темп, который мы даем ребенку, вырос неимоверно. А возможности ребенка остались теми же. Какие имел он определенные функциональные возможности, такими они и остались. Если в 50-е годы в школу приходили дети почти восьми лет, то в последние 20 лет в школу приходят дети шести лет.
В результате мы спрессовали три этапа формирования навыка чтения.
Первый этап – аналитический. Это вычленение элемента и овладение элементами отдельных действий в процессе чтения. Эта структура понимания входит в структуру деятельности при чтении.
Второй этап – синтетический, когда объединяются отдельные действия, например, когда ребенок уже не столь напряженно фиксирует свое внимание на определении того, какая эта буква. Процесс чтения требует определенного уровня развития произвольной регуляции деятельности. Мы очень часто слышим о ребенке - «невнимательный». Организация внимания – сложнейший процесс, для ребенка 6 лет это процесс чрезвычайно сложный, для ребенка 4 лет – еще более сложный, то есть мы заставляем ребенка делать работу неадекватную его возможностям.
Третий этап – когда выполняется сформированная целостная деятельность, когда и буквы дифференцируются быстро, и происходит слияние, когда ребенок прочитывает слово и понимает его смысл. Но это третий этап, и автоматизирован он становится к 9-10 годам. До этого все, что ребенок может сделать, возможно, но возможно в медленном темпе, естественном для ребенка темпе деятельности.
Но что происходит в последние 20 лет? Идет война с ребенком, потому что скорость чтения – это то, что не стимулирует навык чтения, а тормозит его. Недавно я встречалась с педагогами и услышала, что методисты требуют, что дети должны читать с определенной скоростью. Ни один регламентирующий документ министерства не требует от ребенка к окончанию им начальной школы скорости выше 80-90 слов в минуту. И это оптимальная скорость, которой может достигнуть ребенок. Но если ребенок медлительный, с определенными особенностями нервной системы, он может очень эффективно, то есть хорошо понимая, читать со скоростью 60 слов в минуту. Никакой ребенок ничего не должен, он либо может в соответствии с его функциональными возможностями, либо не может.
Почему скорость чтения не должна быть выше 80-90 слов? Дело в том, что мы требуем, чтобы ребенок с такой скоростью читал вслух, форсированно, с выражением. А что значит чтение вслух – это подача информации на слуховой анализатор, а есть предел скорости восприятия информации, подаваемой на слуховой анализатор и у взрослого человека, у ребенка это еще ниже. У взрослого скорость эффективного восприятия, когда информация не теряется, ограничена 80-90 словами в минуту. Так что мы делаем, когда требуем от ребенка 100 или 120? Но кто сказал, что ребенок должен читать вслух, учим ли мы читать его про себя? Нет, он должен сам как-то этому научиться. А кто-то не может всю жизнь.
А можно ли сразу учить ребенка читать про себя? Сразу нельзя. И есть гениальный в своей простоте опыт Александра Романовича Лурия и нашего психолога Гурьянова, которые показали, что у детей 1-2 класса, если мы снимаем артикуляцию во время диктанта, не позволяем им проговаривать, количество ошибок при письме возрастает до 7 раз. То есть на первых этапах обучения чтению и письму, когда очень важен звуко-буквенный анализ, нам очень важно проговаривание. Мы не имеет права учить ребенка читать про себя. Но примерно с 3 класса, может быть, индивидуально, может быть, в очень медленном темпе ребенка нужно учить переходить на чтение про себя. А это другой механизм чтения. Это информация, подаваемая на зрительный анализатор, это происходит совершенно иначе. Мы должны это понимать, но, к сожалению, не делаем, почему? Никто из методистов на это ответить не может.
Итак, первый, второй и третий этап формирования навыка чтения ребенок проходит в своем индивидуальном темпе, и продолжаются эти этапы примерно три-четыре года. Если мы нарушаем первый этап, тогда нам очень сложно говорить о формировании второго и третьего. На первом этапе отслеживается каждый элемент буквы. На первом этапе родители часто говорят: буквы знает, читать не хочет. Не не хочет, еще не может! Только к 9-10 годам сформировываются механизмы произвольной регуляции деятельности, организации внимания. Ведь для того, чтобы сосредоточиться, для того, чтобы дифференцировать, нужно не отвлекаться. Нужно сконцентрировать внимание.
Если говорить, что очень важно, какие функции имеют первостепенное значение, чтобы навык чтения сформировался, я бы выделила две главные – это зрительно-пространственная ориентировка и организация внимания. До тех пор, пока у ребенка нет организации внимания, он читать не будет, но, естественно, и хорошая рабочая память, иначе не будет понимания. А что происходит, если мы заставляем (я хочу подчеркнуть это слово) читать ребенка 4 лет? Я не говорю о детях, которые сами осваивают процесс чтения. Это значит, что у них хорошо идет и процесс развития зрительного восприятия, у них хорошо организовано внимание, и такие дети есть, их примерно 20%, и они были всегда. И в нашей стране, и в других странах мира. А 80%? Если мы заставляем ребенка читать в тот момент, когда процессы зрительной дифференцировки и организации внимания еще не сформированы, что происходит? Если мы дадим ребенку картинку с изображением дома, где написано слово ДОМ, и другую картинку с изображением леса и написано слово ЛЕС, и будем показывать ему эти картинки часто, а потом попросим его прочитать, то создастся впечатление, что ребенок читает. Но это так называемое квази-чтение. Ребенок просто запоминает начертания букв, это не механизм чтения, а эффект дрессировки. А что дальше?
Мы миновали первый этап, и когда ребенку нужно прочесть четырехбуквенное слово, пятибуквенное слово – механизм схватывания у него сформировался, но читать он не научился. У педагогов даже появился термин «угадывающее чтение». При угадывающем чтении процесс движения глаз не постепенного движения от буквы к букве, а это процесс, в котором глаз схватил – убежал – не угадал – вернулся. А если при чтении ребенка есть одно непонятное слово, два непонятных слова, понимание может быть? Не может быть. Значит, ребенок будет читать, понимать не будет. Именно поэтому не стоит спешить на этапе формирования навыка чтения. Это процесс очень постепенный. И в 4, и в 5 лет, вместо того, чтобы заставлять ребенка читать, надо формировать у ребенка те функции, которые обеспечивают процесс чтения, и тогда ребенок зачитает.
Поэтому, разрабатывая методики работы с детьми дошкольного возраста 4,5-5 лет, мы считали, что необходимо давать ребенку комплекс развития тех познавательных функций, которые обеспечат процесс чтения. У нас изданы комплекты: Азбука с рабочими тетрадями. Азбука выстроена так, что формируются все функции, необходимые для этого процесса, от артикуляционных упражнений до пальчиковой гимнастики. Все в игре, в непродолжительной работе, деятельности, интересной, адекватной возрасту. Если процесс подготовки ребенка выстроен адекватно, ребенок обязательно зачитает, будет читать правильно, с удовольствием. Если механизм чтения сформирован неверно, сломать его практически невозможно. Есть тысячи, десятки тысяч взрослых людей, которые не понимают, что они читают.
До сих пор бытует мнение, что центр речи находится в левом полушарии, есть центр письма, центр чтения, центр как какая-то точка. В последнее время стало появляться много литературы, квазинаучной, о правополушарных и левополушарных людях, об их особенностях восприятия. Поверьте физиологу, нет правополушарных и левополушарных людей. Есть правополушарные и левополушарные стратегии деятельности, в которой правое или левое полушарие принимает большее участие, чем другое. Но нет людей, у которых работает только правое или только левое.
Я рассказывала вам о том, что есть причины, препятствующие развитию эффективного навыка чтения, и выделила только педагогические факторы, выделила только методику обучения чтению, когда мы спешим, когда мы не учитываем степень сформированности тех функций, которые обеспечивают процесс чтения. Но нужно сказать, что несовершенства методики часто накладываются на другие причины и тогда это дает единый негативный эффект.
Мне бы хотелось рассмотреть, какие причины есть в обучении чтению и письму. Эта классификация условна, но мы можем выделить внешние, так называемые экзогенные факторы, и внутренние, так называемые эндогенные факторы.
К числу экзогенных факторов я бы отнесла, прежде всего, экологию, неблагоприятные экологические условия, в которых растет и развивается ребенок. Эти неблагоприятные условия часто становятся причиной не очень хорошего здоровья мамы, причиной патологии беременности и родов, в результате чего рождается ребенок с дисфункцией развития мозга. Эти факторы не исчезнут в ближайшие 50 лет, а может, и более. Следующий фактор – это социально-экономические и социокультурные условия. Социокультурные условия развития очень влияют на развитие ребенка до школы и во многом определяют проблемы, которые могут возникнуть у него в школе. Мы прекрасно понимаем, что многие проблемы - это не проблемы детей возраста 6-7 лет, а это проблемы его раннего развития. Чем раньше мы поймем, чем мы можем помочь ребенку, тем эффективнее может быть результат. Я приведу простой пример: задержка или нарушение речевого развития. Что мы имеем сейчас в этой ситуации? Чаще всего это обращение к логопеду, как правило, после 3 или даже 4 лет, у логопеда очередь, через некоторое время будет уже поздно. А ребенок с нарушением речевого развития – это, как правило, ребенок, у которого будут проблемы с развитием формирования навыка чтения. Есть еще такой, возникший в последние годы, своего рода феномен социокультурного развития как желание родителей как можно раньше, как можно больше и интенсивнее заниматься с ребенком. Лозунг таких родителей: «Читать раньше, чем ходить!».
Не сформирована еще родная речь, ребенок не произносит еще пяти звуков, а у него уже французский и английский и так далее. Понятно, что эффективность обучения иностранному языку равна нулю, а в минусе формирование родного языка. Это тоже один из факторов риска, который может привести к трудностям формирования навыка письма и чтения. Я еще раз хочу повторить: форсированное обучение ребенка на этапе дошкольного возраста не стимулирует развитие, а может затормозить его. Мы должны это очень хорошо понимать. Все, что мы требуем от ребенка дошкольного возраста, должно быть адекватно этому возрасту. Тогда мы будем иметь положительный эффект.
Впервые этот феномен увидели чешские специалисты в начале 70-х годов. Это были специалисты неврологи, которые отметили пограничные нарушения здоровья у этих детей и назвали эти условия повышенных требований к ребенку тоже условиями социальной депревации. То есть мы знаем, что ребенок, который растет в домах ребенка, детских домах и не получает необходимого внимания, живет в условиях социальной депревации. И другая крайность – ребенок, который живет в очень хороших социальных условиях, но ребенок, которому предъявляются неадекватные требования, не соответствующие его возможностям, развивается также неблагоприятно, как ребенок, с которым не работают. Здесь важно найти «золотую» середину.
Школьные факторы риска. Прежде всего, это стресс, и стресс не межличностных отношений, а стресс ограничения времени. Стресс ограничения времени при формировании этих навыков. Быстрее читай, быстрее думай – это стресс, который самым пагубным образом действует и на учебные достижения, тормозит их, но, самое главное, что он вызывает сначала пограничные нарушения психического здоровья, потом психосоматические заболевания и ухудшает физическое состояние ребенка. Человек не может находиться в состоянии постоянного цейтнота. А ребенку некуда деться, и он вынужден оставаться в этой ситуации целых 11 лет, эта ситуация ежеминутная, ежечасная, ежедневная. И это, конечно, тормозит формирование таких навыков как навыки письма и чтения. Второй фактор – высокая интенсификация учебного процесса. Одно связано с другим. Мы устраиваем гонку оттого, что интенсифицирован учебный процесс. Количество часов на обучение грамоте сократилось почти в 2 раза.
Следующий фактор – это неадекватность методик и требований. Я вам рассказала о методике обучения чтению: скорость, высокий темп, невозможность остановиться на определенном этапе затрудняют формирование навыка чтения.
Следующая группа факторов – это эндогенные факторы. Сюда входят и генетические факторы, к сожалению, о хорошем генофонде нам остается только мечтать еще минимум 100 лет. И еще один фактор, который дает большую долю риска, прежде всего, потому что у детей, которые родились в результате патологической беременности и родов, даже если нет серьезных нарушений развития мозга, всегда снижен адаптивный ресурс. Это значит, как только вы переходите за границу нагрузки, которую он может выдержать, ребенок начинает болеть. И у нас есть много детей, которые часто болеют. А часто болеющим считается ребенок, который болеет от 4 до 6 раз в году. Это практически каждый ребенок. Понятно, это не способствует формированию учебных навыков.
В качестве особых групп риска я хотела бы выделить часто болеющих детей и следующие группы:
1. Медлительные дети – это дети с особой организацией нервной системы. У этих детей индивидуальный темп деятельности. Они медленнее включаются в работу, медленнее отключаются от предыдущей деятельности. Детям делают замечания, а замечание - это микростресс, который добавляется к стрессу ограничения времени. Поэтому у медлительных детей большой комплекс проблем в развитии навыков и письма, и чтения. Медлительный ребенок с трудом воспринимает быструю речь.
2. Гиперактивные дети. К большому сожалению, гиперактивность является так называемой нозологической единицей. И эта единица – характеристика заболевания: синдром дефицита внимания. И психиатр может поставить такой диагноз, хотя методы диагностики очень несовершенны. А наши нейрофизиологические исследования показывают, что у гиперактивных детей (а гиперактивный – эначит, подвижный, импульсивный, чаще всего невнимательный), по природе своей, по механизмам, по функционированию мозга существуют разные варианты. К сожалению, врачи этих вариантов не знают, а диагнозы они ставят. У этих детей нарушена организация деятельности, концентрация внимания, а для того, чтобы научиться читать, чтобы освоить первичную технологию чтения, нужно уметь сконцентрировать внимание. Как правило, у гиперактивных детей много ошибок при чтении, педагоги говорят, что они торопятся, перескакивают, пропускают слова, часто путают буквы близкие по конфигурации и т.п. Здесь есть некоторые технологии, которые помогают сконцентрировать внимание, но и в этом случае спешка смерти подобна.
3. Леворукие дети. Я хочу развеять еще один миф, что леворукие – правополушарные, а праворукие – левополушарные. Дело в том, что при реализации всех высших психических функций, таких сложнейших видов деятельности, как письмо и чтение, и у леворукого, и у праворукого ребенка работают оба полушария мозга. Чем менее сформирован навык, чем сложнее он формируется, тем большую активность проявляют все зоны мозга. Но нам нужно понимать, что леворукие - это неоднородная группа. Я иногда слышу: он леворукий, поэтому у него трудности чтения и письма. Да, есть такие леворукие дети, у которых нарушения речи, нарушения чтения и письма, но есть такие и праворукие. Как правило, это дети с дисфункцией в развитии мозга. И, как правило, это леворукие, имеющие не генетический вариант леворукости, а компенсаторный или патологический, чаще всего это связано с патологией беременности и родов. По нашим исследованиям, примерно 9-11% - дети с генетическим вариантом леворукости, хотя гена леворукости нет, также как и нет гена дизлексии - серьезных нарушений чтения. Это комплексные нарушения, и причин может быть несколько десятков.
Вторая группа леворуких детей – это дети с компенсаторным или патологическим вариантом. В этом случае нет семейного левшества, но есть выраженные нарушения в течении беременности, родов и нарушения раннего развития. Но и праворукие дети с нарушениями раннего развития тоже могут иметь нарушения чтения и письма. То есть леворукость как таковая не может быть фактором риска. Нужно разобраться в том, что является истинной причиной.
4. Дети из социально неблагополучных семей – это особая когорта детей, которые порой лишены возможности обучаться чтению.
Итак, мы понимаем, что трудности чтения может вызвать большой комплекс причин, и чаще всего все эти причины мы наблюдаем в сочетании. Мы должны очень трепетно и квалифицированно отнестись к тому, как мы учим ребенка читать.
Я полагаю, что наши пособия должны быть в библиотеках, чтобы можно было порекомендовать их родителям, педагогам.
В течение десяти лет все наши методические пособия по организации занятий опробовались на детях, то есть это все проверено на практике.
Я полагаю, что библиотека – это то место, где можно организовать занятия по обучению чтению.
Телефон института, по которому можно связаться с нами: 245-04-33.
Информация о работе Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей