Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 11:56, дипломная работа
Цель исследования: отбор и разработка заданий для развития математических способностей учащихся второго класса в процессе применения
различных форм внеклассной работы по математике.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать сущность понятия «математические способности», его составляющие и компоненты, а также сущность внеклассной работы и ее формы;
2) проанализировать состояние практики развития математических способностей младших школьников в процессе внеклассной работы;
3) обосновать выбор методики определения развития математических способностей второклассников;
4) разработать планирование и содержание различных форм внеклассной работы для второклассников по развитию математических способностей;
5) установить влияние разработанных и отобранных заданий на уровень математических способностей второклассников.
Перейдем теперь к рассмотрению собственно выраженности компонентов математических способностей в младшем школьном возрасте. Это невозможно сделать без опоры на структуру математических способностей в школьном возрасте. Схему таковой мы можем найти у В.А. Крутецкого. Он выводит такую общую схему структуры математических способностей в школьном возрасте:
«Получение математической информации:
А) Способность к формализированному восприятию математического материала, схватыванию формальной структуры задачи.
Переработка математической информации
А) Способность
к логическому мышлению в сфере
количественных и пространственных
отношений, числовой и знаковой символики.
Способность мыслить
Б) Способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений и действий.
В) Способность
к свертыванию процесса математического
рассуждения и системы
Г) Гибкость мыслительных процессов в математической деятельности.
Д) Стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности решений.
Е) Способность к быстрой
и свободной перестройке
Хранение математической информации
А) Математическая
память (обобщенная память на математические
отношения, типовые характеристики,
схемы рассуждений и
Общий синтетический компонент
А) Математическая направленность ума.
Выделенные компоненты тесно связаны, влияют друг на друга и образуют в своей совокупности единую систему, целостную структуру, математический склад ума.
Кроме перечисленных, есть и такие компоненты, наличие которых в структуре математических способностей, хотя и полезно, не обязательно. Учителю, прежде чем относить ученика к числу способных или неспособных к математике, необходимо это учитывать» [6, c. 68-70].
Голиков А.И. в своей работе, анализируя схему структуры математической деятельности младшего школьника вообще и возрастные особенности младшего школьника выявил выраженность компонентов математических способностей в младшем школьном возрасте. «К началу школьного обучения мы вряд ли можем говорить о сколько-нибудь выраженных математических способностях, исключая случаи особой одаренности. И это понятно, что по отношению к ребенку правильнее говорить не о самих способностях (больших или выдающихся), а об их предпосылках: далеко не у всех детей, привлекавших к себе внимание теми или иными признаками математической одаренности, сформируется подлинный талант, разовьются выдающиеся математические способности. Однако заметное развитие отдельных компонентов математических способностей в процессе школьного обучения и под влиянием его наблюдается от 2 к 4 классу». Таблица 1.1. [25, c. 35].
Таблица 1.1 – Компоненты математических способностей и их выраженность в младшем школьном возрасте
Компоненты математических способностей |
Выраженность математических способностей |
Формализированное восприятие математического материала |
Наблюдается в “зародышевой ” форме во 2-3 классе. В это время у детей появляется стремление разобраться в условии задачи, сопоставить ее данные. Их начинают интересовать в задаче не просто отдельные величины, а отношения. Тенденция к “свернутости” восприятия усиливается от 2 к 4 классу. При этом малоспособные к математике ученики видят в задаче лишь конкретный смысл, не отступают от данных. |
Обобщение математического материала |
Его проявления можно наблюдать уже в 1 классе, но это лишь общая способность к обобщению. В младшем школьном возрасте наблюдается относительно более простой вид обобщения - движение от частного к известному общему - умение увидеть в частном уже известное общее, подвести частный случай под общее правило. |
Свернутость мышления |
Свернутость, сокращенность рассуждений и системы соответствующих действий в процессе математической деятельности является специфичной для способных к математике учащихся в основном старшего школьного возраста. В младшем школьном возрасте этот компонент математических способностей проявляется лишь в самой элементарной форме. |
Гибкость |
В зачаточной форме этот компонент был обнаружен лишь у способных к математике младших школьников. Детям в этом возрасте неприемлема сама мысль о том, что задача может иметь несколько решений. Лишь к 4 классу способные ученики демонстрируют гибкость, но лишь после наводящих вопросов. |
Стремление к экономии умственных сил |
Тенденция к оценке ряда возможных способов решения и выбору из них наиболее ясного, простого и экономного, наиболее рационального решения в младшем школьном возрасте еще четко не выражена. |
Математическая память |
Проявлений собственно математической памяти в ее развитых формах (когда помнились бы только обобщения и мыслительные схемы) в младшем школьном возрасте не наблюдается. В их памяти хранятся с одинаковой прочностью общее и частное, существенное и несущественное, нужное и ненужное. Но постепенно основным для них все-таки становятся отношения данных задачи. |
Рассматривая возрастную динамику развития структуры математических способностей, В.А. Крутецкий так охарактеризовал младший школьный возраст возраст: ”Понятие “математических способностей ” в известной степени условно в применении к младшим школьникам, и при исследовании компонентов математических способностей в этом возрасте речь обычно может идти лишь об элементарных формах этих компонентов. Но отдельные компоненты математических способностей формируются уже и в начальных классах. Однако это формирование не должно быть пущено на самотек. Математические способности в младшем школьном возрасте должны формироваться в результате целенаправленной деятельности учителя [6, с. 115].
Из всего вышесказанного можем сделать вывод, что при наличии благоприятных задатков и при оптимальных условиях жизни и деятельности математические способности у ребенка могут формироваться очень рано и развиваться весьма быстро. Однако следует заметить, что отсутствие ранних достижений не свидетельствует об отсутствии способностей.
Таким образом,
исследуя структуру способностей вообще
и математических способностей в
частности, а также возрастные и
индивидуально
В психологической и педагогической науке еще не выработано единого взгляда на проблему способностей, их структуры, происхождения и развития.
Если под
математическими способностями
подразумевать все
Последние и есть собственно математические способности.
2. Математические способности - это сложное, интегрированное образование, основными компонентами которого являются:
- способность к формализации математического материала;
- способность к обобщению математического материала;
- способность к логическому рассуждению;
- способность к обратимости мыслительного процесса;
- гибкость мышления;
- математическая память;
- стремление к экономии умственных сил.
Компоненты математических способностей в младшем школьном возрасте представлены лишь в своем “зародышевом” состоянии. Однако в процессе школьного обучения происходит заметное их развитие, младший же школьный возраст является наиболее плодотворным для этого развития.
При разработке занятий по развитию математических способностей следует учитывать не только возрастные и индивидуально типологические особенности детей, но и соблюдать определенные условия, чтобы это развитие было максимально возможным:
- деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции;
- деятельность должна быть по возможности творческой.
1.2 Теоретические особенности внеклассной работы по математике
Байрамукова П.У. в своем исследовании дает следующее определение «организационные занятия школьников во внеурочное время по математике по материалу, связанному с программой, основанные на принципе добровольности, называют внеклассными занятиями» [26, c. 21].
Гуленикина В. отмечает, что внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведение младших школьников, углубления и расширения их знаний и навыков [27, c. 23].
Всякая деятельность имеет свои цели. Альхова З.Н и Макеева А.В. в своем исследовании выделяют следующие цели внеклассной работы по математике:
Поставленные цели свидетельствуют о том, что внеклассные занятия повысят общую культуру детей и помогут успешному овладению программным материалом» [28, c. 68].
Байрамукова П.У.
в своей диссертации
Болотина Л.Р. и Латышина Д.И. говорят «внеклассная работа потому так и называется, что, имея непосредственное отношение к работе классной, все же существенно отличается от нее». И выделяют основные особенности внеклассной работы, которые заключаются в следующем:
Информация о работе Формирование математических способностей