Формирование лингвистической компетенции младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:27, реферат

Описание работы

Формирование языковой компетенции – важнейший аспект обучения родному и иностранному языку. Последнее время формированию языковой компетенции придаётся особое значение, так как в нём совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности.

Работа содержит 1 файл

Реферат1.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

          Министерство образования  и науки Республики  Казахстан

          АО «Еврайзийский  гуманитарный институт» 
       

      РЕФЕРАТ

на  тему:

Формирование  лингвистической  компетенции младших  школьников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Сулейменов А.К.

Группа: ИЯС-3-5

Проверила: к.п.н. доцент Волкова Л.В 
 
 
 
 

Астана, 2012

Формирование  лингвистической компетенции младших школьников

       Формирование языковой компетенции  – важнейший аспект обучения  родному и иностранному языку.  Последнее время формированию языковой компетенции придаётся особое значение, так как в нём совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности.

          Сегодня обучение языку происходит  в сложных условиях: снижается  общая культура населения, речь  носителей языка засорена неоправданными заимствованными профессионализмами,  жаргонизмами, иностранными словами, поэтому новый федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения включает в себя требование сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия; права на изучение родного языка; возможности получения начального общего образования на родном языке; овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России. Результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры  и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка, языка межнационального общения; сформированность позитивного отношения к правильной  устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями о нормах и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных практических и коммуникативных задач.

        Для того, чтобы обучающиеся в  полном объёме могли овладеть  коммуникативной, языковой, лингвистической,  культурологической компетенциями,  целенаправленную систематическую  работу по развитию устной  и письменной речи детей надо начинать с первых дней пребывания в школе.  
 
 

     

Технология  развития языковой компетенции

                                          

Социальные  условия

формирования  языковой компетенции обучающихся

Процесс обучения и развития Социальный  заказ общества

(федеральный  государственный образовательный  стандарт начального общего образования)

 
 

Концептуальная  идея: развитие языковой компетенции с опорой на субъективный опыт обучающегося  с учётом его индивидуальности

 
 

    Система уроков и их основные типы:

    лингвистические уроки;

    уроки обучения написанию изложений;

    уроки обучения написанию сочинений;

    уроки анализа  письменных работ обучающихся

   
 

Формирование  универсальных учебных  действий:

личностных;

регулятивных;

познавательных;

коммуникативных

  Программно-методическое обеспечение:

Программы начального общего образования. Система  Л.В.Занкова.

Авторские дидактические материалы.

Педагогический  диагностический инструментарий.

                    
 

    Результативность:

    Высокий уровень языковой компетенции выпускника начальной школы

    Исходя из того, что развитие  языковой компетенции должно  отталкиваться от субъективного  опыта ребёнка, необходимо учитывать  индивидуальность и самоценность  обучающегося, как активного носителя  субъективного речевого опыта. Эта работа будет эффективной, если обучение грамматическим нормам русского литературного языка будет идти в системе уроков с опорой на индивидуальный опыт ребёнка и зону его ближайшего развития.

        Речевой опыт обучающегося включает в себя: практическое владение родным языком; эмпирическое обобщение наблюдений над языком, сделанные его носителем независимо от специальных знаний о языке. Вычленяя речевой опыт в качестве особого компонента языковой компетенции, мы исходим из положения Л. С. Выготского о двух типах обучения: спонтанном и специально организованном.

        Знания о языке, предусмотренные  программами обучения, включают  два основных аспекта: категориальные  характеристики языковых единиц  разных уровней; приёмы анализа и описания этих единиц; применение знаний о языке в практике построения устных и письменных высказываний.

          Развитие какого-либо аспекта  языковой компетенции может «западать»  и тормозить становление других  аспектов, поэтому на начальном  этапе работы необходимо проведение диагностики уровня развития языковой компетенции ребёнка с целью своевременной коррекционно-развивающей работы. Для разработки методик диагностики уровня развития речи обозначим систему психолого-педагогических принципов качественной и количественной оценки языковой компетенции детей и найдём методические пути фиксации различий в её уровнях и выявления индивидуальной вариативности.

       Измерение языковой компетенции  как критерия готовности к  школьному обучению основано  на следующих принципах:

  • использование ряда методик, позволяющих зафиксировать умение ребёнка вычленить в составе крупных языковых единиц более мелкие, относящиеся к нижележащему уровню языковой системы;
  • использование методик, включающих задачи, для решения которых надо проанализировать языковой материал под определённым углом зрения (решение этих задач предполагает обращение ребёнка к накопленному в  опыте эмпиристическому знанию и языковой интуиции);
  • сопоставительный анализ данных, полученных по разным методикам и построение на его основе целостной картины мира возрастного и индивидуального своеобразия языковой компетенции детей поступающих в школу.

       Индивидуальные и возрастные особенности развития языковой компетенции обучающихся фиксируются по следующим общим параметрам:

  • успешность решения конкретных задач на языковом материале;
  • характер и типы ошибок, допускаемых детьми в ходе решения этих задач;
  • равномерность/неравномерность уровня компетенции относительно разных подсистем языка.

             Возможно выделение пяти групп  детей по уровню развития языковой  компетенции: высокая, три средние  (средне-высокая, средняя, средне-низкая) и низкая. Дети высокой группы  полностью готовы к школьному  обучению, дети средних групп  нуждаются в коррекции отдельных подсистем языка, дети низкой группы нуждаются в основательной коррекции языковой компетенции применительно к нескольким подсистемам языка. Развитие языковой компетенции ребёнка по отдельным подсистемам языка происходит независимо и неравномерно с учётом его индивидуального опыта. Оценка по какому-то одному из показателей языковой компетенции не даёт возможности предсказать уровень по остальным показателям.

           Можно выделить три основных  условия эффективной работы по  формированию языковой компетенции обучающихся начальных классов:

потребность в высказывании, повышение речевой  мотивации, желание выразить свои мысли  и чувства; следующим условием является наличие содержательной основы для  высказывания, когда ребёнок не только хочет, но и может о чём-то сказать; третьим условием развития языковой компетенции детей является освоение ими языковых средств, необходимых для создания конкретного текста, выработка у них умения отбирать и использовать эти средства в зависимости от ситуации общения.

           В системе работы по развитию  языковой компетенции обучающихся  возможно проведение лингвистических  уроков (уроки обучения написанию  изложений, сочинений, редактирования  письменных работ).

    На  лингвистических уроках проводятся следующие виды работ, способствующих развитию языковой компетенции обучающихся:

    • изучение орфоэпии и её практической направленности (орфоэпический анализ слов, подбор рифмовок);
    • изучение норм построения словосочетаний и предложений (синонимическое сопоставление словосочетаний и фразеологических оборотов, усвоение синтаксической роли и структуры предложения);
    • расширение словарного запаса (работа со словарями, выполнение заданий по этимологии слова);
    • анализ готового текста;
    • обучение выразительному чтению;
    • обучение пересказу текста.

          Главным критерием лингвистических  уроков является включённость  в учебную деятельность всех  обучающихся на уровне потенциальных  возможностей.

           Эффективными методами развития  языковой компетенции на уроках  являются методы самообучения  и создания проблемных ситуаций. Это позволяет решать три важные задачи:

    • способствовать формированию устной и письменной связной речи, развитие умения чувствовать родной язык, т.е. развивать языковую компетенцию;
    • совершенствование коммуникативных возможностей обучающихся, умения находить интересное в обыденном, выработка навыков сотрудничества, т.е. развитие компетенции младших школьников;
    • развитие навыков целеполагания, планирования, самоконтроля, формирование умения делать выбор, адекватно оценивать собственные возможности и интересы.

           В повышении уровня языковой  компетенции значительную роль  играет работа над мотивацией  обучающихся, адаптация учебного  процесса к индивидуальным особенностям, способностям ученика повышает  мотивацию учения. Проявляется как познавательная мотивация, связанная с желанием больше узнать, большему научиться, так и мотивация достижений, связанная  желанием проявить себя, показать свои возможности, преодолеть трудности.

            На первоначальном этапе, при  рассматривании языковой компетенции как критерия готовности к школе возможно использование методики, разработанной  Е. Д. Божович («Исправь ошибки», «Что значит слово, словосочетание»). Данные о развитии языковой компетенции относительно различных языковых подсистем, позволяют учителю спланировать дифференцированную работу с обучающимися.            Диагностика Т. П. Бессоновой и О. Е. Грибовой по определению границ предложений, подбору и замене слов синонимами, антонимами, редактированию текста, объяснению фразеологизмов позволяет выявить уровень речевого развития, исследовать объём словарного запаса, знания о лексической сочетаемости слов, умение составлять предложения по опорным словам, выражать свои мысли в письменной форме. Результаты этих исследований регулярно фиксируются и  позволяют отследить динамику роста творческого уровня речевого развития.

            Результатом использования данной  технологии является высокий  уровень развития языковой компетенции  выпускника начальной школы.

Информация о работе Формирование лингвистической компетенции младших школьников