Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:47, реферат
Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни — об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр.
существующие характеристики формирования личности
исторический аспект формирования личности
сущ.характеристика понятия личность
формирование личности младших школьников
особенности младшего школьного возраста
факторы формирования личности
формирование личности
С помощью метода реконструкции
субъективных семантических пространств
В.Ф. Петренко исследует мотивацию,
поведенческие стереотипы, этнические
стереотипы и др.
В этом же ключе построения имплицитных
концепций работают и другие исследователи.
Так, М.И. Воловиковой, М.И. Гренковой выполнено
исследование по современным представлениям
о порядочном человеке. По инструкции
испытуемому нужно было: 1) описать человека,
о котором можно было бы сказать, что он
порядочный человек; 2) описать запомнившуюся
ситуацию, указывающую на его порядочность.
Были отмечены такие доминирующие характеристики,
как а) умеет прийти на помощь; б) добрый;
в) честный. Помимо названных качеств,
выделились следующие особенности: умный,
сдержанный, трудолюбивый, общительный,
понимающий ситуацию и человека, отзывчивый,
ответственный. Отметим, что с нравственными
характеристиками были связаны коммуникативные,
когнитивные и волевые характеристики
и практически отсутствовали эмоциональные
качества.
Аналогичной по стилю и направленности
работой является исследование Н.Л. Смирновой:
"Образ умного человека: российское
исследование". Она отмечает, что имплицитные
концепции интеллекта (имплицитные - представления
о какой-либо особенности в обыденном
сознании в отличие от научных представлений)
широко исследуются последние 10-15 лет
за рубежом. Она попыталась определить
психологические и культуральные особенности
интеллектуальной личности. В зарубежной
психологии этой проблемой занимались
Дж. Брунер, Р. Тагиури, а затем Р. Стернберг.
Азума и Кашиваги исследовали представления об интеллектуальности среди японцев. Они просили своих респондентов дать не идеальное представление об умном человеке, а предлагали подумать о конкретной личности, которую они считают интеллектуальной. Факторная структура, обнаруженная у японцев, отличается от американской.
В исследовании, которое провела Н.Л. Смирнова на российской выборке были получены следующие результаты. Взрослые люди отдавали предпочтение в выборе умному мужчине, в среднем 38 лет. Школьники предпочитают выбирать из своей половой и возрастной группы.
Сравнение отечественных
данных с американскими, финскими и японскими
позволило сделать вывод о том, что представления
россиян об интеллектуальном человеке
очень близки к результатам, полученным
в японском исследовании. В обеих культурах
именно социальный фактор занимает ведущее
место в факторной структуре интеллекта.
Во всех других, кроме отечественного
и японского, ведущим является когнитивный
компонент.
Автор делает вывод об особенностях западной
и восточной культуры в представлениях
об умном человеке. Гендерные сравнения показали, что наличие когнитивных признаков часто встречается
при описании мужской интеллектуальности,
а присутствие социальных дескрипторов
- женской.
Несколько приведенных работ показали
актуальность исследования имплицитных
концепций личности и интеллекта, тем
более, что, как известно, они тесно связаны
с эксплицитными научными теориями.
Понятие формирования личности в психологии и педагогике.
Понятие «формирование личности» употребляется в двух смыслах.
Первый — формирование личности как ее развитие, т.е. процесс и результат этого развития. Взятое в этом значении понятие формирования личности является предметом психологического изучения, в задачу которого входит выяснение того, что есть (находится в наличии, экспериментально выявляется, обнаруживается) и что может быть в развивающейся личности в условиях целенаправленных воспитательных воздействий.
Это собственно психологический подход к формированию личности.
Второй смысл — формирование личности как ее целенаправленное воспитание (если можно так сказать, «формовка», «лепка», «конструирование»; А.С. Макаренко удачно назвал этот процесс «проектированием личности»). Это собственно педагогический подход к вычленению задач и способов формирования личности. Педагогический подход предполагает необходимость выяснить, что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала требованиям, которые предъявляет к ней общество.
Нельзя допускать смешения психологического и педагогического подхода к формированию личности, в противном случае может произойти подмена желаемым действительного.
Педагогикой определяются задачи правильного подхода к процессу формирования личности молодых людей, выявляется, что должно быть сформировано в процессе воспитания. Педагогика, разрабатывая методику воспитательной работы, предлагает свои приемы и способы осуществления поставленной цели, говорит о том, как сформировать принципиальность, правдивость, доброту и другие важнейшие качества личности.
Задача психологии - изучить исходный уровень сформирован-ности личностных качеств у конкретных школьников и в конкретных коллективах (ученических, профессионально-трудовых, семейных и др.), выяснить результаты воспитательной работы, в том числе, что реально сформировано, а что так и осталось задачей, какие фактические преобразования личности подростка оказались продуктивными и социально ценными, а какие — непродуктивными, как происходил процесс формирования личности (с какими трудностями пришлось столкнуться, насколько он был успешным и т.д.).
Педагогический и
В формирующем психолого-
В младшем школьном возрасте ситуация развития личности во многом напоминает предшествующую. Три фазы, ее образующие, дают школьнику возможность войти в совершенно новую для него группу одноклассников, которая имеет первоначально диффузный характер. Руководящая этой группой учительница оказывается, по сравнению с воспитательницей детского сада, еще более референтной для детей, поскольку она, используя аппарат ежедневно выставляемых отметок, регулирует взаимоотношения ребенка, как с его сверстниками, так и с взрослыми, прежде всего с родителями, формирует их отношение к нему и его отношение к себе «как другому».
Примечательно, что не столько сама по себе учебная деятельность выступает фактором развития личности младшего школьника, сколько отношение взрослых к его учебной деятельности, к его успеваемости, дисциплине и прилежанию. Максимальное значение сама учебная деятельность как личностнообразующий фактор, по-видимому, приобретает в старшем школьном возрасте, которому присуще сознательное отношение к учебе, формирование в условиях воспитывающего обучения мировоззрения (на уроках литературы, истории, физики, биологии и т.д.). Третья фаза периода младшего школьного возраста означает, по всей вероятности, не только интеграцию школьника в системе «ученики-ученики», но и прежде всего в системе «ученики—учительница», «ученики-родители».
Психологические особенности младшего школьного возраста (6-11 лет)
Ведущая деятельность в этот период — учеба.
Его характеристики таковы:
♦ перестройка познавательных процессов: формирование произвольности, продуктивности и устойчивости — развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической);
♦ развитие мышления
(переход от наглядно-образного к словесно-логическому и рассу
♦ формирование саморегуляции поведения, воли;
♦ освоение умений читать, писать, делать арифметические вычисления, накапливать знания;
♦ овладение навыками домашнего труда;
♦ расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель), формирование отношений в учебном коллективе;
♦ предпочтение развивающих игр, которым тем не менее отводится второе после учебы место;
♦ формирование самооценки на основе учительского оценивания и достигнутых результатов в учении; часто снижение самооценки;
♦ появление уверенности в себе, компетентности; если имеются затруднения в учебе и родители и учителя относятся к этому критически, то возникает неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрации, утрачивается интерес к учению, что приводит к «школьным неврозам».
Новообразования:
♦ формирование словесно-логического мышления при помощи конкретных понятий;
♦ возникновение способности выполнять действия в уме — умственный план действий;
♦ произвольность поведения: развивается умение управлять своим поведением, состоянием;
♦ появление рефлексии: развивается способность ребенка осознавать, что он делает, зачем и правильно ли он это делает;
♦ развиваются способности целенаправленного восприятия, осмысленного произвольного запоминания
Информация о работе Формирование личности младшего школьника