Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 08:08, контрольная работа

Описание работы

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Определение понятия «культурно-гигиенические навыки».

Необходимость их формирования………………………………………………..4

Содержание культурно-гигиенических навыков детей разных

возрастных групп……………………………………………………………….….9

Методика и условия формирования культурно-гигиенических

навыков…………………………………………………………………………….22

Заключение………………………………………………………………………..27

Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 47.08 Кб (Скачать)

 

 Важной задачей в  работе с детьми I младшей группы  детского сада является воспитание  культурно-гигиенических навыков  – опрятности, аккуратности в  быту, навыков культуры еды, как  неотъемлемой части культуры  поведения. Чтобы облегчить ребенку  освоение новых навыков, необходимо  делать этот процесс доступным,  интересным и увлекательным. И  делать это надо педагогически  тонко, ненавязчиво. При этом  воспитателю важно учитывать  возрастную особенность детей  3-го года жизни - стремление  к самостоятельности

 

 Для более легкого  овладения определенными навыками  связанных с его усвоением  действия членят на несколько  операций. Надо помнить еще одну  важную особенность формирования  навыков культурного поведения  у малышей: по мере овладения  новыми действиями детям хочется  неоднократно их повторять. Иными  словами, малыши превращают эти  действия в игру. Воспитатель,  видя это, включается в игру  и направляет действия ребенка  на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных  действий, маленькие дети начинают  более тщательно их выполнять.  Прежде всего, следует запомнить:  на начальном этапе усвоения  навыка торопить детей ни в  коем случае нельзя, надо дать  им возможность спокойно выполнять  осваиваемые действия. Подобная  обстановка позволит сохранить  у них положительно-эмоциональный  настрой. Однако, необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время, остается. Поэтому надо умело направить усилие детей на более целеустремленные действия. Для этого эффективны, например, косвенные приемы предупредительного поощрения.

 

 Другой, также весьма  эффективный способ – использование  игр. При удовлетворении появившегося  интереса ребенка к новым для  него действиям, при неоднократном  их выполнении, навык становится  прочным. Для укрепления навыка  следует также использовать поощрение  малыша за удачно выполненное  задание. Характер оценки действий  и поступков меняется в соответствии  с повышающимся уровнем закрепления  у детей навыков культуры поведения.  Если в начале усилия детей  постоянно поощряются и оцениваются  положительно, то в дальнейшем  надо относиться, как должному  явлению, оценивать только качество  действий.

 

 Для усвоения детьми  более трудных правил культурного  поведения целесообразно использовать  коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки. Они помогают  воспитателю выровнять уровень  овладения навыками каждым ребенком  группы. Через игры-занятия воспитатель  может в увлекательной форме  не только раскрыть содержание  требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования  с конкретными поступками малыша, это дает возможность закрепить  положительное отношение к их  выполнению в повседневной жизни.

 

 Учитывая особенности  в работе с детьми младшего  дошкольного возраста, занятиям  следует придавать максимальную  значимость, что обеспечивает хорошую  активность малышей. Интерес их  усиливается, когда в играх-занятиях  принимает участие ребенок старшей  группы, показывает непосредственно  само действие (одевание, умывание) или примеры вежливого обращения.

 

 В игры-занятия можно  включить разнообразные игрушки,  предметы. Это способствует активизации  одновременно зрительного и двигательного  анализаторов ребенка. Предмет,  действие воспитатель показывает  каждому малышу, например, как следует  держать ложку, дети тут же  упражняются в правильном действии  ложкой. Такие имитирующие действия  с реальными предметами в воображаемой  ситуации помогают малышам в  освоении практических действий  в жизненно важных режимных процессов.

 

 Показанные и освоенные  на занятиях действия в результате  постоянных упражнений в повседневной  деятельности перерастают в устойчивые  навыки культурного поведения.  В дальнейшем эти навыки дети  начинают использовать в самых  разнообразных ситуациях. В игры-занятия  можно включить содержание различных  событий из жизни детей и  их поступков в этих событиях.

 

 В конце года дети  принимают участие в подготовке  к «переезду на новую квартиру»  - в другую группу. Они укладывают  игрушки в коробки, усаживают  кукол в различные транспортные  средства – коляски, автомашины. Опять-таки преднамеренно созданная  воспитателем ситуация, помогающая  ему в формировании благожелательного  отношения детей друг к другу,  навыков нравственного поведения.

 

 Игровые приемы, используемые  воспитателем и вызывающие у  малышей положительные эмоции, обеспечивают  более высокую восприимчивость  ребенком нравственных правил  поведения. Педагог ненавязчиво  вырабатывает интеллектуально-эмоциональное  отношение детей к конкретным  правилам общественного поведения,  закрепляет их в опыте, побуждает  малышей к доброжелательным действиям. 

 

 Для овладения малышами  приемов одевания в игру можно  включить и кукол. В группе  обязательно должна быть крупная  кукла с подбором одежды.

 

 С первого дня воспитатель  предупреждает родителей, чтобы  на одежде детей были пришиты  петельки, за которые он может  вешать ее в свой шкаф. Это  облегчит формирование навыка  аккуратно содержать одежду.

Вторая младшая группа

 

 С переходом в эту  группу программные требования  к воспитанию у них навыков  культуры поведения, планирование  воспитательного процесса, усложняется.

 

 У детей на 4-ом году  жизни продолжают формировать  самостоятельность, умение преодолевать  небольшие трудности. Предъявляется  сложные требования к выполнению  действий в ходе режимных процессов,  бережному отношению к игрушкам, к труду старших. Воспитатель  большое внимание должен уделять

 

 формированию у детей  и выполнению ими правил вежливого  обращения, организованного поведения  в детском саду, на улице.

 

 Планируя работу, педагог  особое внимание уделяет формированию  таких качеств, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность,  которые помогут ребенку видеть и различать состояние человека, решив, как следует поступить в конкретном случае, чтобы не причинить окружающим неприятность.

 

 Большие возможности  для воспитания культуры поведения  представляет вечер. Это время  особенно доверительного общения  воспитателя с детьми, разговора  по душам. Непосредственное общение  с воспитателем содействует укреплению  привязанности, доверия к нему  ребенка – важнейшего условия  нравственного воспитания. На вечерние  час также могут быть запланированы  инсценировки несложных сюжетов  с помощью игрушек. Содержание  таких сценок педагог черпает  из наблюдений, дети с интересом  воспринимают сценки из своей  жизни.

 

 

 Уровень развития детей  4-го года жизни позволяет несколько  усложнить программные требования  к нравственно направленным играм-занятиям, играм-упражнениям, инсценировкам.  Теперь они строятся так, чтобы  каждое последующее упражнение  опиралось на приобретенный ранее  опыт детей. Тем самым обеспечивается  более быстрое и прочное усвоение  навыка.

 

 Принципом проведения  игр становится более широкое,  комплексное воздействие на сознание  и нравственные чувства детей,  а также предоставление им  возможности упражняться в совершении  нужных действий, поступков. Постепенно  детям предоставляется все больше  самостоятельность, минуя показ  действий, создается возможность  для самостоятельных упражнений  в культурном поведении. 

 

 Чтобы достичь единства  между представлениями о том,  как надо себя вести, и конкретным  поведением ребенка, следует широко  использовать упражнения игрового  характера. Детей очень увлекают, например, игры-упражнения на закрепление правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми.

 

 Упражнения в выполнении  действий по показу воспитателя  – своеобразная и необходимая  для формирования навыка тренировка  поведения детей. Например: на  занятии «В гостях у Матрешки»  было наглядно показано, как надо  вежливо здороваться, сделав поклон  головой. В последующие дни  при встрече с детьми необходимо  не только приветливо здороваться,  но в случае необходимости  напомнить, как здороваться с  Матрешкой на занятии. 

 

 Такие упражнения позволяют  обобщить отдельные действия, показать  детям в комплексе, например, процесс  умывания. У них возникает активный  интерес, они называют части,  которые следует мыть и т.п.

 

 Постепенно воспитатель  вносит в игровые уголки новые  атрибуты, позволяющие развивать  содержание игр в соответствии  с приобретенными навыками культурного  поведения

Средняя группа

 

 В средней группе  работа педагога по воспитанию  у ребят навыков культурного  поведения значительно усложняется  и расширяется. Дети пятого  года жизни наблюдательны, любознательны,  активны. Их интересы становятся  разносторонними. Увеличивается  объем знаний, расширяются возможности  ознакомления детей с явлениями  общественной жизни. Предметом детского внимания становится труд взрослых, их взаимоотношения в процессе труда, яркие, заметные события в ближайшем окружение, дома. И атмосфера жизни в детском саду приобретает для формирования нравственных чувств и качеств особое значение.

 

 Сочетание руководства  самостоятельной практической повседневной  деятельности детей в детском  саду и дома с привлечением  их внимания к труду взрослых, общественному значению этого  труда содействует успешному  расширению задач воспитания  уважения к взрослым, культуры  общения с ними.

 

 Эта область воспитательной  деятельности требует, организации  внимания детей к взрослым, с  которыми они ежедневно общаются. Ведь именно по отношению к  близким чаще всего проявляется жизнь детей, они не замечают заботы взрослых о них. Чтобы это не произошло, нужно научить детей видеть, понимать и оценивать труд взрослых, их положительные действия и отношения. Хорошее средство для этого – правильное отображение таких действий в занятиях и играх. Два-три нравственно направленных занятия можно посвятить специально в течении года специально уважения к окружающим взрослым, прежде всего к родителям, педагогам, няням.

 

Старшая группа

 

 В старшем дошкольном  возрасте формирование нравственных  качеств личности и привычек  культурного поведения активно  продолжается. Содержание педагогического  процесса на этом этапе составляет  воспитание уважения к родным  и близким, привязанности уважения  к воспитателям, осознанного стремления  порадовать старших хорошими  поступками, желание быть полезным  окружающим. У детей старшей группы  необходимо активно и последовательно  формировать дружеские взаимоотношения,  привычку играть и заниматься  сообща, умение подчиняться требованиям,  в своих поступках следовать  примеру хороших людей, положительным,  героическим персонажем известных  художественных произведений. В  нравственном воспитании старшего  дошкольника продолжает занимать  большое место воспитание культуры  общения. Формирования уважения  к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности  происходит в коллективе сверстников.  Коллектив играет в жизни детей  все большую роль, взаимоотношения  детей усложняются. В поведении  старшего дошкольника ярче выступает  связь нравственных качеств и  свойств личности с интеллектом,  познавательным и интересным, отношением  к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к  себе. Ребенок в процессе общения  уже может быть сдержанным, умеет  действовать в интересах партнера  или группы сверстников, проявляя  при этом волевые достаточные  усилия. Но, конечно же, это только  начало умения, которое надо развивать  и закреплять.

 

 Главным в целенаправленной  воспитательной деятельности педагога  на ступени старшего дошкольного  возраста, продолжает оставаться  организация жизни и деятельности  ребенка, соответствующая опыту  содержательного общения, формированию  доброжелательного отношения к  сверстникам и окружающим.

 

 Эффективным методом  уточнения систематизации нравственных  представлений старших дошкольников  является этическая беседа. Такие  беседы должны органически быть  включены в систему многообразных  методов воспитания. Этическая беседа, как метод нравственного воспитания  отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют  в основном подлинно жизненные  ситуации, поведение окружающих  людей и прежде всего самих  воспитанников. Воспитатель дает  характеристику тем фактам и  поступкам, которые ребенок наблюдал  или совершал в общении со  сверстниками и взрослыми.

 

 Подобные характеристики  формируют у детей объективность  в оценке событий, помогают  ребенку ориентироваться в той  или иной ситуации и поступать  в соответствии с правилами  нравственного поведения. Этические  беседы – это плановые, подготовленные  и организованные занятия, содержание  которых определено требованиями  «Программы воспитания и обучения  в детском саду». Но, обращаясь  к программным задачам воспитания, педагог должен конкретизировать  их, прорабатывать правила и нормы  поведения, воспитание которых  необходимо усилить в данной  группе с учетом взрослых и  индивидуальных особенностей детей.

 

 Следует помнить: главная  цель этических бесед заключается  в том, чтобы

 

 сформировать у ребенка  нравственные мотивы поведения,  которыми он мог бы руководствоваться  в своих поступках. И опираться  такие беседы должны, прежде всего,  на подлинные события и явления,  которые в избытке предоставляет  жизнь и деятельность ребенка  в кругу сверстников.

 

 Готовясь к такой  беседе, педагог должен проанализировать, что было

 

 предметом наиболее  ярких впечатлений детей, как  они восприняли увиденное, как  переживают его. Если в этическую  беседу воспитатель считает нужным  включить отрывки из того или  иного художественного произведения, он обязательно должен подчинить  их содержания воспитателям функциям.

 

 Если содержание беседы  доступно и интересно детям,  то следует

Информация о работе Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста