Формирование этической культуры младших школьников на уроках русского языка с использованием краеведческого материала

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:25, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: выявление возможностей и условий воспитания этической культуры младших школьников на уроках русского языка с помощью краеведческого (текстов о родном крае).
Задачи:
- Раскрыть психолого-педагогические основы воспитания этической культуры младших школьников.
- Показать значение средств и методов воспитания этической культуры младших школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………..
ГЛАВА I. Теоретические основы воспитания этической культуры младших школьников………………………………………………………….
1.1. Психолого-педагогические основы воспитания этической культуры младших школьников…………………………………………………………..
1.2. Методы и средства воспитания этической культуры младших школьников………………………………………………………………………… 1.3. Нравственные отношения учителя и учеников в педагогической этике…..
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение проблем воспитания этической культуры младших школьников.
2.1. Изучение опыта работы образовательных учреждений……………………
2.2. Проведение экспериментов, их анализ и обоснование…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….
ЛИТЕРАТУРА…………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………..

Работа содержит 1 файл

Диплом Даниленко.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

Важным средством в воспитании этической культуры младших школьников является поощрение. Этот вид поощрения (материальное поощрение) имеет наибольшее количество ошибок по сравнению с другими. Материальное поощрение применять следует очень умело, не приручая детей к тому, чтобы каждый его шаг и поступок материально вознаграждался. Лучшим подарком должная быть книга, подаренная в день рождения, в праздник, за успешное окончание учебного года. В этих случаях хорошим подарком может быть настольная игра, особенно, если она рассчитана на коллективную игру. Нельзя, чтобы ожидаемый подарок выполнял функцию платы за труд. В подобных случаях ребенок привыкает делать добрые дела за определенную плату или вознаграждение. Так воспитывается жадность, корысть. Здесь не может быть речи о воспитании этической культуры школьника. Положительно сказывается на воспитании этической культуры учащихся поощрение развивающихся интересов детей. Так, отец заметил, что сын с удовольствием мастерит различные поделки из природного материала. Поощрением здесь может быть набор инструментов для обработки природных материалов. Такое поощрение способствует воспитанию у ребенка правильному аккуратному пользованию прибором, развитию фантазии, наблюдательности.

Очень важное средство в воспитании этической культуры младших школьников является – лишение удовольствия и развлечений. Если ребенок не послушен, плохо поступает, взрослые могут запретить, например, играть с конструктором, но здесь необходимо обязательно объяснить причину наложенного взыскания. И ещё одно средство действенное в воспитании этической культуры – это лишения доверия. Так, дочь, ученица 3-го класса, сама всегда докладывала об учебных делах в школе. Родители только подписывали дневник, но вот как-то обнаружилось, что девочка скрыла полученную двойку, тогда мать в категоричной форме потребовала, чтобы дочь каждый день показывала дневник: «Оказывается твоим словам верить нельзя». В этом случае контроль родителей служит своего рода наказанием. Но долго так не должно продолжаться. Надо попытаться восстановить доверие. Через некоторое время можно спросить у девочки: «Могу я больше не просматривать твой дневник». Утвердительный ответ дочери должен восстановить доверие.

Таким образом, все описанные средства и методы воспитания этической культуры младших школьников закрепляются в сознании детей, упражняются в добрых действиях, а это способствует воспитанию добрых этических представлений и поступков поведения.

 

1.3. Нравственные отношения учителя и учеников в педагогической этике

 

В педагогической этике рассматриваются нравственные отношения учителя с учащимися. Субъектом нравственных отношений в педагогической среде является учитель. Будучи основным звеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое широкое взаимодействие с учащимися, их родителями. Поэтому он является центральной фигурой нравственных отношений в системе педагогической морали. Отношения учителя с учениками возникают на основе непосредственного общения, которое сопровождается положительным эмоциональным восприятием. Среда, в которой происходит общение и взаимодействие между учителем и учениками, имеет как общее, так и особенные социальные признаки. Ведущая роль учителя в этой среде обусловливает повышенные моральные требования к нему, потому что объектом его воздействия являются дети с особыми комплексом морально-психологической незащищенности. Учитель общается с учениками в тот период, когда они на практике постигают азбуку социальных отношений, когда у них формируются и закрепляются основные нравственные установки. Учитель должен быть воспитателем, приобщающий детей не только к знаниям, но и добру, красоте, которое оказывает решительное влияние на воспитание у детей этической культуры. Педагогическая мораль признает такие нормы взаимоотношений между учителем и учениками, которые способствуют развитию творческой личности, развитию чувства собственного достоинства. Важнейшее условие положительного воздействия педагога на ученика – сочетание разумной требовательности и доверия к нему. Учитель, допустивший грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом учащихся. Они, как правило, активно сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав. Здесь не может быть никакой речи о воспитании у учащихся этической культуры. Умение понять состояние ребенка, вызвать сочувствие к нему – признак высокой эмоциональной культуры учителя. Эмоционально воспитанный учитель не проронит грубого слова в обращении с детьми не передаст доверенную ему детскую тайну. «Говоря о причинах конфликтов учителя с учащимися, следует подчеркнуть, что обучение и воспитание – это сложный динамически процесс, которому, как и всем социальным процессам, присущи противоречия. Их разрешение неизбежно приводит к конфликтам. Они могут быть разрешены по-разному. Для умелого руководства этим сложнейшим процессом учителю необходимо знать причину конфликта» [14, С 24]. Руководствуясь нормами педагогической морали, учитель может не только заботиться о том, чтобы его поведение не нарушало нормальных нравственных отношений, но и регулировать поведение учащихся, их взаимоотношения. Так, на уроке чтения во втором классе учитель вызывает новичка. Он начинает читать по слогам, краснеет от стыда, запинается. Ребята смеются, смех не злой, просто оттого, что в классе все хорошо читают. Учительница понимает, что нельзя долго испытывать чувства ребенка, которого в другой школе почему-то не научили читать. Она прерывает чтение, а ребят журит за то, что они смеются над неумением товарища. Строгость и требовательность учителя – необходимые условия влияния на нравственное возмужание ребенка, воспитание у них этической культуры. Важнейшим требованием педагогической этики, которое регулирует взаимоотношения учителя и учащихся являются требование справедливой оценки нравственного поступка ученика. Нравственным поступком можно назвать лишь то действие, в котором заключено отношение человека к кому-нибудь или к чему-нибудь. Лишь такое действие подлежит моральной оценке. Учитель постоянно оценивает поступки детей в сфере повседневных отношений. Поэтому ему важно видеть не только результат деятельности ученика, но и его личное отношение к своим поступкам. Только при этих условиях нравственная оценка будет играть свою воспитательную роль.

Таким образом, взаимоотношения учителя с учениками должно основываться на соблюдении определенных моральных норм, что способствует воспитанию у учащихся этической культуры.

И так, только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их внутреннему миру могут создать обстановку взаимопонимания, которая необходима для поддержания нормальных нравственных отношений между учителями и учащимися. Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости - важнейшие нравственные качества учителя, которые определяют нормы его взаимоотношений с детьми. Эти чувства должны быть искренними, неподдельными и проявляется во всех жизненных ситуациях. Помощь детям в трудные минуты их жизни – одна из важнейших моральных норм, регулирующих отношения между учителями и учащимися. Непримиримое отношение учителя к злу, несправедливости, нечестности, моральной нечистоплотности подкрепляется его трудовой деятельностью, всем образом жизни. На правах старшего и умудренного нравственным опытом человека он формирует у учащихся нравственные ориентации, используя для этого справедливый подход к оценке явлений, факторов, поступков, и на этой основе воспитывает нетерпимое отношение к негативным явлениям. В общении с детьми необходимо находить нужный тон, исходя из их индивидуальных особенностей, побуждать воспитанников отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле. «Только глубокий интерес учителя к ученикам, изучение их индивидуальных особенностей, гуманитарное отношение к ним, забота об их духовном и физическом развитии позволяют сделать воспитательный процесс этической культуры школьников сознательным и целенаправленным» [13, С.149]

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Экспериментальное изучение проблем воспитания этической культуры младших школьников

 

2.1. Изучение опыта работы образовательных учреждений

 

Е.И. Ильин – учитель школы № 516 г. Санкт-Петербурга. Его новаторством в системе образования стали уроки высокой нравственности, а также оригинальность подхода к решению воспитательных задач в новых условиях. Е.И. Ильин решает задачи формирования духовных и нравственных устоев ребенка, его эстетических взглядов воспитания истинного гражданина отечества с высоким нравственно-этических устоев через художественную литературу, её образ у Е.И. Ильина мы находим приемы «живой этики», он делится опытом как следует разговаривать с учеником, подчеркивает, что важно уметь это делать не только во время урока. Различный процесс общения Ильин выделяет искусство вопроса. При вопросе у ребенка мысль оживает, но при ответе она затухает. Вот здесь и должно появиться искусство педагога -направить ребенка на путь творчества. У ученика «мысль оживает», когда учитель вместе с ним ищет истину. В процессе общения учителя и ученика важно помнить об «этике отметки». Отметка, оценка поступка деятельности ребенка играет особо важную воспитательную роль. У Е.И. Ильина можно найти приемы, как уже упоминалось, приемы «живой этики», что важно для воспитания этической культуры у учащихся. В книге «Почему у Ильина читают все?» в живой форме рассказывается о методической системе известного учителя-новатора из Санкт-Петербурга Е.Н. Ильина, о его творческой лаборатории, представлены уроки. В.В. Иванихин, автор книги «Почему у Ильина Читают все?» пишет: «Интересен опыт Ильина и как явление культуры. Ведь Ильин дал нам ключ к художественной книге, которая, к сожалению, для многих сегодня пока не раскрыта. Подарить школе этот «ключ» было главной моей целью, когда создавалась эта книга» [15, С.6]

Учитель начальных классов М.Ф. Васильева из г. Воронежа проводит удачно беседы с родителями на темы «Воспитание культуры поведения», «Приучайте вашего ребенка к аккуратности и опрятности» и др. аккуратность и опрятность можно привить детям только тогда, когда к ребенку предъявляются конкретные требования и налажен постоянный контроль за из выполнением. Успех работы с родителями в значительной степени зависит от того, насколько ему удастся единство воспитательных воздействий с семьями учащихся. М.Ф. Васильева для того, чтобы дать конкретные практические рекомендации каждой семье с учетом индивидуальных особенностей и детей и родителей, считает нужно знать особенности характера детей класса, их домашние условия. Изучение семей способствует проведению индивидуальных бесед с родителями (см. Приложение 1). Опыт работы учителей Е.Н. Ильина и М.Ф. Васильевой помогли мне в работе с учащимися и в написании курсовой работы по теме «Воспитание этической культуры у младших школьников».

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Формирование этической культуры младших школьников на уроках русского языка с использованием краеведческого материала