Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 06:36, реферат
В Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» Президент РФ третьей из шести инициатив определил выстроенную систему развития учительского потенциала. «Принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности». «Современный учитель сам должен быть творческим человеком, уметь и любить проектировать, исследовать, работать в команде, вести дискуссию, владеть технологией организации проектной, исследовательской, творческой деятельности учеников»
Формирование исследовательских компетентностей педагогов
в современной библиотечной среде
В Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» Президент РФ третьей из шести инициатив определил выстроенную систему развития учительского потенциала. «Принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности». «Современный учитель сам должен быть творческим человеком, уметь и любить проектировать, исследовать, работать в команде, вести дискуссию, владеть технологией организации проектной, исследовательской, творческой деятельности учеников»
Какова же роль школьного библиотекаря в свете поставленных президентом задач?
Я считаю, что в условиях современного библиотечно-информационного центра (ресурсного) библиотекарь должен выступать в роли андрагога.
Библиотекарь сам является компетентным человеком в области информационной культуры и может помочь формированию подобных компетентностей у педагогов. Для учителей он – методист в плане работы с информацией.
В качестве примера профессионального подхода к формированию исследовательских компетентностей педагогов приведу результаты работы городской базовой площадки «Методика учебных исследований школьников, в том числе с использованием ИКТ».
В 2008-2009 году наш лицей участвовал в конкурсе общеобразовательных учреждений на присвоение статуса «городская базовая площадка». Основанием для участия в конкурсе стали высокие результаты, лидирующая позиция лицея в городском сообществе по направлению «Методика учебных исследований школьников, в том числе с использованием ИКТ», соответствующая ресурсная база, в том числе библиотечно-информационный центр. Приказом отдела образования г. Лесосибирска МОУ «Лицей» был присвоен статус Городская базовая площадка по направлению «Методика учебных исследований школьников, в том числе с использованием ИКТ».
Данное направление работы базовой площадки оказалось своевременным и актуальным для педагогов-руководителей проектно-исследовательскими работами школьников по причине недостаточной сформированности собственных исследовательских компетенций.
Городская базовая площадка была предназначена для создания образовательных норм, совершенствующих традиционную практику образования; предполагала наличие у реализаторов проекта опыта работы в выбранном направлении, а также опыта инновационной деятельности.
Нужно отметить, что с момента подачи конкурсных материалов и до представления результатов работы площадки, роль библиотекаря заключалась не в пассивном исполнении информационного сопровождения, а в активной работе в составе инициативной группы, реализующей этот проект.
Работа базовой площадки длилась с сентября 2009 г. по март 2010 г. Поставленная цель – формирование исследовательских компетентностей педагогов – решалась через разнообразные формы деятельности: семинары, тренинги, мастер-классы, мастерские.
Использовались технологии: ИКТ, проектная, технология стажировок и мастерских.
Виды деятельности, в которых участвовала я (в рамках реализации данного проекта):
формирование проектной группы,
разработка модели проекта,
разработка плана-графика действий по реализации проекта,
подбор методических материалов, формирование пакета документов,
выбор форм проведения занятий и разработка тематического плана,
проведение семинаров, практикумов, мастер-классов,
индивидуальное консультирование участников площадки,
распространение пакета методических материалов,
оценка и представление результатов проекта городскому сообществу.
Все занятия организовывались на основе деятельностного подхода, поэтому способствовали формированию у участников исследовательских компетентностей и достижению определенных результатов.
Базовая площадка была выстроена таким образом: ее участники формировали ключевые компетентности по ходу работы над своим исследованием.
Естественно, что при любом исследовании, будь то профессиональное педагогическое или учебное ученическое, огромный пласт составляет этап работы с информацией.
Формированию информационной компетентности были посвящены особые семинары. Я провела два учебных семинара «Работа с информацией». С педагогами-участниками мы проработали следующие этапы работы с информацией:
формулировка запроса,
выработка алгоритма поиска,
качественная оценка информации (выработка частных критериев оценки и отбора информации в соответствии с целями и задачами исследовательской работы),
обработка и интерпретация (приемы свертывания и развертывания информации, их выбор в соответствии с целями и задачами исследовательской работы),
работа с отобранной информацией (сортировка и компоновка материала, выбор форм презентации полученных результатов).
По мнению участников базовой площадки, это были самые сложные и в то же время самые продуктивные формы работы.
Одной из задач базовой площадки как проекта была систематизация и публикация всех наработанных материалов. Я считаю, главная скрипка в этой работе, конечно, должна принадлежать библиотекарю. Вариантами решений были: выпуск методического пособия (именно на базе библиотечно-информационного центра в лицее организуется вся издательская деятельность), запись CD, выставление материалов на сайт лицея. Но остановилась я на создании сетевого сообщества в Открытом классе. Создав сообщество «Педагог-исследователь», я опубликовала на нем все материалы семинаров, тренингов, мастерских (программки мероприятий, анкеты, методические материала, рекомендации, презентации, вопросы рефлексии).
В сетевом сообществе я разместила полезные ссылки на информационные ресурсы по вопросам организации исследовательской деятельности школьников, организовала тематический форум для обсуждения, опрос посетителей. Там же можно познакомиться с фотоальбомами, фоторепортажами с работы базовой площадки.
Кроме того, опубликовала выпускные работы наших участников (естественно, с их согласия и их авторством), сделала библиографическое описание каждой выставленной работы, получился еще один продукт базовой площадки – библиографический указатель. Все педагоги-участники понимают, что публикация – это важнейшая гарантия от опасности вариться в собственном соку, это необходимый инструмент и необходимая компетентность.
Размещение материалов базовой площадки на Открытом классе (открытой среде) имеет ряд преимуществ. Это интерактивная среда, поэтому есть возможность комментировать содержание, получать рецензию на свою работу, совет от коллег с любого уголка страны, обмениваться опытом.
В плане перспективы на следующий учебный год мы увидели трансформацию городской базовой площадки по направлению «Методика учебных исследований школьников, в том числе с использованием ИКТ» в дистанционную форму – сетевое сообщество «Педагог-исследователь», где будем все вместе повышать свои исследовательские компетентности, которые, по мнению И.М. Реморенко, являются наиболее проблемными из всей радуги педагогических компетентностей.
Подведем итог: в таблице представлен спектр профессиональных компетентностей библиотекаря на примере одного дела – базовой площадки по направлению «Методика учебных исследований школьников, в том числе с использованием ИКТ»:
Профессиональные компетентности библиотекаря | Как проявились при реализации данного проекта |
Проектировочные | Планирование работы БП и лично своей Выявление проблем Определение целей, форм и методов библиотечной деятельности в рамках БП Прогнозирование результатов Умение внедрять передовой опыт Определение наиболее рациональных видов деятельности |
Аналитические | Умение критически мыслить Умение обобщать и делать выводы Умение объективно оценивать работу в рамках БП |
Коммуникативные | Умение устанавливать оптимальные взаимоотношения с педагогами Умение координировать свою деятельность Умение выстраивать профессиональные отношения Ораторские (речевые) умения Умение излагать свои мысли чётко, логично, убедительно, образно, доступно Умение работать в команде |
Организаторские | Умение организовать и провести учебные семинары Умение самостоятельно принимать решения Умение правильно распределять рабочее время |
Информационно-коммуникационные | Умение эффективно работать с информацией Работа с офисными программами для создания электронных документов Использование ресурсов сети Интернет Умение пользоваться сканером, принтером, копиром, цифровым фотоаппаратом Работа с цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) Умение работать в социальных сетях Интернет, сетевых сообществах Умение соблюдать правила сетевого этикета |
Принимая и осваивая компетентностную модель образования, мы библиотекари, не просто применяем новую технологию, мы переосмысливаем цели и ценности своей деятельности, осваиваем новые для себя позиции: тьютора, консультанта, эксперта, партнера, фасилитатора.
Проанализировав работу площадки, мы пришли к пониманию того, что формирование исследовательских компетентностей педагогов не должно носить событийный характер, это должна быть выстроенная система и особую нишу в этой системе должен занять компетентный библиотекарь-профессинал.