Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:58, аттестационная работа
На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический и нравственный прогресс российского общества в будущем. В связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебно-воспитательной работе ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.
Опыт опирается на исследования ученых .
Личность педагога как определяющий фактор эффективности образовательного процесса всегда вызывал огромный интерес и проявление заботы у представителей психологической и педагогической науки.
Л.С. Выготский отмечал: « надо сказать, что всякая теория воспитания предъявляет свои собственные требования к учителю. Для педагогики Руссо учитель – только сторож и охранитель ребенка… для Толстого это должен быть непременно добродетельный человек… Для Гаюи он – гипнотизер…Для Песталоцци и Фребеля воспитатель – детский садовник. Для Блонского – инженер, техник человеководства…Многие сравнивали работу преподавателя с работой художника и вопросы индивидуального творчества ставили во главу угла».
Разносторонним психологическим исследованиям личность педагога подвергалась в работах таких известных отечественных психологов, как Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов, В.С. Мерлинг, В.Д. Небылицын, Н.В, Кузьмина, С.К. Кондратьев, Л.М. Митина, И.А, Зимняя и многих других.
Значительный интерес в изучении стиля как педагогического феномена, представляют работы А.К. Марковой, А.Я. Никоновой, Н.А, Аминова, которые изучают индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Интересное представление педагогического стиля мы находим в работах Н.А. Аминова. Педагогический стиль автор рассматривает как стержневой компонент педагогического мастерства. «Ярко выраженный педагогический стиль является показателем педагогического мастерства, поскольку свидетельствует о том, что педагог, проявивший себя как ориентированный на «развитие» или на результативность, смог выработать свою собственную систему педагогических средств и способов воздействия на ребенка, дающую высокие результаты в процессе воспитания и обучения».
«Исследования педагогического стиля в современной науке, в русле личностно-ориентированной парадигмы, особенно интенсивно осуществляется в последние десятилетия. Акцент делается на активную личность педагога, как истинного носителя индивидуального стиля. Такой взгляд отвечает требованиям гуманистической педагогики, поскольку центральным вопросом в проблеме индивидуального стиля деятельности педагога является не поиск повышения ее эффективности, а возможность развития, реализации и актуализации личности педагога», - утверждает А.В. Кондаурова.
Л.А. Ивашнева подчеркивает: «На протяжении всего педагогического пути воспитателя идет становление и совершенствование его индивидуальности, его индивидуального стиля педагогической деятельности».
«Безусловно, стиль деятельности педагога отражает его индивидуальность как профессионала», - утверждает Е.А. Климов.
Т. Санталайнен акцентирует свое внимание на обязательном качестве руководителя: «Работа с детьми требует от воспитателя большого напряжения сил и энергии, поэтому в коллективе особенно важны доброжелательность, тактичность, уважительная требовательность среди всех участников педагогического процесса. Руководитель, проявляющий уважительное отношение к личности каждого педагога, учитывающий склонности, интересы, возможности в сочетании с разумной требовательностью, добивается значительно больших результатов».
«В условиях формирования рыночной экономики в нашей стране увеличивается значение человеческого фактора, в связи с чем особое значение приобретает профессионально-личностный потенциал управленческих кадров дошкольных учреждений. Успешность профессиональной деятельности управленца дошкольного образовательного учреждения зависит… от определенного набора индивидуально-психологических особенностей его личности, от способности адаптироваться к изменяющимся требованиям управленческой деятельности, от умения активно действовать и самосовершенствоваться в управленческой деятельности и преобразовывать её», - говорится в научном исследовании, проведенном на базе Института повышения квалификации профессиональной подготовки работников образования Тульской области.
П.И.Третьяков обращает внимание на следующее: «Задача администрации в современных условиях: создание условий, которые мотивировали бы педагогов на профессиональное развитие через систему повышения их профессиональной компетентности».
«Гуманизация системы образования, характеризующая современный этап ее развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности. Индивидуальный стиль деятельности — одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой — о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности», - подчеркивает А.Г. Исмагилова
Коточигова Е.В. доцент кафедры дошкольного образования Ярославского ИРО указывает на следующий факт: «В настоящее время управление развитием образования предполагает направленность на акцентирование личностных ориентиров, ориентацию образования на помощь человеку в обретении не только социального, но и индивидуального смысла жизни. Система образования, охватывая социальную сторону бытия человека, остается общественной структурой, включающей образование как технологию. Развитие системы должно идти по пути превращения ее в сферу полноценной жизнедеятельности участников образовательного процесса, создания условий для формирования и развития, а значит, проявления и реализации личности и творческой индивидуальности. В образовании, таким образом, развитие творческой индивидуальности у учащихся, воспитанников ДОУ становится одной из главных установок.
Однако при этом часто забывают, что без педагогов, обладающих творческой индивидуальность, эта цель недостижима. В системе образования до сих пор господствует мнение, что для повышения эффективности обучения и воспитания главными являются профессиональное мастерство, правильное построение технологий. Забывается о том, что все усилия педагога достигнут цели только тогда, когда ученики, воспитанники примут его как личность, обладающую ярко выраженной индивидуальностью…»
Л.В. Лидак, в диссертационных исследованиях, рассматривает проблему профессионализма и личности педагога в таком контексте: «Современная ситуация, сложившаяся на пороге XXI века, формирует социальный заказ образованию - воспитать человека активного, творчески мыслящего, гуманного …
Отрефлексировав богатства педагогической мысли, заложенной в опыте предшествующих поколений педагогов и психологов конца XIX - XX веков, современная педагогическая психология обратилась к педагогу, как к носителю и транслятору идей гуманизации образования. Современный педагог - это педагог-гуманист, педагог-новатор, педагог субъект профессионально-педагогической деятельности.
Он ориентирован на бережное отношение к человеку, на защиту личности ребёнка от коллизий окружающего мира, на создание условий для полноценного развития каждого индивида. В последней четверти ХХ века проблема профессиональной деятельности и личности педагога стала предметом серьёзных исследования в академической науке».
«Современные тенденции в развитии дошкольного образования вызывают необходимость перевода управления ДОУ на новую парадигму, составляющую «управленческую философию», в основе которой лежит мотивационно-системный подход и личностно-ориентированные цели его осуществления», - утверждает Волобуева Л.М., кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики МПГУ.
«Центром внимания в управлении в современных условиях становится человек, акцентируется поведенческая сторона деятельности руководителя, ориентирующегося в своей работе на «три кита»: уважение, доверие и успех» (Менеджмент в управлении школой. М.1995.с.3).
Ведущая педагогическая идея
Формирование творческой индивидуальности педагогов, ее раскрытие и применение в общей работе коллектива в целях повышения качества образования в ДОУ.
Новизна опыта
Активизация творческой деятельности педагогов через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3)
Адресная направленность
Опыт адресован руководителям дошкольных образовательных учреждений.
Результат
Управление воспитательно-образовательным процессом, формированием индивидуального стиля педагога ведется на диагностико-коррекционной и психологической основе.
Создана гибкая система работы с кадрами по повышению их профессионального уровня.
Отработана методика, технология выявления, изучения, обобщения, распространения ППО.
В коллективе ДОУ создан благоприятный микроклимат, практически отсутствует текучесть кадров.
(ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 «Результаты участия МДОУ № 15»).
2. Диагностика – основа управленческой деятельности.
Комплекс различных условий (нормативно-правовых, административных,
экономических, социокультурных) сложился в определенную систему, позволяющую дошкольным учреждениям реально осуществлять реформу своей деятельности. В этой связи, прослеживается очевидная тенденция к поиску ориентиров и конкретных образовательных форм, позволяющих ДОУ обрести собственное лицо и выделится из общей массы.
Понятия анализ, самоанализ, изучение личности в последнее время все чаще заменяются термином диагностика.
Диагностика – это особый вид познания. По мнению В.И. Зверевой, педагогическая диагностика – процесс распознавания различных педагогических явлений и определения их состояния в конкретный момент на основе использования необходимых для этого параметров.
Наиболее точно задачи педагогической диагностики сформулированы М.С. Сунцовым:
выявление личностных качеств педагога, влияющих на образовательный процесс;
выявление положительных и отрицательных сторон педагога;
разработка критериев эффективности работы педагога;
фиксация профессионально необходимого уровня знаний и умений педагога.
Изучение педагогического коллектива, знание каждого ее члена, определение его места в коллективе – обязательная задача руководителя любого ранга.
Как строится работа по изучению педагогического коллектива в ДОУ? Основа – изучение личностных качеств – стиля отношений:
изучение анкетных данных;
наблюдение за работой педагога в организованных и неорганизованных видах деятельности;
анализ документации;
наблюдение за настроением, манерой его общения в педагогической среде, во взаимодействии с детьми и родителями;
анализ речи, оценка позиции педагога, его жестов в различных педагогических ситуациях;
выяснение уровня научно-теоретической, методической, психолого-педагогической подготовки;
анализ эффективности применяемых педагогических воздействий;
изучение деловых качеств;
выявление степени целеустремленности и заинтересованности в работе и ее результатах.
Практика работы показала, что решение задачи можно упростить, если изучение педагогического коллектива и отдельных его членов вести по определенным проблемам. Это позволяет конкретизировать и углубить процесс наблюдения, более детально вести сбор и обработку получаемой информации. Выбирая проблему изучения, необходимо учитывать:
- задачи, решаемые ДОУ;
- затруднения, встречающиеся в практической деятельности;
- методическую тему, по которой организована работа ДОУ.
Знания профессиональных и личностных особенностей педагогов – это основа, которая определяет расстановку кадров в ДОУ ( расстановка воспитателей в ДОУ № 15: 1 группа - воспитатель-стажист, 1 кв.категория и молодой специалист; 2 группа – воспитатель-стажист и воспитатель 2 кв. категории; 3 группа – воспитатель-стажист, 1 кв. категория и воспитатель 2 кв. категории; 4 группа – воспитатель-стажист, высшая кв. категория и
молодой специалист, 5 группа (коррекционная) - 2 воспитателя со специальным образованием, 1 кв. категории, 6 группа (коррекционная) – воспитатель-стажист, высшей кв. категории и воспитатель 1 кв. категории; специалисты – музыкальный руководитель высшая кв. категория, инструктор по физкультуре – высшая кв. категория, учителя-логопеды – 1 и 2 кв. категории, старший воспитатель (психолог) – 1 кв. категория).
Автор убежден и практика работы подтверждает, что любая система работы с кадрами должна создаваться на выбранную в коллективе педагогическую цель. Именно цель и определяет формы, методы и содержание деятельности каждого педагога и всего педагогического коллектива по развитию профессионального мастерства. Следовательно, различие целей и задач, индивидуальность каждого педагога и предполагает индивидуальность целей, форм, методов, содержания их методической работы, т.е. разнообразие компонентов системы работы с педагогическими кадрами.
Что же положено в основу системы работы с педагогическими кадрами? В основу положена диагностика и коррекция профессиональной деятельности педагогов, которая и позволяет руководителю:
- оценивать уровень профессиональной подготовки каждого педагога,
- обеспечивать выявление профессиональных запросов, потребностей, а, следовательно, способствует более четкому определению цели, форм, методов и приемов, а также средств деятельности,
Информация о работе Формирование индивидуального стиля педагога ДОУ как целевая функция управления