Формирование индивидуального стиля педагога ДОУ как целевая функция управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:58, аттестационная работа

Описание работы

На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический и нравственный прогресс российского общества в будущем. В связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебно-воспитательной работе ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.

Работа содержит 1 файл

ТЕМА.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

 

Опыт опирается на исследования ученых .

 

    Личность педагога как определяющий фактор эффективности образовательного процесса всегда вызывал огромный интерес и проявление заботы у представителей психологической и педагогической науки.

   Л.С. Выготский отмечал: « надо сказать, что всякая теория воспитания предъявляет свои собственные требования к учителю. Для педагогики Руссо учитель – только сторож и охранитель ребенка… для Толстого это должен быть непременно добродетельный человек… Для Гаюи он – гипнотизер…Для Песталоцци и Фребеля воспитатель – детский садовник. Для Блонского – инженер, техник человеководства…Многие сравнивали  работу преподавателя с работой художника и вопросы индивидуального творчества ставили во главу угла».

     Разносторонним психологическим исследованиям личность педагога подвергалась в работах таких известных отечественных психологов, как Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов, В.С. Мерлинг, В.Д. Небылицын, Н.В, Кузьмина,  С.К. Кондратьев, Л.М. Митина, И.А, Зимняя и многих других.

     Значительный интерес в изучении стиля как педагогического феномена, представляют работы  А.К. Марковой, А.Я. Никоновой, Н.А, Аминова, которые изучают индивидуальный стиль педагогической деятельности.

      Интересное представление педагогического стиля мы находим в работах Н.А. Аминова. Педагогический стиль автор рассматривает как стержневой компонент педагогического мастерства. «Ярко выраженный педагогический стиль является показателем педагогического мастерства, поскольку свидетельствует о том, что педагог, проявивший себя как ориентированный на «развитие» или на результативность, смог выработать свою собственную систему педагогических средств и способов воздействия на ребенка, дающую высокие результаты в процессе воспитания и обучения».

    «Исследования педагогического стиля в современной науке, в русле личностно-ориентированной парадигмы, особенно интенсивно осуществляется в последние десятилетия. Акцент делается на активную личность педагога, как истинного носителя индивидуального стиля. Такой взгляд отвечает требованиям гуманистической педагогики, поскольку центральным вопросом в проблеме индивидуального стиля деятельности педагога является не поиск повышения ее эффективности, а возможность развития, реализации и актуализации личности педагога», -  утверждает А.В. Кондаурова.

     Л.А. Ивашнева подчеркивает: «На протяжении всего педагогического пути воспитателя  идет становление и совершенствование его индивидуальности, его индивидуального стиля педагогической деятельности».

   «Безусловно, стиль деятельности педагога отражает его индивидуальность как профессионала», - утверждает Е.А. Климов.

                   Т. Санталайнен акцентирует свое внимание на обязательном качестве руководителя:  «Работа с детьми требует от воспитателя большого напряжения сил и энергии, поэтому в коллективе особенно важны доброжелательность, тактичность, уважительная требовательность среди всех участников педагогического процесса. Руководитель, проявляющий уважительное отношение к личности каждого педагога, учитывающий склонности, интересы, возможности в сочетании с разумной требовательностью, добивается значительно больших результатов».

        «В условиях формирования рыночной экономики в нашей стране увеличивается значение человеческого фактора, в связи с чем особое значение приобретает профессионально-личностный потенциал управленческих кадров дошкольных учреждений. Успешность профессиональной деятельности управленца дошкольного образовательного учреждения зависит… от определенного набора индивидуально-психологических особенностей его личности, от способности адаптироваться к изменяющимся требованиям управленческой деятельности, от умения активно действовать и самосовершенствоваться в управленческой деятельности и преобразовывать её», -  говорится в научном исследовании, проведенном на базе Института повышения квалификации профессиональной подготовки работников образования Тульской области.

      

П.И.Третьяков обращает внимание на следующее: «Задача администрации в современных условиях: создание условий, которые мотивировали бы педагогов на профессиональное развитие через систему повышения их профессиональной компетентности».
       «Гуманизация системы образования, характеризующая современный этап ее развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности. Индивидуальный стиль деятельности — одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда.  Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой — о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности», - подчеркивает А.Г. Исмагилова

   

      Коточигова Е.В. доцент кафедры дошкольного образования Ярославского ИРО указывает на следующий факт:  «В настоящее время управление развитием образования предполагает направленность на акцентирование личностных ориентиров, ориентацию образования на помощь человеку в обретении не только социального, но и индивидуального смысла жизни. Система образования, охватывая социальную сторону бытия человека, остается общественной структурой, включающей образование как технологию. Развитие системы должно идти по пути превращения ее в сферу полноценной жизнедеятельности участников образовательного процесса, создания условий для формирования и развития, а значит, проявления и реализации личности и творческой индивидуальности. В образовании, таким образом, развитие творческой индивидуальности у  учащихся,  воспитанников ДОУ становится одной из главных установок.

    Однако при этом часто забывают, что без педагогов, обладающих творческой индивидуальность, эта цель недостижима. В системе образования до сих пор господствует мнение, что для повышения эффективности обучения и воспитания главными являются профессиональное мастерство, правильное построение технологий. Забывается о том, что все усилия педагога достигнут цели только тогда, когда ученики, воспитанники примут его как личность, обладающую ярко выраженной индивидуальностью…»

 

       Л.В. Лидак, в диссертационных исследованиях,  рассматривает проблему профессионализма и личности педагога в таком контексте: «Современная ситуация, сложившаяся на пороге XXI века, формирует социальный заказ образованию - воспитать человека активного, творчески мыслящего, гуманного …
Отрефлексировав богатства педагогической мысли, заложенной в опыте предшествующих поколений педагогов и психологов конца XIX - XX веков, современная педагогическая психология обратилась к педагогу, как к носителю и транслятору идей гуманизации образования. Современный педагог - это педагог-гуманист, педагог-новатор, педагог субъект профессионально-педагогической деятельности.

Он ориентирован на бережное отношение к человеку, на защиту личности ребёнка от коллизий окружающего мира, на создание условий для полноценного развития каждого индивида. В последней четверти ХХ века проблема профессиональной деятельности и личности педагога стала предметом серьёзных исследования в академической науке».

    «Современные тенденции в развитии дошкольного образования вызывают необходимость перевода управления ДОУ на новую парадигму, составляющую «управленческую философию», в основе которой лежит мотивационно-системный подход и личностно-ориентированные цели его осуществления», - утверждает  Волобуева Л.М., кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики МПГУ.

   «Центром внимания в управлении в современных условиях становится человек, акцентируется поведенческая сторона деятельности руководителя, ориентирующегося в своей работе на «три кита»: уважение, доверие и успех» (Менеджмент в управлении школой. М.1995.с.3).

 

Ведущая педагогическая идея

 

    Формирование творческой  индивидуальности педагогов, ее раскрытие и применение в общей работе коллектива  в целях повышения качества образования в ДОУ.

 

Новизна опыта

 

    Активизация творческой деятельности педагогов через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3)

 

Адресная направленность

 

Опыт адресован руководителям дошкольных образовательных учреждений.

 

Результат

 

Управление воспитательно-образовательным процессом, формированием индивидуального стиля педагога ведется на диагностико-коррекционной и психологической основе.

Создана гибкая система работы с кадрами по повышению их профессионального уровня.

Отработана методика, технология выявления, изучения, обобщения, распространения ППО.

В коллективе ДОУ создан благоприятный микроклимат, практически отсутствует текучесть кадров.

(ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 «Результаты участия МДОУ № 15»).

 

 

 

 

 

2.       Диагностика – основа управленческой деятельности.

 

       Комплекс различных условий (нормативно-правовых, административных,

экономических, социокультурных) сложился в определенную систему, позволяющую дошкольным учреждениям реально осуществлять реформу своей деятельности. В этой связи, прослеживается очевидная тенденция к поиску ориентиров и конкретных образовательных форм, позволяющих ДОУ обрести собственное лицо и выделится из общей массы.

       Понятия анализ, самоанализ, изучение личности в последнее время все чаще заменяются термином диагностика.

Диагностика – это особый вид познания. По мнению В.И. Зверевой, педагогическая диагностика – процесс распознавания различных педагогических явлений и определения их состояния в конкретный момент на основе использования необходимых  для этого параметров.

   Наиболее точно задачи педагогической диагностики сформулированы М.С. Сунцовым:

       выявление личностных качеств педагога, влияющих на образовательный процесс;

       выявление положительных и отрицательных сторон педагога;

       разработка критериев эффективности работы педагога;

       фиксация профессионально необходимого уровня знаний и умений педагога.

   Изучение педагогического коллектива, знание каждого ее члена, определение его места в коллективе – обязательная задача руководителя любого ранга.

   Как строится работа по изучению педагогического коллектива в ДОУ? Основа – изучение личностных качеств – стиля отношений:

       изучение анкетных данных;

       наблюдение за работой педагога в организованных и неорганизованных видах деятельности;

       анализ документации;

       наблюдение за настроением, манерой его общения в педагогической среде, во взаимодействии с детьми и родителями;

       анализ речи, оценка позиции педагога, его жестов в различных педагогических ситуациях;

       выяснение уровня научно-теоретической, методической, психолого-педагогической подготовки;

       анализ эффективности применяемых педагогических воздействий;

       изучение деловых качеств;

       выявление степени целеустремленности и заинтересованности в работе и ее результатах.

   Практика работы показала, что решение задачи можно упростить, если изучение педагогического коллектива и отдельных его членов вести по определенным проблемам. Это позволяет конкретизировать и углубить процесс наблюдения, более детально вести сбор и обработку получаемой информации. Выбирая проблему изучения, необходимо учитывать:

- задачи, решаемые ДОУ;

- затруднения, встречающиеся в практической деятельности;

- методическую тему, по которой организована работа ДОУ.

   Знания профессиональных и личностных особенностей педагогов – это основа, которая определяет расстановку кадров в ДОУ ( расстановка воспитателей в ДОУ № 15: 1 группа - воспитатель-стажист, 1 кв.категория и  молодой специалист; 2 группа – воспитатель-стажист и воспитатель 2 кв. категории;  3 группа – воспитатель-стажист, 1 кв. категория и воспитатель 2 кв. категории; 4 группа – воспитатель-стажист, высшая кв. категория и

молодой специалист, 5 группа (коррекционная)  -  2 воспитателя со специальным образованием, 1 кв. категории, 6 группа (коррекционная) –  воспитатель-стажист, высшей кв. категории и воспитатель 1 кв. категории; специалисты – музыкальный руководитель высшая кв. категория, инструктор по физкультуре – высшая кв. категория, учителя-логопеды – 1 и 2 кв. категории, старший воспитатель (психолог) – 1 кв. категория).

   Автор убежден и практика работы подтверждает, что любая система работы с кадрами должна создаваться на выбранную в коллективе педагогическую цель. Именно цель и определяет формы, методы и содержание деятельности каждого педагога и всего педагогического коллектива по развитию профессионального мастерства. Следовательно, различие целей и задач, индивидуальность каждого педагога и предполагает индивидуальность целей, форм, методов, содержания их методической работы, т.е. разнообразие компонентов системы работы с педагогическими кадрами.

   Что же положено в основу системы работы с педагогическими кадрами? В основу положена диагностика и коррекция профессиональной деятельности педагогов, которая и позволяет руководителю:

- оценивать уровень профессиональной подготовки каждого педагога,

- обеспечивать выявление профессиональных запросов, потребностей, а, следовательно, способствует более четкому определению цели, форм, методов и приемов, а также средств деятельности,

Информация о работе Формирование индивидуального стиля педагога ДОУ как целевая функция управления