Физиологические механизмы познавательных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т.е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. Одна из групп психических процессов- познавательные.

Содержание

Введение………………………………………………………..3

1. Психофизиология как наука………………………………..5

2. Физиология познавательных способностей человека…….8

2.1 Теория сознания………………………………………8

2.2 Сознание и мозг………………………………………13

2.3 Физиология мышления………………………………16

2.4 Рефлекторная теория свойства памяти……………...18

Заключение……………………………………………………..22

Список литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат по Психология и педагогика.docx

— 41.00 Кб (Скачать)

     Образовавшиеся  временные нервные связи после  более или мене длительной тренировки сохраняются в течение значительного интервала времени или даже всей жизни организма. Это и есть не что иное, как память на прошлые события. Некоторые временные связи могут храниться довольно долго, даже если они не тренируются. Известны случаи, когда старый человек помнит слова языка, выученные в детстве хотя всю жизнь он говорил на другом языке. Длительно сохраняющиеся профессиональные навыки , а если они и несколько ослабевают со временем, то для их восстановления требуется немного усилий. Каким образом временные связи так долго хранятся в памяти, до сих пор неизвестно. / Вартанян Г.А., Локов М.И., Механизмы Регуляции памяти., М.,1986г., с.217/.

     Физиологический анализ памяти и явлений, с ней  связанных (воспоминание, узнавание, забывание  и т.п.), в настоящее время затруднителен. По этому поводу физиологи высказывают  только самые общие взгляды. Современно очевидно, что процесс извлечения информации из памяти осуществляется при помощи общих, но избирательно действующих нервных процессов: если возбуждение активирует нужную временную связь , то торможение угнетает те временные связи, которые являются помехой процессу извлечения. При известных обстоятельствах торможение усиливает возбуждение по закону взаимной индукции и тем самым способствует образованию нервной связи. Если надобность в условном рефлексе миновала, то но при помощи тормозного процесса угнетается, а его центральный механизм – временная связь – каким-то образом сохраняется в памяти. Причем возникает явление угашения условного рефлекса, которое представляет собой физиологический механизм забывания. Забывание может быть частичным или полным. Однако в обоих случаях забывания возможно оживление хранящихся в памяти временных связей под влиянием различных обстоятельств, вызывающих сильное воображение головного мозга. Это происходит потому, что забывание есть не полная отмена временных связей, а торможение их, и если повышается противоположный процесс-возбуждения, то они могут быть расторможены. /Греченко Т.Н., Соколов У.Н., Нейрофизиология памяти и обучения., Л.,1987г. с.90/.

     В том случае , когда под воздействием забытого предмета или явления оживляется временная связь, можно говорить, что произошло узнавание этого предмета или явления. Если же в результате оживления временных связей в процессе аналитико–синтетической деятельности мозга обнаруживается нужная в данный момент временная связь, являющаяся механизмом какого – либо двигательного или речевого навыка, можно сказать, что осуществилось явление воспоминания. Вопрос о физиологическом механизме кратковременной и долговременной памяти и их взаимоотношения до сих пор остаются без ответа. Но факт наличии этих видов памяти и последовательность их очевидна, так же как и период перехода кратковременной памяти в долговременную, называемый консолидацией, - реальное явление. Согласно клиническим данным консолидация памяти происходит в течении 15 мин, потому что пациенты забывают все события, которые были в этот отрезок времени до мозговой травмы.

     С позиции теории временных связей легко объясняются механизмы кратковременной и долговременной памяти, наблюдающиеся при запоминании, например номеров телефонов, слов иностранного или родного языка. Впервые встретившееся слово закрепляется в памяти ненадолго не только потому, что образовалась нестойкая временная связь, еще не подвергшаяся глубокому анализу, а, главным образом, потому, что еще не установился широкий контакт ее с другими системами речевых связей и со связями , сформировавшимися в результате непосредственного воздействия предметов и явлений. Так, многократно повторявшееся «зарубежное» иностранное слово, несмотря на длительную тренировку, недолго хранится в памяти, и в то же время иностранное слово, произнесенное всего два-три раза в составе осмысленной фразы т.е. определенной речевой структуры, точно входит в словарный запас. Поэтому длительное сохранение речевой связи (долговременная память) обусловливается не только тренировкой ее, но и широтой контактов с другими системами речевых связей, т.е. формирование смысловых временных связей./Конорский Ю., Интегративная деятельность мозга., М., 2002. г. с.227/.

     Таким образов, все свойства памяти: фазность (кратковременность и долговременность), процессы (запечатление, сохранение, воспроизведение  и узнавание), типы (эмоциональная, двигательная, образная, словесно-логическая) могут  быть объяснены рефлекторной теорией как результат формирования и сохранения временных связей. Однако внутренние механизмы памяти , несмотря на многочисленные нейрофизиологические, биофизические и нейрохимические исследования, остаются все еще не выясненными. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Из  вышеизложенного следует, что существует тесная связь между психикой и мозгом. Однако и в наши дни продолжается обсуждаться данная проблема, известная с конца 19 века как психофизиологическая. Поэтому рассматривая механизмы познавательных процессов необходимо всегда помнить о том, что они находятся в тесном взаимодействии между психическими и физиологическими процессами и обусловливают друг друга. При этом мозг человека является тем материалом «субстратом», который обеспечивает возможность функционирования психических явлений и процессов. Поэтому психические и физиологические процессы заимосвязаны и взаимообусловливают поведение человека.

     Теория  функциональных систем П.К. Анохина  говорит о том, что психические  явления и физиологические процессы играют важную роль сознания. Более того механизм познавательных процессов невозможно без одновременного участи психических и физиологических процессов.

     А.Р. Лурил предложил выделить аналитически относительно автономные блоки головного мозга, обеспечивающие функционирование психических явлений, которые по его мнению также тесно взаимодействуют с механизме познавательных процессов. По мнению ученого, именной третий блок предназначен для поддержания определенного уровня активности. Он включает ретикулярную формацию ствола мозга, глубинные отделы среднего мозга, обеспечивает функции мышления, а следовательно и сознания.

     Наука не стоит на месте, продолжает развиваться  и психофизиология. Много еще  «темных пятен», которые до сих  пор не изучены этой наукой. Исключение не составляют и физиологические механизмы познавательных процессов, которые продолжают изучаться и исследоваться. 

 

        СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Данилова  Н.Н., Психофизиология., М., 2002
  2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л., Физиология высшей деятельности., М.,1997 г.
  3. Корнилова Т.В., Экспериментальная психология. Теория и методы., М.,2002 г
  4. Сапогова Е.Е., Психология развития человека., М., 2002 г.

Информация о работе Физиологические механизмы познавательных процессов