Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

В «Программе воспитания и обучения в детском саду»особое значение придаётся физическому воспитанию,которое строится на основе знаний о возрастных,индивидуальных и психофизических особенностях дошкольника.

Содержание

Введение
Глава. 1. Характеристика понятий
1.1 Определение понятий: «Физическая культура»,«Физическое воспитание
1.2 Цель и задачи физического воспитание детей дошкольного,возраста
Глава. 2. Формы,средства, методы и приемы физического воспитания детей дошкольного возраста
2.1 Формы организаций физического воспитания детей дошкольного возраста
2.2 Средства физического воспитания детей дошкольного возраста
2.3 Приемы и методы обучения детей дошкольного возраста
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Физическое воспитание детей дошкольного возраста.docx

— 55.33 Кб (Скачать)

Кроме того, гигиенические факторы составляют обязательное условие для более эффективного воздействия физических упражнений на организм занимающихся.Несоблюдение чистоты помещений, а также физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, одежды, обуви может привести к различным заболеваниям детей и снизить положительное влияние физических упражнений на их физическое развитие.

Естественные  силы природы (солнце, воздух, вола) являются важным средством укрепления здоровья, а также повышения работоспособности: вода очищает кожу от загрязнения; солнечные лучи убивают различные микробы, благоприятствуют отложению под кожей витамина D и охраняют человека от заболевании воздух садов, парков, лесов, содержащий особое вещества(фитонциды),способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом.

Использование естественных сил природы в сочетании  с физическими упражнениями наиболее благоприятно для: детского организма.

Солнце, воздух, вода используются и как самостоятельные средства закаливания организма человека Они вырабатывают приспособляемость организма к повышенной и пониженной температуре воздуха, воды, к резким и быстрым изменениям метеорологических факторов. Для разностороннего закаливания следует применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.

Закаливание имеет и другое значение: оно способствует воспитанию волевых качеств(смелости, выдержки и др.).

Физические  упражнения— основное специфическое средство физического воспитания. Это двигательные действия, а также сложные виды двигательной деятельности, отобранные для решения задач физического воспитания. Двигательной деятельностью называют всякую деятельность, характерным компонентом которой является активность двигательного аппарата человека; к сложней двигательной деятельности относится подвижная игра.

Понятие«упражнение»применяется и для обозначения неоднократного выполнения двигательных действий.

При правильной методике проведения физические упражнения способствуют осуществлению физического ,нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания, развитию всех психических процессов.

Движения, входящие в различные виды деятельности(груд, лепка и др.), могут оказывать положительное влияние па физическое развитие ребенка.

В дошкольных учреждениях труд используется при  строгом дозировании нагрузки, с  учетом особенностей возраста детей  состояния их здоровья, физического  развития и физической подготовленности.

Эффективность использования средств физического  воспитания повышается при правильном сочетании их на разных возрастных этапах. Так, в первые месяцы жизни ребенка наибольшее значение имеют гигиенические факторы и естественные силы природы. В дальнейшем увеличивается роль физических упражнений, а также различных видов деятельности, включающих разнообразные движения.

Классификация физических упражнений

Классификация означает распределение физических упражнений по группам в соответствии с определенными признаками. Разные физические упражнения имеют много общих признаков. Важно установить главный признак по которому следует разделить; упражнения на группы. Этот признак должен быть существенным в педагогическом отношении. Классификации, составленные по разным признакам, помогают ориентироваться во множестве существующих физических упражнений и соответствовать отбору соответственно поставленным задачам.

В настоящее  время используется классификация  физических упражнений, в основу которой положены исторически сложившиеся системы средств физического воспитания и методов их применения: гимнастика, игры, спорт и туризм. Каждая из этих групп имеет специфическое значение и делится еще на более редкие классификационные подгруппы.

Гимнастика в советской системе физического воспитания занимает значительное место. Она подразделяется на основную (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения),спортивную (акробатика, художественная гимнастика, собственно спортивная на брусьях, кольцах и других снарядах, вольные упражнения)и вспомогательную(спортивно-вспомогательная ,лечебная л др.).

Специфической особенностью гимнастики является: избирательное воздействие на различные части тела, отдельные суставы, мышечные группы и даже на разные стороны их деятельности и состояния(расслабление, растяжение мышц и др.); возможность точной дозировки нагрузки; разнообразие упражнений; использование предметов, снарядов; проведение упражнении под музыкальное сопровождение.

Эти особенности  гимнастики позволяют использовать ее на занятиях людям лее: возрастов  с различной физической подготовленностью  и разным состоянием здоровья.

Для детей  дошкольного возраста рекомендуется  главным образом отавная гимнастика и элементы художественной гимнастики.

Подвижные игры отличаются от других физических упражнений особенностями организации деятельности занимающихся и руководства ею. В игре деятельность детей организуется на основе образного или условного сюжета, который предусматривает достижение цели в условиях неожиданно изменяющихся ситуаций. Игровая деятельность носит комплексный характер и строится на сочетании различных двигательных действии (бег, прыжки и др.) В игре предоставляется возможность проявлять самостоятельность, находчивость в выборе способа выполнения действия. Внезапные изменения ситуаций по ходу игры обязывают ребенка решать двигательные задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей(убегать от ловишки).

Это помогает закреплению двигательных навыков  и развитию физических качеств в  постоянно изменяющихся условиях.

Ярко  выраженная эмоциональность игровых  действий позволяет человеку с большим  удовольствием и более длительное время выполнять упражнения, что усиливает их влияние на организм, способствует развитию выносливости и приводит к динамичности двигательных навыков.

Между участниками игры возникает взаимная обусловленность поведения, что  содействует воспитанию нравственных качеств (взаимопомощь, сознательная дисциплина и др.).

Многообразие  способов достижения цели, внезапные  изменения ситуаций ,динамичность действий не позволяют точно регулировать физическую нагрузку.

Игры  применяются тогда, когда движение освоено и требуется развить  умение применять двигательные навыки в различных ситуациях. Кроме того, игры применяют для развития физических качеств, а также для воспитания морально-волевых качеств.

Спорт характеризуется достижением в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, выявляемых в процессе соревнований.

Спорт предъявляет высокие требования к физическим и духовным силам  человека, поэтому он доступен лишь с достижением определенного этапа возрастного развития и при условии соответствующей физической подготовленности.

С детьми дошкольного возраста используются лишь спортивные различные виды физических упражнений(лыжи, коньки, санки, велосипед, плавание и др.). Формируя основы техники этих наиболее простых спортивных видов физических упражнений у детей дошкольного возраста, решают главные задачи физического воспитания с учетом возрастных особенностей.

Туризм позволяет закреплять двигательные навыки и развивать физические качества в природных условиях. С детьми дошкольного организуются прогулки с использованием различным способов передвижения(пешком, на лыжах, велосипеде и др.). В пути, на остановках могут применяться разнообразные физические упражнения(например, спрыгивание с пеньков, прыжки через канавку, прыжки со скакалкой, упражнения с мячом, подвижные игры и др.). Прогулки организуются тогда, когда упражнение разучено и закреплено в обычных условиях.

В практической работе по физическому воспитанию используется классификация упражнении по признаку преимущественного значения их для  развития физических качеств (ловкость, быстрота, гибкость, сила, выносливость и др.). Упражнения воздействуют одновременно на развитие всех физических качеств, но преимущественно(в большей степени)развивают какое-либо одно. Например, бег на короткие дистанции преимущественно развивает быстроту, бег на длинные дистанции —выносливость.

Упражнения  могут распределяться по использованию  снарядов и предметов(упражнения на гимнастической скамейке, бревне, стенке, упражнения с палками, мячами и т.д.).

Упражнения  делятся на группы по анатомическому признаку (упражнения для мыши плечевого  пояса и рук, ног, туловища и др.).

Применяется классификация, составленная по признаку особенностей форм физических упражнений(структурным признакам);циклического, ациклического и смешанного типа. Циклические движения (ходьба, бег, плавание, передвижение на лыжа, на коньках и др.) характеризуются закономерной последовательностью циклов и связью фаз движения и цикле, В ациклических движениях(металле, прыжки и др.) каждое упражнение является закопченным действием. В смешанных движениях(прыжки с разбега)соединяются циклические упражнения с ациклическими.

В биомеханике  делят упражнения на поступательные(прыжки в длину с места с др.)и вращательные(метание диска и др.) и т. д. В физиологии— упражнения различной мощности.

Кроме того, упражнения делятся на естественные и абстрактные(отвлеченные, аналитические).Естественные(ходьба, бег, езда на велосипеде и др.) применяются в повседневной жизни и в некоторых отраслях труда. Абстрактные упражнения специально созданы для решения задач физического воспитания. К ним относятся упражнения для отдельных групп мышц, разных частей тела, а также видоизмененные естественные движения (ходьбой, бег на месте и др.).

С изучением  физических упражнений уточняется и  их классификация. Классификация физических упражнений ,принятая в теории физического воспитания, используется и в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Так ,в «Программе воспитания в детском саду»упражнения распределены по следующим группам: гимнастика,к которой отнесены строевые упражнения ,основные движения,обще развивающие упражнения(для отдельных групп мышц);подвижные игры с различными видами физических упражнений;спортивные игры (городки,бадминтон,настольный теннис); спортивные виды физических упражнений(лыжи, коньки,санки, велосипед,плавание).

Принятая  классификация физических упражнений применяется в учебных пособиях и позволяет быстро находить описание нужного упражнения. 

2.3 Приемы и методы  обучения детей  дошкольного возраста 

Методы, используемые при обучении детей  движениям, собираются в соответствии с определяющими их источниками. К ним относятся объекты окружающей действительности, слово и практическая деятельность.

Раскрытие закономерностей успешного обучения является основной проблемой советской  дидактики.

Советская дидактика опирается на марксистско-ленинскую  теорию познания. Процесс учения рассматривается дидактикой кик организованная познавательная деятельность ,в которой осуществляется и постепенно расширяется процесс познания oт его исходного момента — отсутствия знаний к все более точным,полным и совершенным знаниям. В этом процессе познании непременными компонентами являются: чувственное восприятие,абстрактное мышление и практика.

В связи  с этим в обучении используются: наглядный метод, обеспечивающий яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующий развитие его сенсорных способностей; словесный метод, обращенный к сознанию детей, помогающий осмысливанию поставленной перед ними задачи и в связи с этим сознательному выполнению двигательных упражнении, играющий большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений,самостоятельном их применении в различных ситуациях; практический метод, связанный с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движении на собственных мышечно-моторных ощущениях. Практические методы характеризуются полной или частичной регламентацией, проведением упражнений в игровой (образной)форме, использованием элементов соревнования.

Регламентация упражнений необходима при многократном повторении двигательных действий или  их отдельных элементов. Она характерна конкретной последовательностью движений, соблюдением нормирования нагрузки и отдыха, их определенным чередованием. Все это содействует лучшему освоению двигательных умений и навыков, сохранению оптимального функционального состояния организма и психики ребенка.

Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный, а эмоционально-эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.

В процессе игровых действий у детей формируются  морально-волевые качества, развиваются  познавательные силы, приобретается  опыт поведения и ориентировки в  условиях действия коллектива.

Информация о работе Физическое воспитание детей дошкольного возраста