Физическое развитие дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:03, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: развивать физические качества и внимание детей 5-6 лет посредством подвижных игр.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить теорию и практику исследования развития физических качеств и внимания детей старшей группы.
2. Выявить актуальный уровень развития физических качеств и внимания у детей во время проведения подвижных игр
3. Постепенно развивать ловкость, быстроту и внимание у дошкольников.
Гипотеза: подвижные игры способствуют улучшению психофизических качеств у дошкольников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Совершенствование двигательных качеств у дошкольников
1.2 Особенности развития внимания дошкольников
1.3 Значение подвижных игр в воспитании дошкольников
Глава 2 РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ И ЛОВКОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР
2.1 Констатирующий этап: исследование быстроты, ловкости
2.2 Формирующий этап: организация подвижных игр
2.3 Контрольный этап: итоги работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая Римма.docx

— 32.54 Кб (Скачать)

Ловкость - это способность  человека быстро осваивать новые  движения, а также перестраивать  их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. К  развитию ловкости приводит систематическое  разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной  системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям  приходится непрерывно переключаться  от одних движений к другим, заранее  не обусловленным; быстро, без всякого  промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Ловкость развивается  при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих  внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы  на лыжах на горку и спуски с  нее и др.), с использованием различных  предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными  заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч  или шнур).

Методика исследования ловкости (авторы: Ноткина Н., Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А., Вавилова Е.Н.)

Обегание предметов. На дистанции 10 метров расставляются 10 предметов (кубики, кегли, набивные мячи). Расстояние между ними составляет 1 метр. До первого и после последнего - 1,5 метра. По команде «Марш» ребёнок бежит «змейкой» между предметами от линии старта до линии финиша. Даётся две попытки с интервалом для отдыха 2-3 минуты. Фиксируется лучший результат.

Быстрота - способность  человека выполнять движения в наикратчайшее  время. Высокая пластичность нервных  процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условнорефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты. Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.

Методика исследования быстроты (авторы: Ноткина Н., Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А., Вавилова Е.Н.)

Бег - 30 метров. Разместить беговую дорожку длиной не менее 40 метров. До линии старта и после линии финиша должно быть 5-6 метров (для предупреждения снижения скорости). В конце дорожки ставится яркий ориентир. Даётся две попытки с интервалом для отдыха 2-3 минуты. Фиксируется лучший результат прохождения дистанции от старта до финиша. Бег с высокого старта.

На данном этапе  участвовали обе группы. С детьми была проведена методика исследования ловкости, быстроты.

По результатам  исследования, полученные данные мы представили  в виде графиков.

Первый график (Приложение 3) представляет собой сравнительный  результат контрольной и экспериментальной  групп по исследованию физического  качества - быстроты.

Видно, что дети контрольной  группы имеют следующие показатели: Виталик, Ирина, Ренат имеют высокий результат (7,0),

Анжелика, Тоня, Лера имеют низкий результат (8,0),

Маша, Аделя, Оксана, Рената, Игорь, Дима, Миша, Никита и Серёжа - средний (7,5 - 7,8).

Результат в процентах:

3 человека - 10% - высокий  показатель быстроты,

3 человека - 10% - низкий  показатель,

9 детей - 80% - средний.

В экспериментальной  группе следующие показатели:

Майя, Влада, Света - низкий показатель (8,0),

Аня, Катя, Нина, Кристина, Валерий, Артур, Никита, Женя, Айрат, Максим, Саша, Алёша - средний показатель быстроты (7,5 - 7,8).

Результат в процентах:

3 человека - 10% - низкий  показатель,

12 детей - 90% - средний.

Второй график (Приложение 4) представляет собой сравнительный  результат контрольной и экспериментальной  групп по исследованию физического  качества - ловкости.

Мы видим следующие  показатели контрольной группы:

Оксана, Миша, Серёжа, Виталик имеют высокий результат (6,0),

Ренат, Аделя, Ира, Анжелика, Тоня, Дима, Никита - средний (6,5),

Лера, Маша, Рената, Игорь - низкий (7,0).

Результат в процентах (контрольной группы):

4 человека - 25% - высокий  показатель ловкости,

7 человек - 60% - средний,

4 человека - 25% - низкий  показатель.

В экспериментальной  группе следующие показатели:

Влада, Артур, Саша, Айрат, Алёша - низкий показатель (7,0),

Аня, Катя, Нина, Кристина, Валерий, Никита, Майя, Света, Женя, Максим,- средний показатель ловкости (6,5).

Результат в процентах:

5 человек - 30% - низкий  показатель ловкости,

10 детей - 70% - средний.

Так как показатели быстроты, ловкости детей группы № 9 выше, чем у детей группы № 12, мы решили продолжить работу с группой  № 12.

2.2 Формирующий  этап: организация подвижных игр

На данном этапе  мы подобрали серию подвижных  игр, физкультурных упражнений для  развития быстроты, ловкости у детей  старшей группы. Игры проводились  с детьми в течение двух месяцев, в различных режимных процессах (прогулки, игры и занятия).

Для развития ловкости, быстроты использовали такие игры, как: «Ловись, рыбка!», «Цыплята», «Два медведя», «Лиса, где ты?», «Запрещённое движение», «Корзина с фруктами», «Тропинка», «Воздушная тревога!», «Народный мяч», «Тяни - толкай».

Игры с детьми проводились ежедневно. До обеда, на улице играли в: «Ловись, рыбка!», «Цыплята», «Два медведя», «Лиса, где ты?», «Народный мяч», «Воздушная тревога!» и т.п.

После сна в помещении  группы проводились такие игры, как: «Запрещённое движение», «Корзина с фруктами», «Тропинка», «Молния», «На одном дыхании», «Школа мяча», «Удержи верёвочку» и т.д.

Незнакомые, новые  для детей игры вначале всегда вызывали интерес, но при повторении игр у детей стали появляться предпочтения к той или иной игре. В последствии дети уже самостоятельно, без нашего вмешательства, организуют малые группы играющих. Но в нашей группе такие дети, как Света, Влада, Максим - не могли самостоятельно играть в интересующие их игры, так как не являлись лидерами, не могли настоять на своём желании поиграть именно в эту игру. Поэтому нам приходилось помогать им в организации игр. Такие игры, как: «Лиса, где ты?», «Народный мяч», «Воздушная тревога!», «Лабиринты» особенно нравились Саше, Артуру, Никите, Ане. А игры «Будь внимателен», «Клад» имели большую заинтересованность у Кати, Кристины, Майи, Алёши.

2.3 Контрольный  этап: итоги работы

После проведения серии  подвижных игр и упражнений с  детьми группы № 12, мы решили проверить, насколько изменились показатели быстроты, ловкости. С этой целью снова провели  методики.

Третий график (Приложение 5) - это сравнительный результат  контрольной и экспериментальной  групп по исследованию физического  качества - быстроты.

Видно, что дети контрольной  группы имеют следующие показатели: Виталик, Ирина, Ренат имеют высокий результат (7,0),

Лера - низкий результат (8,0),

Маша, Аделя, Рената, Игорь, Дима, Миша, Никита и Серёжа, Анжелика, Тоня - средний (7,5 - 7,8).

Результат в процентах:

3 человека - 10% - высокий  показатель быстроты,

1человек - 5% - низкий  показатель,

11 детей - 85% - средний.

В экспериментальной  группе следующие показатели:

Женя, Максим, Алёша- высокий показатель (7,0),

Аня, Катя, Нина, Кристина, Валерий, Артур, Никита, Майя, Влада, Света, Айрат, Саша- средний показатель быстроты (7,5 - 7,8).

Результат в процентах:

3 человека - 10% - высокий  показатель,

12 детей - 90% - средний.

Четвертый график (Приложение 6) - это сравнительный результат  контрольной и экспериментальной  групп по исследованию физического  качества - ловкости.

Видно, что дети контрольной  группы имеют следующие показатели:

Виталик, Серёжа, Оксана, имеют высокий результат (6,0),

Рената, Игорь - низкий результат (7,0),

Маша, Аделя, Рената, Ирина, Лера, Дима, Миша, Никита и Анжелика, Тоня - средний (6,5).

Результат в процентах:

3 человека - 10% - высокий  показатель ловкости,

2 человека - 5% - низкий  показатель,

10 детей - 85% - средний.

В экспериментальной  группе следующие показатели:

Женя, Катя, Света, Максим - высокий показатель (6,0),

Аня, Алёша Нина, Кристина, Валерий, Никита, Майя, Айрат, Саша - средний показатель ловкости (6,5),

Влада, Артур - низкий показатель.

Результат в процентах:

4 человека - 20% - высокий  показатель,

9 детей - 75% - средний,

2 человека - 5% - низкий  показатель ловкости.

Наши рисунки  наглядно демонстрируют, что Лера (контрольная  группа, быстрота), Рената, Игорь (контрольная группа, ловкость) понизили результаты, а Женя, Максим, Алёша (экспериментальная группа, быстрота), Женя, Катя, Света, Максим (экспериментальная группа, ловкость) повысили результаты.

Исходя из полученных результатов, мы делаем вывод: после  проведения серии подвижных игр, физкультурных упражнений, ловкость и быстрота детей экспериментальной  группы повысились.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования, подтвердилась гипотеза, что подвижные игры способствуют улучшению психофизических качеств  у дошкольников.

Народная мудрость гласит: «Здоровье всему голова», «Здоровью цены нет». Вырастить ребёнка  крепким, сильным, здоровым - это желание каждого родителя. Но как это сделать, какими средствами и путями?

Анкетирование родителей  детей, которые посещают детский  сад показало, что папы и мамы мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Родители зачастую оберегают своих малышей от физических усилий (не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди), даже от здорового соперничества в подвижных играх. Из лучших побуждений, конечно. Такая родительская любовь рискует принести только один вред. Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребёнка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе - то и закаливают организм. Своевременное развитие основных двигательных навыков, так же важны, как и своевременное интеллектуальное развитие ребёнка - например, развитие речи.

Поэтому считается, что в детском саду необходимо систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая  теоретические и практические знания, обмен опытом воспитания детей-дошкольников.

Продуманный педагогический процесс должен обеспечить преемственность  разных организационных форм, преемственность  физического воспитания в детском  саду и в семье.

Быть в движении - значит укреплять здоровье. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического  воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность  организма и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.

При проведении подвижных  игр, развлечений дети получают возможность  проявлять большую активность, самостоятельность  и инициативу в действиях.

Физкультурные эстафеты и игры состязательного характера  помогают детям закрепить основные движения и повысить двигательную активность.

Методы использованные при работе над курсовой работой: анализ научно-методической работы, наблюдение, эксперимент.

Существенными трудностями  при работе над работой были: обобщение, анализ и систематизация собранного материала по данной проблеме.

ВЫВОДЫ

1. При подготовке  к работе над курсовой работой  был изучен ряд основных методических  материалов (методик) по развитию  физических качеств детей старшей  группы. Несмотря на то, что физическое  воспитание занимает одно из  центральных мест в воспитательно-образовательной  работе с дошкольниками, в современных  программах данный раздел содержит  лишь перечень двигательных навыков,  которые следует прививать детям.  Поэтому необходимо составлять  конспекты занятий, которые были  бы ориентированы не только  на двигательное развитие детей,  но и на их общее и речевое  развитие, формирование психики,  интеллекта, таких анализаторных  систем, как зрительные, слуховые.

2. Во 2 главе данной  работы были озвучены методы  исследования физических качеств.  Мы на практике выявили актуальный  уровень развития быстроты и  ловкости. Все методы воспитания  в детском дошкольном учреждении  направлены на достижение всестороннего  гармонического развития ребёнка,  обеспечение формирования самостоятельности,  инициативы, активности и других  положительных качеств личности. Игры и развлечения - непременные  спутники жизни детей в семье  и в дошкольных учреждениях.  В руках педагога игры представляют  собой важное средство всестороннего  развития и воспитания ребёнка.

3. Мы пришли к  выводу о необходимости постепенного, систематического развития ловкости  и быстроты. Для этого нужно  составлять такие условия для  проведения подвижных игр, которые  были бы построены по следующей  принципиальной схеме, а именно: через знакомство с правилами  игры, ребёнок начинает приобретать  опыт, который ему необходим для  выработки саморегуляции. Благодаря этому подходу, возможно, укрепляя и сохраняя здоровье детей, вырабатывать у них устойчивые навыки в основных видах движений и в выполнении физических упражнений. Участвуя в подвижных играх и наслаждаясь движениями, дети приобретают привычку к здоровому образу жизни.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондаренко А.К.  Дидактические игры в детском  саду: Книга воспитателя детского  сада/ А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991.

Информация о работе Физическое развитие дошкольников