Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:24, курсовая работа
Проблема школьной среды, на сегодняшний день, одна из самых важных и актуальных тем. Как и любая среда школьная играет важную роль в жизни и становлении личности ребенка. И разные изменения в такой среде, так или иначе, влияют на учащегося. Подобная ситуация вызывает большой интерес у педагогов, психологов, научных исследователей и философов. Это объясняется значительными изменениями в сфере образования, а именно в методах и формах учебного процесса, поскольку современные идеи, новые положения во многом отличаются от традиционных способов.
Введение……………………………………………………………….3
2. Философские взгляды Дж.Дьюи…………………………………….5
3. Проблема влияния школьной среды на учащегося……………….8
4. Заключение………………………………………..…………………20
Вторая функция школьной среды - это защита растущей личности. Школа должна оберегать учащегося от воздействия неприятной среды, которой может пагубно влиять на личностное развитие учащегося. Здесь следует обратить внимание на то, что семьи бывают как благополучные и неблагополучные. И тогда задача школы заключается в фильтрации всего неприятного воздействия на ученика вне школы. Школа должна создать такую атмосферу в своей среде, чтобы ребенок чувствовал себя в защищенности и безопасности. «Любое общество постепенно загромождается не только тем, что не имеет познавательной ценности, буреломом прошлого, но и тем, что, безусловно, скверно. Долг школы – устранить такие черты из своей среды и тем самым в меру своих сил в целом ослабить их влияние»[9].
Третьей функцией является стабилизирующая и интегрирующая функция. Каждый человек вращается в определенной группе. Среда должна согласовывать в системе мировосприятия каждого отдельного человека влияния различных сообществ. Ведь человек вращается в разных группах, и у каждой есть свои правила, идей, убеждения. Возникает опасность того, что человек реально начнет мыслить также как представители той или иной группы, дабы не быть изгоем. И тогда школа должна отвлечься от обучения и направить ученика в правильное русло. «Школа также призвана согласовывать в системе мировосприятия каждого отдельного человека влияния различных сообществ, в которые он входит. Ведь в семье – одни нормы, на улице – другие, в религиозной общине – третьи. Человек разрывается на части, каждая среда тянет его на свою сторону. Возникает реальная опасность начать мыслить и чувствовать по-разному, находясь в различных внешних условиях»[10]. Школьная среда по умолчанию носить общественный характер, поэтому никто не застрахован от такого пагубного воздействия среды. Как правило, в такие моменты взрослые видят только один выход из сложившейся ситуации – изоляция ребенка. Подобный способ «оберегания» не может положительно отразиться на развитии учащегося, поскольку, у него не сформируются навыки общения с окружающей средой, не будет «иммунитета» к жизненным проблемам и опыта их решения. Воспитывая ребенка в изоляции, можно поддерживать и развивать его двигательные навыки и сенсорику, но нельзя добиться от ребенка понимания жизненно важных вещей вдали от социальной реальности. Социальная активность возможно лишь при участии ребенка в совместной деятельности, в которой человек целенаправленно использует в полной мере свой опыт.
На языке педагогики образование это развитие и реализации поставленной цели. Или же образование есть процесс непрестанной реорганизации, перестройки, преобразования. Дж.Дьюи утверждает что образование не имеет цели вне себя, обучение должно мотивироваться какой то целью. Школьная среда должна создавать цели, которые ребенок хотел бы реализовать. В дальнейшем учащийся сам будет создавать цели и установки, которые хотел бы воплотить в реальность. Таким образом, ребенок начинает сам преобразовываться, перестраиваться и расти. Школьное образование один из важнейших факторов роста человека не только как высокоинтеллектуального человека, но и как личности. Такая среда должно формировать способности, заинтересовывать ребенка расти и развиваться дальше.
Образование не должно прекращаться с окончанием школы, поэтому цель школьного образование и среды – обеспечить возможность продолжения роста, а для этого нужно сформировать способности, поддерживающие рост.
«Способность учиться у самой жизни и делать ее условия такими, чтобы все учились в процессе жизни, есть наилучший результат обучения в школе»[11]. Как мы уже говорили, школа должна создавать среду, способствующую росту и развития ребенка, который в будущем реализует все поставленные перед собой цели. Цели в образовании на первый взгляд очевидны – дать человеку возможность продолжать образование, т. е продолжение возможности расти. Большой интерес вызывают различия, которые существуют между целями, лежащие внутри процесса образования и устанавливаемыми извне. Внешние цели всегда имеют место, когда есть некоторое неравенство и возникают в процессе не собственного использования опыта, а со стороны влияния внешнего диктата. Истинная природа цели кроется в том что, человек должен знать, что получится на выходе своей деятельности. «Цель предполагает деятельность, упорядоченную и направленную, такую, в которой все стадии процесса ведут к его завершению. Если деятельность имеет определенную временную протяженность, и за это время происходит какие-то изменения, то говорить о том, что у нее есть цель, можно только в случае предвидения деятелями ее окончания»[12]. Это наводит на мысль, что говорить о цели образования в условиях, которые не позволяют видеть результат деятельности, нет смысла. Деятельность должна быть разумной и логичной. Дж.Дьюи отмечает, что действовать целенаправленно – очень важно в развитии опыта. Цель, навязываемая извне, в современном мире фигурирует чаще, чем сама цель в деятельности. Сейчас, школьная среда и ее агенты диктуют и формируют учащимся цели, которые на их взгляд необходимы и важны для обучения и если цель слишком завышена и явно превышает возможности ребенка, она может принести много вреда. Поэтому Дж.Дьюи определяет некоторые характеристики всякой правильно поставленной педагогической цели.
1. Всякая педагогическая цель должна опираться на внутренние резервы и потребности конкретного учащегося. Очень часто взрослые за цель берут дорогие и значимые для них идеи, при это полностью уверены, что они абсолютно подойдут для учащегося, т.е. заведомо пришли к решению о том, что лучше для учащегося. Но нельзя забывать, что учение – это деятельность конкретного человека в определенное время и в определенном месте. Взрослому очень важно смотреть более широко, замечая некоторые особенности и интересы ребенка.
2. Цель должна определять способ взаимодействия с учащимися и среду, необходимую для высвобождения и организации их способностей. Если цель не оправдывает поставленные пред ней задачи, она ничего не стоит. В современном мире школьная среда никак не способствует развитию и раскрытию потенциала и таланта учащегося. Дж.Дьюи видит причину этого в укоренении навязывания целей извне. Учителя, получая цели от руководителя, будут навязывать эти же цели ученику. Школа должно отказаться от такого способа преподавания и должна дать возможность ребенку выбрать цель самому.
3. Общие и главные цели. Любая конкретная деятельность в той или иной степени будет разветвленной, и ее связи могут вести к безграничному множеству последствий. Эти связи имеют не только конкретные, но и общие цели. Понятие «общей» также можно понимать как абстрактную идею, которая оторвана и удалена от реальности. И как говорит Дж.Дьюи, «Такая абстрактность снова отбрасывает нас к представлениям о преподавании и учении как средствах подготовки к цели, никак не связанной с этими средствами»[13]. Образование самоценно. И школьная среда должна учитывать все условия образования, роста и развития ребенка. Средства и цели должны отвечать поставленным задачам. Расширение кругозора, побуждение человека двигаться вперед, максимальное использование всех ресурсов – такие цели должна ставит перед собой школа и ее среда.
Идеи Дж.Дьюи, его основные принципы и понятия прагматизма, приводят к полному переосмыслению современных образовательных программ в школах. Значимость идей этого философа очевидна и неоценима. Но это не мешает другим, не менее именитым мыслителям критично относится к идеям Дж.Дьюи. К примеру, Бертран Рассел, который анализирует принцип «инструментализма» с точки зрения понятия истины. В своей работе «История Западной Философии» Б.Рассел возвышает философию Дж.Дьюи, называя его ведущим философом Америки того времени. И размышляя над принципами ученого, Б.Рассел приходит к мнению, что со строго философских позиций основное значение работ Дьюи - в его критике традиционного понятия «истины». И эта критика объединена им в теорию, названную «инструментализмом». Дж.Дьюи не претендует на абсолютно «истинные» суждения и не называет противоположные мнения как абсолютно «ложные». По его мнению, существует процесс, который называется «исследованием», являющимся некоторым принципом приспособления человека к окружающей среде. «Существует процесс, называемый исследованием, являющийся формой взаимного приспособления организма и его среды»[14]. Видно что для Дж.Дьюи понятие исследование очень важно, поскольку, само исследование возможно лишь при наличии некоторых инструментов, которые могут определить результат этого исследования. А как мы знаем, инструмент для Дж.Дьюи - это наличие опыта. Поэтому можно сказать, что опыт дает пищу для исследования учащегося, а истина лишь второстепенная цель для ребенка. Этот процесс можно было бы охарактеризовать как отношение человека к его среде, посредством опыта и исследования, которые иногда благоприятно влияют на ребенка, а иногда - неблагоприятно. И результат такого отношения зависит от объективного регулирования среды и ее агентов. Истина же для Дж.Дьюи не является основным предметом размышления, и наверное поэтому взгляды Б.Рассела и Дж.Дьюи расходятся. Нельзя сказать, что Б.Рассел превозносит истину как единственную цель в исследовании ребенка, но и не упускает ее значения. Понятие истины для философа это не субъективное состояние самого человека, не его собственное мнение, а состояние события, в котором находится личность. «То, что истинно - это состояние организма, но в общем его истинность обусловлена событиями вне организма»[15]. Поэтому Б.Рассел не считает нужным прибегать к понятию опыта и исследования. Несмотря, на иную точку зрения мыслитель ни в коей мере не принижает талант Дж.Дьюи, а наоборот считает его великим умом XX века, уважаемым реформатором и значимым лицом в сфере педагогике и образовании.
Заключение.
Несмотря на то, что основные работы Дьюи написаны давно, идеи этого теоретика не утрачивают актуальности. Сегодня, очевидно, что подход к восприятию школьного обучения как способу приобретения формального знания и специализированной информации явно недостаточен. Среда является образовательной в той мере, в какой люди включены в общественную деятельность. Школа должна снижать экономическое, политическое влияния государства на образовательный процесс и обеспечить представителям подрастающего поколения равные возможности. Важнейшей задачей школы должно быть обучение ребенка пользоваться своими ресурсами и возможностями. Школьная среда самая подвижная, и самая мобильная в том плане, что каждая смена поколения ведет за собой характерные времени черты и особенности. Мы не говорим что школьные программы не должны меняться, реформироваться и совершенствоваться, да и это неизбежное явление, поскольку школа это социальная среда, а как и любая другая среда, социальная будет всегда соответствовать нормам и правилам текущего времени. Однако есть вещи, которые требуют сохранения традиций, дабы не забыть об истинных целях и функциях школы. Сложность социальных процессов, глубокие противоречия современной российской жизни выдвигают на первый план задачи создания школьной среды, выполняющей стабилизирующую и интегрирующую функции. Сейчас же преобладающей стороной школьной практики является специализированное предметное обучение, целью которого является конкретное и целенаправленное преподавание основных принципов школьной программы.
Идеи Дж.Дьюи очень актуальны для нашего времени, особенно сейчас в период реформации школьного образования. Тенденция преподавания как «дрессировка» приносит свои плоды. Сейчас самый обыкновенный школьник не имеет представления о сложных и действительно важных жизненных понятиях, например, как моральные устои, обучение в течение жизни, творческая и самостоятельная работа. Но при этом имеет отлично представление о том, как будет выглядеть его будущая жизнь, и какая у него будет заработная плата. Эти факты еще раз обращают внимание на то, что ценности, цели образования и воспитания школы далеки от идеала. Сейчас школа предоставляет, за ранее заготовленные цели и задачи для ребенка, считая, что такие цели необходимы для воспитания личности. Возможно, некоторые из них действительно очень важные, но эти задачи поставлены не ребенком, кем-то другим. Школьная среда и ее преподавательский состав часто забывают, что проходить жизненный путь будет сам ребенок, а не учитель. Школа должна создавать такую среду, что бы учащемуся было необходимо интересоваться чем-либо, ставить перед собой собственные цели и задач. При этом школа не обязана гарантировать успешного достижения этой цели, но обязана поддержать интерес и моральный дух ребенка. Помочь заново стать и направить в нужное русло. Но в современном мире школьное образование далеко от идеала, поэтому оно должно пересмотреть свои методы и принципы. Отказаться от чисто специализированного предметного обучения и обратить большее внимание на развитие и воспитание личности, ведь главная цель воспитания любой социальной среды это воспитать в ребенке порядочного человека, у которого собственные интересы и жизненные цели.
Литература:
1. Гершунский. Б.И Философия образования. Москва. 1998.
2. Дьюи Д.: Демократия и образование. Москва. 2000
3. Дьюи.Д: Психология и педагогика мышления. Москва.1999
4. Дьюи.Д: Общество и его проблемы. Москва.2002
5. Корнетов Г.Б. Реформаторы образования в истории западной педагогики. Москва. 2007
6. Огурцов А.П., Платонов В.В.: Образы образования. Западная философия образования. 2004
7. Рассел. Б.: История Западной философии. Москва 1993
- 20 -
[1] Дж.Дьюи.: Демократия и Образование (с 229)
[2] Дж.Дьюи.: Демократия и Образование (с 230)
[3] Дж.Дьюи.: Демократия и Образование (с 232)
[4] Дж.Дьюи.: Демократия и Образование(с 228)
[5] Дж.Дьюи.: Демократия и Образование(с 237)
[6] Дж.Дьюи Психология и педагогика мышления. (с. 46)
[8] Дж.Дьюи.: Демократия и Образование(с.239)
[9] Дж.Дьюи.: Демократия и Образование(с.239)
[10] Дж.Дьюи.: Демократия и Образование(с.240)
[11] Дж.Дьюи.: Демократия и Образование(с.242)
[12] Дж.Дьюи.: Демократия и Образование(с.246)
[13] Дж.Дьюи.: Демократия и Образование(с.249)
[14] Рассел. Б.: История Западной философии(с.532)
[15] Рассел. Б.: История Западной философии(с.532)