Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 16:32, контрольная работа
Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, являются природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия, пример-идеал (идеи-символы, личности-символы, события-символы).
Факторы народного воспитания. Природа......................................................3
Игра.....................................................................................................................6
Слово..................................................................................................................8
Труд. Общение. Традиции. Искусство.............................................................9
Религия.............................................................................................................16
Пример-идеал..................................................................................................22
Список используемых источников.................................................................24
Вера в Бога не может и не должна стать модой, ибо главным компонентом этой сферы является любовь к человеку. Сама по себе, отдельно от всего комплекса межличностных отношений, вера в Бога не может быть спасительной в духовной жизни людей. Важно гармоническое взаимодействие всех сторон духовной жизни.
Религия близка и такому суммирующему, своего рода итоговому фактору воспитания, как пример-идеал, пример-символ. Но ведь религия сама тоже во многих деталях, быть может, даже в решающих, суммирует все предыдущие факторы. Природа божественна - это не только поэзия. Поклонение природе в целом и отдельным ее элементам, начиная от Солнца и кончая солнечной иволгой, - это не только языческое, это нечто высшее, не исключающее ни буддизма, ни магометанства. Марийцев-язычников в Нижегородской губернии всего-то 8 тысяч. Они сохранили себя благодаря обожествлению родной природы. Сохранили и духовность. Языческое обожествление природы сохранилось у большинства людей. Русский поэт Семен Надсон в мальчишеском возрасте в своем дневнике записал: «Самое главное и отличительное свойство людей живых - это любовь к природе, способность восхищаться ею, познавать ее красоту и глубоко чувствовать превосходство над собою всего прекрасного и высшего». Любовь к природе - часть всеобщей любви, как и любовь к Богу.
Без любви нет веры, нет и религии. Моя мать, простая малограмотная крестьянка, когда я ей сказал, что хорошо бы построить в нашем селе церковь, со скорбью сказала: «Нет, у нас этого уже никогда не будет...» - «Почему?» - спрашиваю. - «Ты не представляешь, сынок, насколько плохими стали односельчане. Слишком много бесстыдства, чтобы можно было нуждаться в Боге...»
Язычество древних греков и современных марийцев, шаманизм якутов, ламаизм бурят - это духовное богатство всего человечества. Религия сама по себе несет мощный заряд духовности, но много значат связанные с ней ритуалы: символы веры, молитвы, исповедь, причащение, таинство крещения, венчание, отпевание... Все это, приближая Человека к Богу, возвышает его. Архитектура, колокольный звон, торжественная служба, тревожный свет свечей, иконописная живопись - их воздействие на душу едва ли решится отрицать даже грубый, вульгарный материалист, знающий только одно: бога не существует, потому что его нет.
Основная тема всех религий - дети, воспитание. В христианстве главная тема - мать и дитя. Мать возвышается до божественного уровня, без матери не может быть не только ни героя, ни поэта, но и сына Божьего. В христианстве утверждается святость материнской любви. Вы знаете, о чем говорят правоверные мусульмане в предмечетье перед тем, как войти в зал для молений? О детях и внуках, только о них - оценки, характеристики, взаимный обмен мнениями по поводу своих суждений.
Воспитательный потенциал традиционных религиозных учений огромен. Священные книги для детей - нравственные уроки. И даже если они из атеистических семей, знания о вере их предков несомненно сыграют в их духовном развитии большую роль.
Представляется нелепым, что на долгие годы в нашей стране из педагогики были исключены имена и учения величайших учителей человечества - Будды, Христа и Магомета. Общность их этико-педагогических концепций бесспорна. Остановимся на них подробнее.
Важно отметить, что Будда говорил с народом на его языке. Манера проповеди и учения, искусное применение рассказов, притч, поговорок, несомненно, много способствовали тому, что мудрец мог привлечь к себе сердца простых людей, к нему толпами шли верующие. Большое значение имела также личность Учителя и покровительство мощных царей. Но все это едва ли бы могло обеспечить такой успех учению, если бы оно само не шло навстречу потребностям масс.
Будда внушал: «Я учу, что есть действие, дело, воля». Как и христианство, буддизм выставляет главнейшей добродетелью любовь. Сила любви провозглашается великою. Кто проявляет любовь, тот имеет от этого восемь преимуществ: он хорошо спит; он хорошо пробуждается; он не имеет дурных снов; люди к нему относятся хорошо; все другие существа относятся к нему хорошо; боги охраняют его; огонь, яд, меч не вредят ему; если он далее и не усвоит себе ничего, он пойдет в мир Брахмана (высшее небо)». Будда побуждал окружающих жить в любви: «Как мать охраняет свое дитя, своего единственного ребенка своей жизнью, так следует проявлять безмерную любовь ко всем существам. Ко всему миру следует проявлять безмерную любовь - к высшим, к низшим, к равным с нами, беспредельно, без вранья и соперничества. Стоя, ходя, сидя, лежа, покуда человек бодрствует, он должен высказывать такое расположение. Это называется жизнью в Боге». Любовь, сострадание, дружественное участие и спокойствие составляют жизнь в Боге, но источник трех последних есть любовь, занимающая первое место. В Дхаммапуде говорится: «Мы хотим жить счастливо, без ненависти между врагами; без ненависти хотим мы жить между ненавидящими нас... Безгневием покоряй гнев; злое покоряй добром; скупого покоряй дарами; истиной покоряй лжеца».
А вот основные заповеди: «Ты не должен убивать», «Ты не должен красть», «Ты должен жить целомудренно», «Ты не должен лгать», «Ты не должен пить опьяняющих напитков».
Буддизмом создается система запретов, формирующих совершенного человека. Один из них - не грешить ни мыслью, ни словом, ни телом. Грехи мысли: корыстолюбие, злоба, склонность к сомнению; грехи слова: ложь, клевета, проклятье, пустая болтовня; грехи тела: убийство, воровство, недозволительное половое сношение.
Многие из буддийских заповедей перекликаются с христианскими. В лекции ламы Данзана Хайбзуна (Д.Х.Самаев) «Чтобы родиться человеком» есть очень важная идея: «Буддизм - не партийная программа, но потребность. Становятся буддой во благо других, вот и все. Это сознательный процесс - хотеть и делать для других то, что в твоих силах...» Тот же призыв жить во имя других людей содержится и в христианстве. Приведем несколько цитат Евангелия: «И это было написано по-иудейски, по-гречески и по-латыни»; «Каждому из нас слышалось, что апостолы говорят на его родном языке..., все мы слышим, нам рассказывают они о великих делах божьих на наших родных языках»; «Но Бог сказал мне не называть никого скверным или нечистым», «Люди, вы - братья, почему же обижаете друг друга?» Приведенные слова не нуждаются в комментариях, и они понятны всем и каждому независимо от конфессиональной принадлежности.
В частотном словаре Евангелия после слова «Бог» следуют «Учитель», «Ученик», «Любовь», «Добро». Вот еще несколько христианских заветов, заповедей: «Каждый, кто делает злые дела, ненавидит свет и избегает его, чтобы низость его поступков не вышла наружу»; «Перестаньте судить по внешним признакам, а судите по тому, что действительно правильно», «Тот, кто не любит, остается мертвым»; «Дорогие дети, наша любовь не должна ограничиваться лишь словами и разговорами, она должна выражаться в поступках и быть настоящей» (Еванг.). Разве не эти заповеди лежат в основе народной педагогики?
Есть чему поучиться у Христа и школьному учителю перед тем, как прийти в класс к ученикам: «Если вы, люди, будете следовать моему учению, то станете воистину моими учениками. Вы постигнете истину, и истина принесет вам освобождение»; «Пусть маленькие дети идут ко мне»; «Ученик не бывает выше своего Учителя, но каждый, закончив учение, будет таким, как его учитель»; «Ученики сказали ему: "Послушай, вот сейчас Ты говоришь понятно, а не притчами. Теперь мы знаем, что Тебе все известно, и Ты отвечаешь на вопросы прежде, чем Тебе их зададут"». А вот молитва современных оптинских старцев: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне настоящий день... Дай мне всецело предаться воле Твоей святой... На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня... Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя... Во всех моих делах и словах руководи моими мыслями и чувствами... Во всех непредвиденных случаях не дай мне забывать, что все ниспослано Тобой... Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не огорчая, никого не смущая. Дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение его. Руководи моею волею и научи меня молиться, надеяться, верить, любить, терпеть и прощать. Аминь».
В Коране наибольшей силы исполнены заповеди милосердия. Они созвучны христианским. Раздавание милостыни - непреложный закон справедливости, нравственный долг правоверных: «поступай с другими так, как хочешь, чтобы и с тобой поступали».
Религия
- величайший пласт человеческой культуры.
В отрыве от нее мы строим ненадежный,
непрочный дом духовности. Великая мудрость
учителей человечества духовно обогащает
и учителя и учеников. Будда говорил ученикам:
«Будьте сами себе светильниками». Христос
учителя ставил в пример ученикам. Магомет,
учитель многих народов, был одним из величайших
подвижников человечества. Его учение
стало основой всей арабской культуры.
Да и к народной педагогике тех, кто исповедует
ислам, дороги не найдешь без Корана. Светская,
школьная и семейная педагогика много
потеряли, отвернувшись от такого мощного
фактора воспитания, каким является религия.
Пример-идеал
В примере-идеале как факторе народного воспитания, максимальным образом проявляется пансофическая природа народной педагогики.
Пример природы - в ее очеловеченном восприятии применительно к детям, пожалуй даже в наивных проявлениях антропоморфизма. Удивительно отношение к природе представителей так называемых диких и полудиких народов. Их отличает гуманное отношение к каждой букашке, к каждому листку, они очеловечивают все живое и неживое в природе. Ни один северянин напрасно ветки не сломает, листка не сорвет, птичье гнездышко он далеко обойдет, чтобы не потревожить птенцов. Якуты, например, комаров не убивают, а просто отгоняют их, не хотят нарушения гармонии в природе.
Русский лес, русская природа, русская зима, русское небо - это не эпитеты и не метафоры, а движения души русского человека, примеры-идеалы, примеры-символы, призывающие к гармонии со Вселенной.
Символический смысл несут и народные игры. В них оптимизм народа, его надежды на будущее. Пример-идеал, идеальные представления о человеке, лучшем сыне народа реализуются и в народных празднествах. Игры и праздники - уникальная форма жизнедеятельности детей и взрослых, в них особенным образом проявляется национальный характер, находят отражение религиозные верования народа.
Есть в народе и слова-символы, и дела-символы (народные дела-символы равнозначны событиям-символам), в них реально воплощаются личности-символы. При этом надо думать не только о великих исторических деятелях. Личности-символы, таланты высокой нравственности - рядом с нами.
Попутно нельзя не сказать о своеобразных условиях действия примера на личность, что ясно сознавалось в народной педагогике. Пример - и положительный, и отрицательный - не действует сам по себе, он накладывается на уже существующий базис - совесть и нравственность человека. Страшные последствия может иметь отрицательный пример, связанный с тотальным насилием, тем более если он ложится на неокрепшую психику юного человека. В народе это всегда очень хорошо понимали. «Постыдитесь говорить так при детях», «Какой пример вы подаете своему сыну (дочери)». При таких разговорах присутствовал каждый из нас, и не раз.
Ничто так не скрепляет народ, как традиции. Именно на них и опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство. Традиция вбирает в себя многое: и самое ценное из быта, и искусство, и труд. Трудовые традиции, пожалуй, самые устойчивые.
Народная
педагогика сильна именно контекстом,
гармоническим взаимодействием
компонентов воспитания. Все в
ней взаимосвязано, все факторы
народного воспитания не существуют
обособленно, в отрыве один от другого.
Например, природа опоэтизирована словом.
Она входит и в быт, и в игры, и в праздники
в качестве необходимой составляющей,
она оживляет традиции, она же пример для
подражания, ее идеальный образ живет
в этническом сознании народа, запечатлен
в произведениях народного искусства...
Список используемых источников
1. Батурина
Г.И., Кузина Т.Ф. Народная
2. http://rudiplom.ru/lectures/
3. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. 2000.
4. http://www.koob.ru/volkov_
5. Руднева Т. И. Национальное воспитание и этнические традиции. 2002