Дошкольное образование в Великобритании

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:06, реферат

Описание работы

В 1988 году в силу вступил Закон «Об образовании», который устанавливал не только образовательные стандарты, но и базовую оценку уровня психического развития детей при приеме в школу. В Англии, Шотландии и Уэльсе обязательное обучение начинается с 5 лет, в Северной Ирландии – с 4 лет. Эти сроки начала обучения являются самыми ранними в Европе.

Содержание

1.Этапы развития……………………….…………………………………………стр.3
2.Подход к образованию………………………………………………………стр.3
3.Как стать воспитателем? ……………………………………………………стр.6
4. Помощь родителям………………………………………………………………стр.6
5.Программа для дошкольников………………………………………………стр.8
6.Список используемой литературы……………

Работа содержит 1 файл

реф.docx

— 25.63 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию                            Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования                                                                      «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» 
 
 
 
 

                           Реферат 

«Дошкольное образование в  Великобритании» 
 
 
 
 
 

                             

                                                         Выполнил: Шеленберг К.О.

                                                                   Проверил: Черкасова Ю.А. 
 
 

                                          Красноярск 2011г.

                                   Содержание:

1.Этапы развития……………………….…………………………………………стр.3

2.Подход  к образованию………………………………………………………стр.3

3.Как стать  воспитателем? ……………………………………………………стр.6

4. Помощь  родителям………………………………………………………………стр.6

5.Программа  для дошкольников………………………………………………стр.8

6.Список  используемой литературы…………………………………………стр.9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              2

  Этапы развития

В 1988 году в силу вступил  Закон «Об образовании», который  устанавливал не только образовательные  стандарты, но и базовую оценку уровня психического развития детей при  приеме в школу. В Англии, Шотландии и Уэльсе обязательное обучение начинается с 5 лет, в Северной Ирландии – с 4 лет. Эти сроки начала обучения являются самыми ранними в Европе.

Дошкольное образование  попало в разряд приоритетных направлений  лишь в 1996 году, когда был принят закон о системе дошкольного  образования. Его целью было «улучшение качества и повышение стандартов образования в детских садах… увеличение финансирования раннего  образования». В рамках предложенной системы устанавливался особый учебный  план, выполнение которого являлось условием соответствия дошкольного учреждения требованиям государственной системы  образования. Значительное внимание уделялось  детям со специальными нуждами и  детям, для которых английский –  неродной язык. Важно заметить, что  не во всех странах существует различие между уходом за ребенком и его  обучением, в то время как и  то, и другое в Великобритании признано необходимым. В Соединенном королевстве  действуют 25 типов учреждений, оказывающих  подобные услуги, поэтому образовательная  система здесь разнообразная  и неравноценная.

С 1997 года в Англии осуществля ется реформа раннего образования. До этого времени подход к раннему обучению и уходу за ребенком не был систематизирован – дошкольное учреждение могло предоставлять любые образовательные программы и услуги. Это привело к распространению «уникальных» подходов, не сводимых в единую образовательную систему. Качество образовательных услуг варьировалось. Хотя английское дошкольное образование детей 3–4 лет заслужило ре путацию одного из лучших в Европе, в самой Великобритании к началу 90-х годов прошлого века получить его могли лишь 20% детей. Реформа была направлена на разработку единого образовательного курса для детей 3–4 лет. В 1998 году в развитие дошкольного образования было инвестировано более 15 млрд долларов. И если до 1997 года в Великобритании не было ни одной частной сети дошкольных образовательных учреждений, то сейчас их насчитывается более 20.

                                           3

Государственное финансирование детский сад получает только после  прохождения государственной аккредитации. Инспекция детских садов проводится независимыми экспертами, а ее результаты публикуются в открытых информационных источниках. По итогам государственной  проверки 1997 года 77% дошкольных учреждений не соответствовали принятым стандартам: в детских садах отсутствовали  подробные образовательные планы, не была представлена система мониторинга  развития детей, не обозначена четкая связь между различными аспектами  образовательных программ. В 40% экспертных отчетов отмечена слабая осведомленность  педагогов о ходе детского развития; отсутствие сбалансированной системы  взаимодействия между деятельностью, инициированной самим ребенком, и  деятельностью, организованной педагогом  в соответствии с образовательной  программой. Сейчас эти проблемы частично преодолены, однако значительные различия в подготовке воспитанников детского сада и очевидно завышенные ожидания школы относительно умений, которыми должен обладать выпускник дошкольного  учреждения, создают целый ряд  противоречий между теоретическим  взглядом на то, как должен развиваться  ребенок, и реальной педагогической практикой.

Необходимо отметить, что не вся Великобритания руководствуется  одними и теми же стандартами в  сфере дошкольного образования. Например, в Шотландии реформы  в области раннего образования  не связаны с созданием центров  ранней поддержки (о которых речь пойдет ниже). Вместо этого используется практика открытых семинаров и конференций, на которых педагоги делятся опытом, раскрывая специфику подхода  к образовательному процессу.

Подход  к образованию

Традиционно образование в Великобритании считается направленным на ребенка, а не на образовательный предмет или на учителя. Такой подход обусловлен историей английского образования, на развитие которого оказали влияние Руссо, Фребель, Монтессори, считавшие необходимым развивать индивидуальность детей и защищавшие их самостоятельность. Основные цели дошкольного образования: удовлетворение нужд каждого ребенка, его интересов, уважение к различиям между детьми.

                                            4

 При этом предполагается, что ребенок внутренне мотивирован  к обучению, любопытен и энергичен  по своей природе. Обучение  должно проходить преимущественно  во время игры, инициированной  самим ребенком. Основная задача 

взрослого сводится не к инструктированию, а к поддержке  игры, предоставлению ребенку разнообразного материала для исследования.

Большую исследовательскую  работу по изучению дошкольного образования  в Ве ли кобритании проделала Ю. Квонг. Она проводила опросы сотрудников и родителей, наблюдала за деятельностью детских садов. Для исследования были произвольно выбраны 10 дошкольных образовательных учреждений, в которых велось непрерывное пятидневное наблюдение за двумя группами детей. В английских детских садах в группе не более 25 детей (соотношение педагогов и детей составляет в среднем один к десяти).

Результаты показали, что более 75% английских педагогов  считают неприемлемым использование  внешней мотивации для побуждения детей к обучению (например, соревновательную форму работы с детьми). За этой позицией стоят научно обоснованные данные. Так, в исследовании М. Леппера и Д. Грина приводится пример, когда дошкольников награждали за рисование (которым, как известно, все дети занимаются с интересом). У малышей пропало желание рисовать в свободное время, они занимались им только за вознаграждение. Другими словами, у них исчезла внутренняя мотивация, которую заменила мотивация внешняя.

В английских детских  садах дети продолжительное время  занимаются самостоятельно, воспитатель  только наблюдает за ними. И лишь 15% времени отводится на групповое  обучение под руководством педагога. Оно проходит в небольших подгруппах, в которых собраны дети с одинаковым уровнем развития. Таким образом, на практике реализуется постулат об учете темпа развития дошкольников. Несмотря на то, что 80% опрошенных педагогов  заявили о неприемлемости обучения детей на основе жестко заданного  плана с использованием рабочих  тетрадей, оно применялось во всех детских садах на занятиях по грамоте  и счету.

                                          5

Практически все  педагоги признают необходимость использования  сюжетно-ролевых игр, рисования и  конструирования как для развития, так и для диагностики уровня становления психики малышей. На практике в английских детских садах большее внимание (помимо фактически обязательных занятий по языку и математике) уделяется исследовательской деятельности: играм с водой, песком, подвижным играм. Для сюжетно-ролевых игр у педагогов попросту не остается времени.

Как стать воспитателем

Чтобы получить разрешение на работу в детском саду, нужно  иметь соответствующую подготовку. Она составляет либо три года основного  и один год дополнительного обучения, либо четыре года обучения в разных образовательных структурах. Лишь 20% педагогов имеют статус бакалавра. Помощник педагога или няня должны пройти специальную 15-часовую подготовку. Подобное обучение предлагают многие образовательные ассоциации, которых  сейчас становится все больше. Несомненным  достоинством подготовки специалистов в Великобритании является ее высокую  практическую направленность. Более 50% занятий проводится на базе дошкольных образовательных учреждений (в сравнении  с этим в Испании данный показатель составляет 12%, в Италии и Дании  – 20%, во Франции, Бельгии и Нидерландах  – 25%, в Германии и Швеции – 30%). По оценкам специалистов, количество рабочих  мест в области дошкольного образования  Великобритании в течение ближайших 10 лет увеличится на 250 000.

Помощь  родителям

В 1997 году правительство  Великобритании запустило программу  организации ранних центров поддержки, ориентированных на детей из малообеспеченных семей. Эти центры предоставляют  все необходимые услуги по уходу  и обучению ребенка и включают в этот процесс родителей. К 1998 году насчитывалось 11 таких центров, к 2001-му – 35, на данный момент – более 100. Чтобы  лучше понять, как работает подобное учреждение, обратимся к рассказу директора одного из подобных центров. По его словам, молодая мать, принадлежащая  к низкому социальному классу и впервые пришедшая в центр  со своим малышом, может начать с  медицинского пункта, в котором сделано  все, чтобы обеспечить комфорт ребенку  – от детской мягкой мебели до игрушек.

                                            6

«Мы не забываем и  о родителях – волонтеры с  удовольствием приготовят кофе, окажут психологическую поддержку или  просто предложат посмотреть фильм, пока дети заняты со специалистами. Мама может пообщаться с другими родителями, записаться на посещение занятий  в Открытом университете при центре. Наш центр предлагает родителям различные услуги – библиотеку игрушек (которой заведуют родители), группы для разведенных родителей, уход за детьми до трех лет, группы для детей 3–5 лет… 85% мам и почти 60% пап участвуют в группах изучения развития ребенка: они смотрят видеозаписи занятий и разбирают «домашние задания» для родителей, чтобы знать, как заниматься с ребенком, научиться лучше понимать его».

Внимание к дошкольному  воспитанию и, в частности, к родителям  маленьких детей отразилось и  в законодательных актах. В 1999 году оплачиваемый декрет увеличился с 14 до 18 недель. Подобное право имеют все  матери, проработавшие на каком-либо предприятии не менее года. Родителям  также гарантируется сохранение их рабочего места в течение 5 лет. Более 60% матерей возвращаются на свое рабочее место после декретного отпуска.

Плата за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении в Англии одна из самых высоких в Европе. Чтобы помочь малообеспеченным семьям, разработана кредитная программа, позволяющая родителям, работающим не менее 16 часов в неделю, получать на ребенка кредит в размере $105 при наличии одного ребенка в возрасте от 0 до 14 лет и $158 при наличии двух и более детей указанного возраста. Семьи несут основную финансовую нагрузку за обеспечение ребенка уходом и образованием. Бесплатным и доступным для всех является лишь временный (несколько часов в день) уход за детьми 3–4 лет.

При этом в Великобритании семьи с одним родителем составляют самый большой процент от общего числа (20%) по всей Европе. Большинство  родителей-одиночек (60%) являются безработными.

По данным статистики, каждый третий ребенок (4,3 миллиона детей) живет в бедности (определяемой в  случае, когда доход родителей  ниже среднего уровня дохода населения). 

                                             7

Поддержка детей  из низкого социальноэкономического класса осуществляется (помимо центров ранней поддержки) с помощью программы «Уверенный старт». Ее компонентами являются: посещение детей специалистами на дому, поддержка высокого качества игровой деятельности, обеспечение необходимого ухода за ребенком, особое внимание к детям со специальными нуждами.

Программы для дошкольников

В учебном плане  дошкольного образования в Великобритании делается акцент не только на общем  образовании – отдельно выделяются такие навыки ребенка, как умение читать и считать. При этом определены конкретные навыки и умения, которые  должны быть у детей 4–5 лет в основных шести сферах развития: личностной, социальной и эмоциональной; коммуникативной; осведомленности; математической; физической; творческой. Дошкольники должны много  играть, однако цели, поставленные в  области литературы и математики, столь высоки, что на игру просто не остается времени. Например, если говорить о грамотности, то дети пятилетнего  возраста должны уметь:

Информация о работе Дошкольное образование в Великобритании