Дошкольное образование в Швейцарии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 03:35, реферат

Описание работы

Система образования в Швейцарии соответствует её политическому устройству. Полномочия центра существенно ограничены со стороны регионов. Более логично было бы говорить о 26 совершенно самостоятельных системах образования в Швейцарии, связанных между собой общими принципами. В каждом кантоне Швейцарии существует отдельная система образования, однако качество образовательных услуг и их доступность гарантирует федеральная власть

Содержание

1 Образование в Швейцарии 3
2 Дошкольное обучение 4
Библиографический список 8

Работа содержит 1 файл

дошк.обр. в Швейцарии.doc

— 47.50 Кб (Скачать)
 

 

      Содержание 

 

      1 Образование в Швейцарии

     Система образования в Швейцарии соответствует  её политическому устройству. Полномочия центра существенно ограничены со стороны  регионов. Более логично было бы говорить о 26 совершенно самостоятельных системах образования в Швейцарии, связанных между собой общими принципами. В каждом кантоне Швейцарии существует отдельная система образования, однако качество образовательных услуг и их доступность гарантирует федеральная власть. Конституция Швейцарии провозглашает всеобщее обязательное среднее образование для всех граждан с 6 до 16 лет, гарантирует доступность и бесплатность образования в стране, а так же отвечает за соответствие дипломов о типе и уровне образования различных кантонов между собой. Полномочия федеральной и кантональных властей разделены следующим образом:

     1 дошкольное, начальное и первая  ступень среднего образования  (Secondaire I, обязательное среднее образование)  полностью подчинено региональным  властям. Государство отвечает только за соблюдение принципа общедоступности и бесплатности, гарантирует качество образования.

     2 вторая ступень среднего образования  (Secondaire II, полное среднее образования)  находится в ведении кантональных  правительство за исключением  профессионального образования, которое регулирует федеральная власть. Все государственные школы и гимназии находятся в ведении кантонов. А вот с частными школами Швейцарии ситуация другая: их выпускники для получения свидетельства о полном среднем образовании обязаны сдать не кантональный, а федеральный экзамен. Соответственно, дипломы государственных школ признаются на территории страны, а дипломы частных школ — в том числе и за рубежом.

     3 Высшее образование регулируется  центром и регионами совместно:  в ведении федеральных властей высшее профессиональное образование, а кантоны отвечают за университетское образование. При этом финансовое обеспечение университетов гарантирует центр. Высшее образование в Швейцарии полностью перестроено под требования Болонского соглашения и предусматривает 2 ступени обучения: бакалавриат и магистратуру.

     2 Дошкольное обучение

     Дошкольное  воспитание не считается обязательным во всех кантонах кроме женевского. Родители сами выбирают время, которое ребенок проводит в детском учреждении, или не отдают ребенка в сад вообще. Большинство родителей все же предпочитают отдавать ребенка в детский сад с тем, чтобы привить ему навыки общения в детском коллективе, повысить самостоятельность и развить способности к взаимодействию со сверстниками.

     Последний год в детском саду, предшествующий поступлению в начальную школу, согласно швейцарским законам, обязателен для посещения. В этот период педагоги стараются подготовить детей  к адаптации в школе, научить  их наиболее полно раскрывать свои способности. В детском саду происходит социализация ребёнка и подготовка к началу учёбы в школе.

     В детский сад в Швейцарии детей  отдают рано, есть группы даже с 1 годика. Существуют государственные дошкольные учреждения и частные. Как ни странно, государственных явно не хватает, хотя они и не бесплатны. Частные ясли и детские садики работают гибко — детей можно оставлять на обед и забирать чуть позже. Заведений с круглосуточным содержанием маленьких детей в Швейцарии нет.

     В немецкоязычных кантонах заметно влияние  педагогических идей Ф. Фребеля (1782-1852) и существуют детские сады, где основное внимание уделяется игре и общему развитию ребенка. Во франкоязычных и италоязычных кантонах под влиянием идей известных педагогов и психологов Э. Клапареда (1873-1940), А. Ферьера (1879-1960), М. Монтессори (1870-1952) и Ж. Декроли (1871-1932) большое внимание уделяется предшкольной подготовке детей - «Школы для малышей» (l'ecole enfantine, scuola dell' infantia) считаются составной частью школьной системы. Как правило, дошкольные учреждения интегрированы с начальными школами, но занимают отдельные здания.

     Дошкольная  система образования в Швейцарии  представлена детскими садами различного уровня и направления: государственные, специализированные, оздоровительные, частные детские сады различного уровня - от семейных, в которых одновременно пребывают всего несколько детей, до элитных заведений. Последние представляют собой детские сады повышенной комфортности, где с детьми с раннего детства занимаются лучшие специалисты, выявляя наклонности к той или иной деятельности и развивающие их.

     Наиболее  популярны в Швейцарии детские  сады, в которых малыши проводят весь день, так называемые детсады  полного рабочего дня. В таких  заведениях дети играют, получают трехразовое (как минимум) питание, спят. В подавляющем большинстве таких садов имеется собственный спортивный зал, а во многих - бассейн.

     Существуют  оздоровительные детские сады для  детей с хроническими заболеваниями. В таких учреждениях, кроме обычных  условий, имеются наблюдающие врачи, диеты, особый режим. В зависимости от сложности и характера заболевания, время пребывания ребенка в таком саду может варьироваться.

     Специализированные  детские сады рассчитаны на детей, которые  по тем или иным причинам не могут  воспитываться в обычных детских садах. Соответственно, таким детям создаются особые условия, которые не могут обеспечить обычные детские учреждения.

     В зависимости от указанных выше подходов содержание воспитания и обучения в  дошкольных учреждениях заметно  отличается в разных лингвистических регионах и даже в пределах одного региона. Однако в последние десятилетия были сделаны заметные усилия по координации и гармонизации целей, содержания и методов воспитания и образования в дошкольных учреждениях. Так, например, в Романской (франкоговорящей) Швейцарии еще в 1970 г. был введен официальный рамочный учебно-воспитательный план, общий для всех дошкольных заведений региона, а в 1992 г. был принят новый документ «Цели и содержание дошкольного обучения». В немецкоговорящей Швейцарии рамочный план воспитательной и образовательной работы в дошкольных заведениях был принят в 1971 г. по инициативе ассоциации воспитателей дошкольных заведений и обновлялся в 1983 и 1991 гг. Большинство кантонов этого региона пользуются им сегодня.

     В качестве примера содержания воспитательной и образовательной деятельности в дошкольных учреждениях можно сослаться на учебный план двухлетней «школы для малышей» кантона Женева, где последний дошкольный класс считается первым годом обязательного обучения. Программа воспитания в первом классе предусматривает повседневную неформальную деятельность в таких областях, как родной язык, перцептивное развитие, психомоторное и физическое воспитание освоение начатков математики, главным образом в процессе обращения с различными предметами, творческая деятельность (рисование, лепка, ручные работы), музыкальное воспитание, различные виды игровой деятельности. Во втором (предшкольном) классе все эти виды деятельности дополняются формальными занятиями по родному языку (чтение и элементы письма), на которые отводится 3 часа в неделю, и занятиями по математике, на которые отводится 2,5 часа в неделю. В разных кантонах на все виды занятий и воспитательной работы с детьми в дошкольных учреждениях отводится 18-22 часа в неделю, распределенных на 4,5-5 или 5-6 дней в неделю в зависимости от кантона.

     Методика  обучения детей дошкольного возраста в Швейцарии в соответствии с  канонами педагогов-реформаторов —  обучение в игре, а девиз —  «не мешай»: способности ребёнка  обязательно проявятся сами, воспитатель только должен это заметить. Много игр на свежем воздухе, вместо азбуки — повторение слов и предложений, песенок и стихов. В итоге швейцарские дошколята, как правило, знают меньше своих российских сверстников, зато бегло говорят на 2 языках, лучше развиты физически, без сколиоза, близорукости и всегда с хорошим настроением.

     Учреждения  дошкольного образования и обучения в Швейцарии посещают примерно 154000 детей, 48,7 % из которых девочки. Доля иностранных детей составила 27,2 %. Воспитателями работают 13600 человек, 86 % которых — женщины. В Швейцарии открыто 4949 учреждений дошкольного воспитания, 301 из которых частные. 
 
 

      

 

      Библиографический список

 
     
  1. Образование в Швейцарии [Электронный ресурс] – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Образование_в_Швейцарии
  2. Образование в Швейцарии [Электронный ресурс] – URL: http://www.istudy.com.ua/?act=country&id=35
  3. Система образования в Швейцарии [Электронный ресурс] – URL: http://chemodan.com.ua/switzer/education.html

Информация о работе Дошкольное образование в Швейцарии