Дошкольная педогогтка как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 09:44, контрольная работа

Описание работы

Практически до начала XVII в. педагогика (в том числе и дошкольная) существовала как система философских знаний. Как самостоятельную науку педагогику вычленил английский естествоиспытатель и философ Френсис Бэкон. Он и ввел собственно термин «педагогика». Вслед за ним педагогику как самостоятельную науку признал выдающийся чешский ученый и философ Я. А. Коменский, изложив ее основные постулаты в трудах «Всеобщий совет», «Великая дидактика», а целостная система дошкольного образования и воспитания представлена в его книге «Материнская школа». В своих научных трудах он отразил цели и задачи, формы и методы воспитания и обучения. Среди них особенно важны следующие: цель воспитания – познание внешнего мира, умение владеть вещами и самим собой, развитие моральных качеств.

Работа содержит 1 файл

предмет педаг..doc

— 148.50 Кб (Скачать)

     ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

     Практически до начала XVII в. педагогика (в том числе и дошкольная) существовала как система философских знаний. Как самостоятельную науку педагогику вычленил английский естествоиспытатель и философ Френсис Бэкон. Он и ввел собственно термин «педагогика». Вслед за ним педагогику как самостоятельную науку признал выдающийся чешский ученый и философ Я. А. Коменский, изложив ее основные постулаты в трудах «Всеобщий совет», «Великая дидактика», а целостная система дошкольного образования и воспитания представлена в его книге «Материнская школа». В своих научных трудах он отразил цели и задачи, формы и методы воспитания и обучения. Среди них особенно важны следующие: цель воспитания – познание внешнего мира, умение владеть вещами и самим собой, развитие моральных качеств.

     Составные части воспитания:

     – религиозное;

     – нравственное;

     – научное образование;

     – осознание значимости единства общего и индивидуального, целого и частного в воспитании и развитии, а также социального воспитания;

     – всестороннее развитие личности;

     – изучение законов духовной жизни и соответствие им педагогических воздействий;

     – единство обучения и воспитания;

     – соблюдение принципа последовательности и постепенности, соответствия источников обучения возрасту ребенка;

     – осознание единства трех источников познания: веры, чувства и разума.

     По  мере развития педагогической науки  ее постулаты дополнялись идеями ученых и философов (Джон Локк, Ж. Ж. Руссо, Песталоцци). Последователем идей Я. А. Коменского стал основоположник российской педагогики К. Д. Ушинский. Он отмечал важность трудового воспитания как ведущего фактора развития индивидуума, целью воспитания видел формирование творческой и активной личности, подготовку ребенка к умственному труду как высшей форме человеческой деятельности. С его идеями перекликаются утверждения более поздних педагогов (Е. И. Ильина, В. Ф. Шаталова, С. И. Лысенкова), которые утверждают, что важнейшая задача педагогики состоит в том, чтобы привить ребенку позитивное отношение к труду, людям, творчеству.

     Существенный  вклад в развитие педагогической науки внесли такие видные российские ученые, как А. Н. Джуринский, И. П. Подласный, Ф. А. Фрадкин, В. В. Краевский. Современные  педагоги определяют дошкольную педагогику как науку о взаимосвязи обучения, образования и воспитания, направленных на всестороннее развитие личности.

     Дошкольная  педагогика – отрасль возрастной педагогики, которая исследует взаимосвязь  обучения, развития и воспитания детей  дошкольного возраста. Предмет дошкольной педагогики – изучение процессов развития и формирования личности дошкольника. Объектом дошкольной педагогики является человек (ребенок—дошкольник), чье развитие обусловлено воспитательными отношениями.

     Для решения стоящих перед дошкольной педагогикой задач существуют специфические методы, которые можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся исследовательские методы, позволяющие получить необходимые знания для постановки цели и решения намеченных задач. Ко второй группе относятся методы обучения и воспитания, дающие возможность управлять педагогическими процессами.

     ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ помогают изучить и обобщить данные педагогической практики. К  этим методам можно отнести беседы, анкетирование, наблюдения, эксперименты, анализ специальной литературы, работ дошкольников.

     МЕТОДЫ  ОБУЧЕНИЯ представляют собой способы  целенаправленной взаимосвязанной  деятельности педагога и дошкольников, при которой дети усваивают умения, знания и навыки, формируется их мировоззрение, развиваются заложенные способности.

     ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ  МЕТОДЫ – наиболее общие способы  достижения воспитательных задач. Их можно  разбить на более простые подсистемы методов педагогического воздействия  и воспитания.

     Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что важнейшими функциями  дошкольной педагогики являются воспитание, обучение и образование. Каждая из них заслуживает детального рассмотрения.

     ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ  И ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ

     Каждая  наука имеет свой предмет, т. е. изучает определенную область действительности. Для педагогики такой областью является воспитание. Она изучает сущность воспитания, его глубинные внутренние механизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними условиями ее существования. Поэтому самое основное понятие педагогики – воспитание, все остальные понятия конкретизируют и расширяют его. Тем не менее однозначного общепринятого определения для понятия «воспитание» нет – оно многозначно.

     Рассмотрим  понятие «воспитание» в основных значениях: социальном и педагогическом.

     Воспитание  в социальном смысле понимается как  социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. На это направлены все усилия социального устройства общества: ребенка готовят к жизни семья, детский сад, школа, средства массовой информации, церковь и др. Подготовка к жизни определяется и многими другими внешними воздействиями, обстоятельствами и условиями (этнической принадлежностью человека, природным и культурным окружением, местожительством и др.). Воспитание в таком широком смысле отождествляется с социализацией.

     Воспитание  в педагогическом смысле – это  специально организуемый и управляемый  процесс, содействующий развитию личности. Оно может иметь своей целью  развитие личности в целом (целостное  воспитание осуществляется в детском  саду, школе, семье). В таком случае обычно говорят о воспитании в широком педагогическом смысле. Взрослые могут целенаправленно воздействовать на ребенка с целью формирования у него определенных психических и личностных качеств (аккуратности, любви и привязанности к семье, интереса к книге и т. д.). Тогда имеется в виду воспитание в узком, педагогическом смысле.

     Специфика воспитания как социального явления  заключается в том, что оно  возникло с момента становления  человеческого общества. Воспитание – категория вечная и общая, порожденная потребностью сохранить жизнь детей, обеспечить их развитие, установить преемственность между поколениями.

     Содержание  и характер воспитания в разные исторические времена не остаются неизменными. Изменения  происходят под влиянием экономических  условий жизни общества, способов производства материальных благ, а также политики, культуры, религии. Следовательно, перед нами – явление историческое.

     Воспитание  – это всегда воздействие на воспитуемого извне. Однако не все внешние воздействия  оказывают положительное влияние на ребенка. Дело в том, что внешние воздействия преломляются через внутренние условия, т. е. через особенности формирующейся психики личности. Одни воздействия ребенок воспринимает активно, другие – пассивно. Даже простое напоминание педагога о необходимости вымыть руки после прогулки вызывает у воспитанников свои чувства, действия, формы поведения (одни побегут с радостью, потому что любят воду или хотят заслужить похвалу педагога; другие сделают это по привычке; кто—то постарается уклониться от этой процедуры). Следовательно, воспитательное воздействие взрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта, отвергают или принимают его, и в зависимости от этого строят свое поведение.

     Воспитательные  воздействия могут быть и внутренними, когда сам человек предъявляет к себе требования, пытается с помощью определенной деятельности воздействовать на себя с целью формирования каких—то качеств. Такая работа над собой называется самовоспитанием. В. А. Сухомлинский писал, что истинное воспитание «совершается только тогда, когда есть самовоспитание» (Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., 1971. С. 49).

     Применительно к дошкольному возрасту можно  говорить об элементах самовоспитания на основе сознательного подражания образцам поведения старших и сверстников, а также благодаря становлению самостоятельности. Элементарное самовоспитание начинается с управления своим телом, движениями, воздержанием от неправильных действий, грубых слов, но главное – с выработкой положительных привычек поведения. Для дошкольника самовоспитание – это совершение хороших поступков (быть вежливым, убирать за собой игрушки, помогать малышам и т. д.) и отказ от плохих поступков (не обижать девочек, не смеяться, когда кто—то упал, испачкался и т. д.).

     В работе с маленькими детьми важно стимулировать у них желание стать лучше, внушать, что это им по силам, радоваться малейшим успехам. Поступление в школу как бы высвечивает недостатки в поведении, и ребенок начинает их осознавать. Дети могут заниматься эпизодическим самовоспитанием: делать утром зарядку, чтобы быть сильными; тренироваться в штриховке для совершенствования навыков письма. Задача педагога – придать самовоспитанию детей целенаправленный и систематический характер, способствовать последовательному улучшению ребенком своей личности.

     Воспитание  и самовоспитание органически связаны. Эффективно только то воспитание, которое  вызывает у ребенка процесс самовоспитания. Но, с другой стороны, чем больше ребенок хочет и может работать над собой, тем восприимчивее  он к воспитательным воздействиям взрослых. В связи с этим стоит вспомнить слова Ш. А. Амонашвили: «Действительно гуманная педагогика – это та, которая в состоянии приобщить ребенка к процессу созидания самого себя» (Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М., 1988. С. 43).

     Чувствительность  ребенка к воспитательным воздействиям (внешним и внутренним) определяется пластичностью, изменчивостью свойств  личности, способностью воспринимать, приобретать, сохранять, перестраивать, передавать опыт других людей, т. е. способностью к развитию.

     При определении содержания воспитательного  процесса руководители и педагоги всех образовательных учреждений ориентируются  на общечеловеческие ценности. Они  ставят перед собой задачу пробудить  у ребенка интерес как к  глобальным проблемам человечества, так и к истории и культуре своего края, к своей школе и семье. В большинстве образовательных учреждений в качестве принципов выступают основополагающие идеи, или главные правила построения воспитательного взаимодействия. Взаимодействие учащихся с преподавателями должно строиться на основе принципов:

     – духовности и душевности;

     – защищенности и комфортности;

     – доверия и открытости;

     – сотворчества и содружества;

     – индивидуальности и личностной ориентированности.

     Основные  понятия дошкольной педагогики.

     Любое теоретическое построение требует  четкого разграничения между  обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается  повседневная практика воспитания и  обучения. Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагогические категории и понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения и воспитания.  
В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обучение», «образование». 
«Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование». 
В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель: 
1) передает опыт, накопленный человечеством; 
2) вводит в мир культуры; 
3) стимулирует к самовоспитанию; 
4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения. 
В свою очередь воспитанник: 
1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры; 
2) работает над собой; 
3) обучается способам общения и манерам поведения. 
В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе. 
Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления. 
Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.

     Задача  воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать  определенные общественные функции  и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В мировой практике известны такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «система коллективных творческих дел». 
Вторая категория — «обучение» — понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика. 
При этом учитель: 
1) 1) преподает — целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;  
2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений; 
3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления). 
В свою очередь ученик: 
1) учится — овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно; 
2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить; 
3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием. 
Таким образом, диалектическое отношение «обучение—воспитание» направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.  
В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.  
Третья категория педагогики — «образование» — понимается как:  
1) ценность развивающегося человека и общества; 
2) процесс обучения и воспитания человека; 
3) как результат последнего; 
4) как система. 
Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны. 
На протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные учреждения. К ним относятся: детские сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты школьника. 
Как соотносятся три главные категории педагогики? 
По данному вопросу существуют различные точки зрения, что характерно для объективного процесса развития любой науки. Примером могут послужить теории происхождения жизни на Земле, антропогенеза или возникновения Солнечной системы. 
В истории педагогики можно выделить первую точку зрения на проблему. «Воспитание» выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя «обучение» и «образование». С данных позиций «воспитывать» означало выращивать и обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование. 
Если «воспитание» понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно является лишь частным случаем «обучения». 
Порой имеют место попытки отождествить «воспитание» и «образование». 
В Законе «Об образовании» последнее трактуется как всеобщая категория. Эта категория определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства». 
Внимательное рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков позволило пойти по пути вычленения общего и особенного в каждой из категорий. Данный принцип лег в основу третьей позиции. Она предполагает выделение в каждом понятии аспектов деятельности, взаимодействия, системности. 
Это значит, что обучение, воспитание и образование можно рассматривать как особым образом организованную деятельность, результатом которой является развитие человека. 
Воспитание, обучение, образование являются процессами взаимодействия воспитателя и воспитанника, учителя и учащихся, обучения и воспитания с целью развития человека. При рассмотрении воспитания, обучения или образования в качестве системы выделяют следующие элементы — цель, средства, результат, объекты и субъекты процесса. 
Если же воспитанник начинает ставить перед собой воспитательные цели и реализовывать их, то он одновременно является субъектом и объектом процесса воспитания. Данный процесс называют самовоспитанием. По аналогии выделяют и самообразование человека. Если процесс образования объединяет в себе обучение и учение, то в случае самообразования мы имеем дело только с учением. То есть, когда человек самостоятельно преобразует себя — свои знания умения и навыки. 
Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. 
Объединяющим началом воспитания, обучения и образования стал педагогический процесс. Педагогический процесс организуется и исследуется наукой в рамках конкретной педагогической системы. В настоящее время расширяется спектр традиционных педагогических систем — детского сада, школы и вуза. К новым системам относятся — музей, семья, производственный коллектив, детская организация, спортивная или музыкальная школа, центр детского творчества. В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятельность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили известность авторские педагогические системы Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванова, В. А. Караковского, А. С, Макаренко, М. Монтессори, В. А. Сухомлинского, В. Ф. Шаталова. 
Как любая наука, «педагогика» имеет свой терминологический аппарат, базирующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направлений исследования предмета. 
Какое место занимает педагогика в человекознании? 
Педагогика взаимосвязана с такими областями философии, как этика и эстетика. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру. 
Педагогика и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно разрешают социальные институты — семья, образовательные и культурные учреждения, общественные, политические и государственные организации. 
Педагогика связана с экономикой, решая проблемы экономики образования и организации экономического образования современного человека. 
Взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившиеся в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование его как субъекта, личности и индивидуальности. 
Формы и типы связей педагогики с другими науками разнообразны: 
1) творческое освоение научных идеи синергетического подхода к воспитанию, кибернетической идеи управления динамическими системами, деятельностного отношения к развитию личности; 
2) применение методов других наук — математического моделирования и проектирования, анкетирования и социологического опроса; 
3) использование результатов исследований, полученных различными науками: 
данные физиологии о работоспособности в разные возрастные периоды жизни человека, его основные психологические новообразования в процессе развития; 
4) объединение усилий педагогов с представителями естественных и гуманитарных наук для решения общих проблем — перехода к систематическому обучению детей с 6 лет, организации обучения параллельно с лечением или профилактикой заболевания; 
5) разработка понятий из разнообразных областей знания для обогащения и углубления представлений о сущности педагогических явлений: диверсификация образования, педагогическая квалиметрия и моделирование. 
Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными и гуманитарными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. Именно последние определяют основные пути развития педагогической науки. 
В настоящее время педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Информация о работе Дошкольная педогогтка как наука