Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:13, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В современном мире все глубже осознается значение образования как сферы культурной жизни, в которой не только сохраняются и воспроизводятся культурные идеалы и ценности, влияющие на установки и поведение личности, но и закладываются основы будущего, формируются те значимые социокультурные навыки, которые помогают социуму быстро и эффективно решать стоящие перед ним задачи. По мере развития общества происходит развитие сферы образования и формирование различных институтов общественно-государственного воспитания подрастающего поколения.
Введение......................................................................................................................3
Глава 1 Теоретические основы системы дополнительного образования детей и подростков...................................................................................................................6
1.1 История развития системы дополнительного образования детей и подростков в России...................................................................................................6
1.2 Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций...................................................................................10
1.3 Дополнительное образование в школах……………………………………18
Заключение………………………………………………………………….…….29
Список литературы………………………………………………………………..31
Оглавление
Введение......................
Глава 1 Теоретические основы системы
дополнительного образования
1.1 История развития системы
дополнительного образования
1.2 Особенности учреждений
1.3 Дополнительное образование в школах……………………………………18
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность темы исследования. В современном мире все глубже осознается значение образования как сферы культурной жизни, в которой не только сохраняются и воспроизводятся культурные идеалы и ценности, влияющие на установки и поведение личности, но и закладываются основы будущего, формируются те значимые социокультурные навыки, которые помогают социуму быстро и эффективно решать стоящие перед ним задачи. По мере развития общества происходит развитие сферы образования и формирование различных институтов общественно-государственного воспитания подрастающего поколения. К социальным институтам воспитания в нашей стране относится сложившаяся в практике и получившая научное подкрепление система внешкольной работы с детьми, которая начала формироваться в конце XIX века, а к концу XX века трансформировалась в систему дополнительного образования детей.
Эта система проектировалась и формировалась в практике как система педагогически организуемой разнообразной деятельности детей в свободное от основной учебы время. Прежде всего речь идет о созданных для детей, подростков и юношества внешкольных учреждениях во всем их видовом разнообразии, о клубах и подобных им любительских объединениях по интересам, о детских и юношеских общественных объединениях и организациях, о воспитательной работе школ и других образовательных учреждений, а также об учреждениях социально-педагогической работы с детьми и семьей.
В ряду новых явлений отечественной сферы образования, порожденных демократическими реформами, одним из наиболее значимых с полным основанием можно считать дополнительное образование детей. Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Дополнительное образование как особый вид образования был выделен в 1992 году с принятием Закона «Об образовании», который создал правовые предпосылки для перехода от унитарной, идеологизированной, тоталитарной системы образования к системе вариативной, гуманистической, демократической, что обусловило существенное изменение статуса внешкольных учреждений. Начался процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы и внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние.
Необходимость видоизменения системы внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние определялась рядом обстоятельств: во-первых, произошли принципиальные изменения в общественном сознании – взгляд на человека, прежде всего, как специалиста, уступает место взгляду на личность с позиций культурно-исторической педагогики развития; во-вторых, усиливается тенденция перехода развитых стран от техногенной к антропогенной цивилизации; в-третьих, культурно-образовательные, информационные, досуговые услуги пользуются все большим спросом и у детей, и у их родителей. В результате возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов признано дополнительное образование, основное предназначение которого – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Учреждение дополнительного образования детей – это новый тип образовательного учреждения, имеющий свою специфику и задачи в едином образовательном пространстве. Основная из них – создать такие условия, чтобы ребенок с раннего возраста активно развивался в соответствии с его интересами, желаниями и имеющимся потенциалом, постоянно стремился узнать что-то новое, изучал окружающую среду, пробовал свои силы в изобретательстве, творческой деятельности, спорте. Понятно, что в рамках одних только школьных предметов эту задачу решить невозможно.
В Концепции модернизации
российского образования на период
до 2010 года подчеркивается, что учреждениям
дополнительного образования
Цель исследования: изучение особенностей системы дополнительного образования детей и подростков.
Объект исследования: система дополнительного образования.
Исходя из цели, объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи:
- изучить историю развития
системы дополнительного
- проанализировать нормативно-
- выявить особенности
учреждений дополнительного
1 Теоретические
основы системы
1.1 История
развития системы
Дополнительное образование детей (внешкольная работа) — составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодёжи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Цель дополнительного образования детей - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Дополнительное образование способствует реализации социальной, рекреативной и досуговой функции свободного времени, позволяет детям использовать его с максимальной пользой, сочетая досуг с развлечениями, праздником, творчеством. Дополнительное образование органически связано с учебно-воспитательным процессом в школе, внеурочной работой, воспитательной работой по месту жительства.
До 1917 Дополнительное образование детей и взрослых определялось как внешкольное образование. Затем до начала 90-х гг. употреблялись термины "Внешкольная работа", "Внешкольное воспитание" и "Внешкольные учреждения". Закон РФ об образовании (1992) ввёл в научный оборот термины "Дополнительное образование детей" и "Дополнительное образование взрослых".
В дореволюционной России внешкольную работу вели детские клубы, спортплощадки, летние оздоровительные колонии. Идеи развития личности в процессе внешкольного воспитания воплощали в практике детских учреждений С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко, А.А. Фортунатов, Л.К. Шлегер, П.Ф. Лесгафт и др. После Окт. революции внешкольную работу на местах осуществляли клубы.
1-й съезд по внешкольному
образованию (1919) провозгласил основной
задачей детских внешкольных
учреждений просветительскую и
идейно-политическую
К середине 30-х гг. сложилась сеть внешкольных учреждений: дома (дворцы) школьников; станции юных натуралистов (в 1918 открылась Станция юных любителей природы, ставшая под руководством Б.В. Всесвятского центром изучения проблем внеклассной работы); станции юных техников (первая Центральная детская техническая станция открыта в 1926; станции способствовали движению изобретательства и рационализаторства школьников); станции юных туристов (в 1918 создано Бюро школьных экскурсий, в 1934 - детские туристско-экскурсионные станции, проводившие туристско-краеведческие экспедиции, слёты, соревнования); детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) возникли в 1934 в Москве как детские спортивные школы (с 1953 - ДЮСШ, для олимпийского резерва созданы специализированные школы - СДЮШОР) и др. На дома (дворцы) пионеров и школьников в 50-60-е гг. были возложены функции координации деятельности и методической помощи пионерским организациям, обучения вожатых. Внешкольная работа по своим организационным формам и методам во многом совпадала с деятельностью пионерской организации. Мн. внешкольные учреждения накопили интересный опыт воспитания (например, коммунарская методика, коллективная творческая деятельность и др.). Однако во внешкольной работе в значительной степени проявлялись элементы формализма и регламентации. С начала 90-х гг. учреждения дополнительного образования детей получили право самостоятельно разрабатывать программы деятельности, определять структуру, численность детских и педагогических коллективов.
В 1996 г. завершился первый (аналитико-пpоектиpовочный) этап пpеобpазования внешкольной работы в систему дополнительного образования детей. Он протекал в весьма неблагоприятных социально-экономических условиях финансовой нестабильности, инфляции, спада отечественного производства, неослабевающего социального напряжения.
В этих достаточно непростых
условиях удалось реализовать
Министерством образования Российской Федерации pазpаботан пакет документов, определяющих развитие дополнительного образования в России, дающих теоретические и практические оpиентиpы для работы административных и педагогических работников системы дополнительного образования детей.
Это решения Коллегии Министерства образования Российской Федерации:
• "О стратегии
развития государственных и
• "О развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения", № 22/1 от 23.11.94 г.
• "Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования", № 12/1 от 05.06.96 г.
• "О практике социально-педагогической работы в России и перспективах ее развития", № 19/1 от 27.10.93 г.
• "О поддержке детских общественных организаций в Российской Федерации", № 6/1 от 14.04.93 г.
• Приказ Министерства
образования "Об утверждении Типового
положения об образовательном учреждении
дополнительного образования
Это базовые документы, оpиентиpующие на решение задач становления дополнительного образования детей в Российской Федерации.
Современный этап освоения
образовательными учреждениями потенциала
дополнительного образования
С 1997 года начался второй этап развития системы дополнительного образования детей - технологический. Он продлился до 2000 года. Его основной задачей было: освоение и коррекция ноpмативно-пpавовой и пpогpаммно-методической базы дополнительного образования.
Одной из основных тенденций развития системы на данном этапе является обновление содержания дополнительного образования.
Дополнительное образование включает то содержание, которое предстоит осваивать детям за пределами общеобразовательного государственного стандарта. Его обновление происходит по нескольким линиям:
- Вводятся актуальные
сегодня направления:
- УДО откликаются на проблемы pодного города, области, что выражается в развитии такого направления, как краеведение;
- Новыми в содержании
образования стали предметы
- Ведется поиск новых
форм сотрудничества основного
и дополнительного образования.
Процесс обновления содержания дополнительного
образования этого периода