Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:35, доклад
Второй иностранный язык в отечественной школе - явление новое. И, безусловно, положительное. Можно утверждать, что введение второго иностранного языка в учебный план общеобразовательной школы стало реальным шагом на пути к поликультурному образованию, к формированию многоязычной личности.
Объективно английский язык является самым распространенным среди изучаемых языков в школе. Следовательно, в большинстве случаев при организации билингвального образования английский язык - это первый иностранный, а в качестве второго учащиеся могут выбрать один из романских языков (французский, испанский) или же немецкий.
Рассмотрев основные принципы обучения второму иностранному языку, обратимся к вопросу о содержании обучения данного предмета.
Вопрос о содержании обучения иностранного языка вообще и второго иностранного языка в частности относится к числу наиболее трудно разрешаемых в методике, несмотря на его исключительную важность для практики обучения.
У многих авторов понятие “содержания обучения” определяется следующим образом: содержание обучения – это все то, чему учитель обучает учащихся, чтобы развить их речевую деятельность на изучаемом иностранном языке.
Так, И.Л.Бим включает в содержание обучения любому языку следующие компоненты: языковые единицы - единицы языка и речи и правила оперирования ими; предметное содержание, передаваемое с помощью языкового и речевого материала; предметные и умственные действия с иноязычным материалом.
Содержание обучения
немецкому языку как второму
иностранному включает в себя ряд
взаимосвязанных и
Предметная сторона содержания обучения немецкому языку как второму иностранному отражает типичные для учащихся сферы общения: бытовую, социально-культурную, учебную и профессиональную. В рамках каждой сферы общения определяется круг тем и подтем, связанных с ситуациями повседневного общения, а также тем, связанных с историей и культурой страны изучаемого языка. Учебный процесс предполагает не последовательное, а концентрическое рассмотрение тем и подтем и при этом предусматривается их углубление и проблематизация.
Лексические, грамматические, произносительные и орфографические навыки являются непременным условием формирования условий речевой деятельности, то есть умений говорить, аудировать, читать, писать на немецком языке.
Данные навыки выступают по отношению к речевым умениям такими же необходимыми условиями, как сохранение немецких слов или грамматических явлений в памяти учащегося.
Речевые умения представляют собой:
- умение говорить на немецком языке;
- умение целенаправленно передавать информацию;
- умение письменно передавать информацию;
- умение понимать ниформацию при чтении.
Помимо названных умений,в содержание обучения иностранному языку входят также общеучебные умения, связанные:
а) с интеллектуальными процессами:
- наблюдать за тем или иным языковым явлением в немецком языке, сравнивать и сопоставлять языковые явления;
- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию;
- сопоставлять, сравнивать, группировать, систематизировать информацию;
- формировать основное содержание сообщений;
- формулировать основную идею сообщений.
б) с организацией учебной деятельности и ее корреляцией:
- работать в разных режимах;
- пользоваться справочными материалами;
- контролировать свои действия, объективно их оценивать.
Поскольку предполагается, что названными общеучебными умениями учащийся уже владеет, то в курсе второго иностранного языка ставится задача их дальнейшего совершенствования.
Последний из названных компонентов содержания обучения - это компенсационные (адаптивные) умения, которые проявляются в том случае, если учащийся имеет ограниченные возможности. к числу компенсационных умений относятся умения:
-пользоваться
лингвистической и
- использовать
при говорении и письме
- повторить реплику собеседника;
- использовать мимику, жесты.
Отбор и организация содержания обучения осуществляется в соответствии со следующими критериями:
1. Содержание
обучения должно отвечать
2. Содержание обучения призвано стимулировать развитие интереса и положительного отношения учащихся к немецкому языку, влиять на мотивационно-побудительную сферу его личности.
3. Содержание
обучения должно быть нацелено
на приобщение учащихся к
4. Содержание
обучения должно