Дидактика

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:30, реферат

Описание работы

Дидактика – отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения, это наука о процессе обучения и об образовании личности в процессе обучения. Термин возникает в 17 веке в работах немецкого педагога В. Ратке. Основополагающий труд по дидактике под названием «Великая дидактика» издал Я.А. Коменский в 1657 г. Над теорией обучения работали многие великие педагоги и ученые.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 15.41 Кб (Скачать)

Дидактика – отрасль  педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения, это наука  о процессе обучения и об образовании  личности в процессе обучения. Термин возникает в 17 веке в работах немецкого  педагога В. Ратке. Основополагающий труд по дидактике под названием «Великая дидактика» издал Я.А. Коменский в 1657 г.  Над теорией обучения работали многие великие педагоги и ученые. Их трудами создана классическая наука об обучении, на основе которой осуществляется процесс обучения в школах всего мира. Однако в истории дидактики взгляды на сущность обучения, теории процесса обучения развивались и менялись. Так и в настоящее время многое меняется во взглядах на обучение, выдвигаются новые задачи и решения, происходит переход от классической школы-фабрики к другим моделям обучения, отвечающим современным требованиям. Предмет дидактики – закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения. Она исследует теоретические и методические  основы обучения, сущность процесса обучения, содержание образования на разных ступенях и направлениях, описывает и разрабатывает дидактические системы и технологии. Процесс обучения, который исследует дидактика, формирует личность в целом, то есть направлен на формирование знаний, на психическое развитие и на формирование нравственных ценностей и поведения человека, поэтому дидактика – это теория образования, не только обучения. Эту мысль о содержании и значении образования ярко выразил Чернышевский: «Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова». Дидактическая система – совокупность элементов единой, целостной структуры, направленной на достижение образовательных целей. Анализ обучения показывает общие для всех педагогических систем структурные элементы системы: 1 – цели обучения; 2 – учащиеся; 3 – содержание обучения; 4 – процессы обучения; 5 – учителя или ТСО (технические средства обучения); 6 – организационные формы обучения (В.П.Беспалько «Слагаемые педагогической технологии»). Первые три элемента системы образуют дидактическую задачу, в структуре которой имеется цель деятельности – формирование знаний и качеств ученика; информация (содержание учебного предмета) для деятельности и ситуация  (условия) деятельности - состояние ученика,  уровень его подготовки и возможностей.

Для решения дидактической  задачи, по мысли В.П.Беспалько, необходима адекватная технология обучения, которая  включает другие три элемента системы: дидактические процессы, организационные  формы обучения и квалификацию, профессионализм  учителя (или качество средств обучения).

Таким образом, педагогический процесс, педагогическая система, педагогическая технологии являются основными категориями  дидактики. Понятие “дидактическая систе­ма” важно как в теоретическом, так и в практическом плане. Оно позволяет анализировать процесс обучения по элементам и в системе их взаимодействия, исследовать систем­но, полнее и глубже сущность процесса обучения. Кроме того на его основе можно разрабатывать конкретные обучающие системы, проектировать процесс обучения с опреде­ленными характеристиками. Задачей дидактических исследований является разработка и обоснование дидактических систем, технологий, различных моделей обучения. В основе дидактических систем лежат различные научные идеи, теории, концепции. Смена этих теорий и концепций определяет развитие дидактических систем. Основные дидактические концепции Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактическими системами или моделями обучения. Их характери­стика сводится к описанию принципов, целей, содержания, средств обучения. Обобщая богатство имеющихся систем, следует выделить три: традиционную, педоцентристскую и со­временную систему дидактики. Каждая складывается из ряда направлений, педагогических теорий. Разделение концепций на три группы произведено по тому, как понимается предмет дидактики – процесс обучения. Проблемы современной дидактики

Процесс обучения в  рамках всей учебно-воспитательной работы школы развивается под давлением  научно-технического прогресса, социально-культурных, глобальных изменений, которые происходят в России и во всем мире. Основное направление (и проблема!) в этом развитии – создание системы личностно-ориентированного образования (гуманистической педагогики) в отличие от традиционного (репродуктивного) обучения (авторитарной школы). Проблема  состоит в том, чтобы преодолеть разрыв между требованием времени  к качеству обучения и образования  и снижающейся эффективностью процесса обучения и воспитания в современном  образовании. На пути решения этой проблемы  перед научной дидактикой и педагогической практикой  стоят такие задачи. 

Требуется научный  анализ представлений о целях  обучения на разных уровнях: необходимо ставить цели обучения так, чтобы  можно было проверить их достижение. Дидактика ставит вопрос о том, чтобы  описывать цели в однозначно понимаемых показателях, допускающих автоматизированный контроль знаний, который в частности  осуществляется в форме ЕГЭ методов  тестирования. Одновременно с этим современным направлением в разработке целей обучения является компетентностный подход, согласно которому результатом (целью) обучения должны быть не знания репродуктивного характера, а способности выпускника на основе знаний решать профессиональные, социальные, личностные  проблемы.Требует дальнейшего развития теория содержания образования в связи с тем, что осуществляется переход к профильному обучению, к дифференциации и индивидуализации содержания обучения. Индивидуализация образования является одним из главных направлений в дидактике и практике 20-го века.  Вместе с тем есть  «вечная» проблема пересмотра, упорядочения, ограничения объема изучаемого материала, его дидактической обработки (упрощения) при сохранении научной адекватности и ценности, а также увеличении его развивающего потенциала.Современная дидактика активно занимается проблемами технологизации и информатизации образования, не поспевая за развитием технологий, которые предоставляют большие возможности в обучении и образовании. Еще в середине 20-го века возникло новое направление в дидактических исследованиях – технология обучения, которая сначала занималась только применением технических средств в обучении. В дальнейшем специалисты по технологии стали заниматься проблемами проектирования процессов обучения на научных основах дидактики (программированное обучение), информатики, теории систем.  Необходима дидактическая адаптация новых информационных технологий, то есть анализ, разработка и обоснование методик, методов, приемов, технологий использования электронных, телекоммуникационных средств. В рамках этих исследований педагоги и специалисты в области информатики далеко продвинулись в создании цифровых образовательных ресурсов, электронных обучающих систем, дистанционного обучения.В связи с названными проблемами развития образования одним из инновационных направлений для отечественной дидактики является также поиск более гибких форм организации обучения в школе и вузах, поскольку классно-урочная и лекционно-семинарская системы не дают возможности для индивидуализации и технологизации обучения, для реализации личностно ориентированного обучения.

Эти и другие научные, методические, организационные проблемы стоят сегодня перед учеными-дидактами, методистами,  учителями в рамках модернизации, в программах развития образования в России.

Информация о работе Дидактика