Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:30, реферат
Дидактика – отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения, это наука о процессе обучения и об образовании личности в процессе обучения. Термин возникает в 17 веке в работах немецкого педагога В. Ратке. Основополагающий труд по дидактике под названием «Великая дидактика» издал Я.А. Коменский в 1657 г. Над теорией обучения работали многие великие педагоги и ученые.
Дидактика – отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения, это наука о процессе обучения и об образовании личности в процессе обучения. Термин возникает в 17 веке в работах немецкого педагога В. Ратке. Основополагающий труд по дидактике под названием «Великая дидактика» издал Я.А. Коменский в 1657 г. Над теорией обучения работали многие великие педагоги и ученые. Их трудами создана классическая наука об обучении, на основе которой осуществляется процесс обучения в школах всего мира. Однако в истории дидактики взгляды на сущность обучения, теории процесса обучения развивались и менялись. Так и в настоящее время многое меняется во взглядах на обучение, выдвигаются новые задачи и решения, происходит переход от классической школы-фабрики к другим моделям обучения, отвечающим современным требованиям. Предмет дидактики – закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения. Она исследует теоретические и методические основы обучения, сущность процесса обучения, содержание образования на разных ступенях и направлениях, описывает и разрабатывает дидактические системы и технологии. Процесс обучения, который исследует дидактика, формирует личность в целом, то есть направлен на формирование знаний, на психическое развитие и на формирование нравственных ценностей и поведения человека, поэтому дидактика – это теория образования, не только обучения. Эту мысль о содержании и значении образования ярко выразил Чернышевский: «Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова». Дидактическая система – совокупность элементов единой, целостной структуры, направленной на достижение образовательных целей. Анализ обучения показывает общие для всех педагогических систем структурные элементы системы: 1 – цели обучения; 2 – учащиеся; 3 – содержание обучения; 4 – процессы обучения; 5 – учителя или ТСО (технические средства обучения); 6 – организационные формы обучения (В.П.Беспалько «Слагаемые педагогической технологии»). Первые три элемента системы образуют дидактическую задачу, в структуре которой имеется цель деятельности – формирование знаний и качеств ученика; информация (содержание учебного предмета) для деятельности и ситуация (условия) деятельности - состояние ученика, уровень его подготовки и возможностей.
Для решения дидактической задачи, по мысли В.П.Беспалько, необходима адекватная технология обучения, которая включает другие три элемента системы: дидактические процессы, организационные формы обучения и квалификацию, профессионализм учителя (или качество средств обучения).
Таким образом, педагогический процесс, педагогическая система, педагогическая технологии являются основными категориями дидактики. Понятие “дидактическая система” важно как в теоретическом, так и в практическом плане. Оно позволяет анализировать процесс обучения по элементам и в системе их взаимодействия, исследовать системно, полнее и глубже сущность процесса обучения. Кроме того на его основе можно разрабатывать конкретные обучающие системы, проектировать процесс обучения с определенными характеристиками. Задачей дидактических исследований является разработка и обоснование дидактических систем, технологий, различных моделей обучения. В основе дидактических систем лежат различные научные идеи, теории, концепции. Смена этих теорий и концепций определяет развитие дидактических систем. Основные дидактические концепции Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактическими системами или моделями обучения. Их характеристика сводится к описанию принципов, целей, содержания, средств обучения. Обобщая богатство имеющихся систем, следует выделить три: традиционную, педоцентристскую и современную систему дидактики. Каждая складывается из ряда направлений, педагогических теорий. Разделение концепций на три группы произведено по тому, как понимается предмет дидактики – процесс обучения. Проблемы современной дидактики
Процесс обучения в
рамках всей учебно-воспитательной работы
школы развивается под
Требуется научный анализ представлений о целях обучения на разных уровнях: необходимо ставить цели обучения так, чтобы можно было проверить их достижение. Дидактика ставит вопрос о том, чтобы описывать цели в однозначно понимаемых показателях, допускающих автоматизированный контроль знаний, который в частности осуществляется в форме ЕГЭ методов тестирования. Одновременно с этим современным направлением в разработке целей обучения является компетентностный подход, согласно которому результатом (целью) обучения должны быть не знания репродуктивного характера, а способности выпускника на основе знаний решать профессиональные, социальные, личностные проблемы.Требует дальнейшего развития теория содержания образования в связи с тем, что осуществляется переход к профильному обучению, к дифференциации и индивидуализации содержания обучения. Индивидуализация образования является одним из главных направлений в дидактике и практике 20-го века. Вместе с тем есть «вечная» проблема пересмотра, упорядочения, ограничения объема изучаемого материала, его дидактической обработки (упрощения) при сохранении научной адекватности и ценности, а также увеличении его развивающего потенциала.Современная дидактика активно занимается проблемами технологизации и информатизации образования, не поспевая за развитием технологий, которые предоставляют большие возможности в обучении и образовании. Еще в середине 20-го века возникло новое направление в дидактических исследованиях – технология обучения, которая сначала занималась только применением технических средств в обучении. В дальнейшем специалисты по технологии стали заниматься проблемами проектирования процессов обучения на научных основах дидактики (программированное обучение), информатики, теории систем. Необходима дидактическая адаптация новых информационных технологий, то есть анализ, разработка и обоснование методик, методов, приемов, технологий использования электронных, телекоммуникационных средств. В рамках этих исследований педагоги и специалисты в области информатики далеко продвинулись в создании цифровых образовательных ресурсов, электронных обучающих систем, дистанционного обучения.В связи с названными проблемами развития образования одним из инновационных направлений для отечественной дидактики является также поиск более гибких форм организации обучения в школе и вузах, поскольку классно-урочная и лекционно-семинарская системы не дают возможности для индивидуализации и технологизации обучения, для реализации личностно ориентированного обучения.
Эти и другие научные,
методические, организационные проблемы
стоят сегодня перед учеными-