Дидактические системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:23, лекция

Описание работы

Известные дидактические системы, их характеристика. Можно выделить три принципиально отличающиеся между собой дидактические концепции:
1) традиционная(Я.А. Коменский, И. Пестолоцци, И. Гербарт);
2) педоцентрическая(Д. Дьюи, Г. Кершенштейн, В. Лай);
3) современная дидактическая система(П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов, К. Роджерс, Брунер).

Работа содержит 1 файл

Дидактические системы.doc

— 25.00 Кб (Скачать)

4 Дидактические системы

      Процесс обучения базируется  на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также  дидактическими системами.

      Под дидактической системойпонимается  выделенное по определенным критериям  целостное образование.

       Дидактические системыхарактеризуются  внутренней целостностью структур, образованных единством целей,  организационных принципов, содержания, форм и методов обучения.

      Можно выделить три принципиально отличающиеся между собой дидактические концепции:

      1)  традиционная(Я.А. Коменский,  И. Пестолоцци, И. Гербарт);

      2)  педоцентрическая(Д. Дьюи, Г.  Кершенштейн, В. Лай);

      3)  современная дидактическая  система(П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов, К. Роджерс, Брунер).

      Разделение концепций на три группы производится на основе того, как понимается процесс обучения.

      В традиционной системе обучениядоминирующую  роль играет преподавание, деятельность  учителя.

      Дидактика Гербарта характеризуется  такими понятиями, как управление, руководство учителя, регламентации, правила, предписания.

      Главный вклад Гербарта в дидактику  состоит в вычленении этапов (ступеней) обучения. Его схема такова: ясность  – ассоциация – система –  метод. Процесс обучения протекает  от представлений к понятиям и от понятий к умениям теоретического характера. Практика в этой схеме отсутствует. Эти формальные уровни не зависят от содержания обучения, определяют ход учебного процесса на всех уроках и по всем предметам.

      В основе педоцентрической концепции–  деятельность ребенка, главная  роль отводится учению.

      Дьюи предлагал строить процесс  обучения исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка,  стремясь развивать умственные  способности и разнообразные умения детей, обучая их в «школе труда, жизни», когда учеба носит самостоятельный, естественный, спонтанный характер, получение знаний учениками происходит в ходе их спонтанной деятельности, т. е. «обучение через делание».

      Абсолютизация такой дидактики приводит к переоценке спонтанной деятельности детей, к утрате систематичности обучения, к случайному отбору материала, к снижению уровня обучения.

      Современную дидактическую концепцию  создают такие направления, как  программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология (К. Роджерс), когнитивная психология (Брунер), педагогическая технология и педагогика сотрудничества.

      Цели обучения в этих современных  подходах предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников. Педагогическое сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности.

Информация о работе Дидактические системы