4
Дидактические системы
Процесс обучения базируется
на психолого-педагогических концепциях,
которые называются часто также
дидактическими системами.
Под дидактической системойпонимается
выделенное по определенным критериям
целостное образование.
Дидактические системыхарактеризуются
внутренней целостностью структур,
образованных единством целей,
организационных принципов, содержания,
форм и методов обучения.
Можно выделить три принципиально
отличающиеся между собой дидактические
концепции:
1) традиционная(Я.А. Коменский,
И. Пестолоцци, И. Гербарт);
2) педоцентрическая(Д. Дьюи, Г.
Кершенштейн, В. Лай);
3) современная дидактическая
система(П. Гальперин, Л. Занков,
В. Давыдов, К. Роджерс, Брунер).
Разделение концепций на три группы
производится на основе того, как понимается
процесс обучения.
В традиционной системе обучениядоминирующую
роль играет преподавание, деятельность
учителя.
Дидактика Гербарта характеризуется
такими понятиями, как управление,
руководство учителя, регламентации, правила,
предписания.
Главный вклад Гербарта в дидактику
состоит в вычленении этапов (ступеней)
обучения. Его схема такова: ясность
– ассоциация – система –
метод. Процесс обучения протекает
от представлений к понятиям и
от понятий к умениям теоретического характера.
Практика в этой схеме отсутствует. Эти
формальные уровни не зависят от содержания
обучения, определяют ход учебного процесса
на всех уроках и по всем предметам.
В основе педоцентрической концепции–
деятельность ребенка, главная
роль отводится учению.
Дьюи предлагал строить процесс
обучения исходя из потребностей,
интересов и способностей ребенка,
стремясь развивать умственные
способности и разнообразные умения
детей, обучая их в «школе труда, жизни»,
когда учеба носит самостоятельный, естественный,
спонтанный характер, получение знаний
учениками происходит в ходе их спонтанной
деятельности, т. е. «обучение через делание».
Абсолютизация такой дидактики приводит
к переоценке спонтанной деятельности
детей, к утрате систематичности обучения,
к случайному отбору материала, к снижению
уровня обучения.
Современную дидактическую концепцию
создают такие направления, как
программированное, проблемное обучение,
развивающее обучение (П. Гальперин, Л.
Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология
(К. Роджерс), когнитивная психология (Брунер),
педагогическая технология и педагогика
сотрудничества.
Цели обучения в этих современных
подходах предусматривают не только
формирование знаний, но и общее развитие
учащихся, их интеллектуальных, трудовых,
художественных умений, удовлетворение
познавательных и духовных потребностей
учеников. Педагогическое сотрудничество
– это гуманистическая идея совместной
развивающей деятельности детей и педагогов
на основе взаимопонимания, проникновения
в духовный мир друг друга, коллективного
анализа хода и результатов этой деятельности.