Дидактические игры на занятиях по ФЭМП

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.
Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика дидактических игр и упражнений
2. Математические развлечения на занятиях по развитию
элементарных математических представлений
3. Художественное слово на занятиях по математике
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Дид.игры на занятиях по ФЭМП.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

      Таким образом, в ходе усвоения детьми способов решения логических задач на поиск недостающей фигуры и задач на нахождение признака отличия основным  в методике обучения является направление педагогом анализа задач. Детям сообщается лишь общий метод поисков решения путем зрительного и мысленного сопоставления.

      Процесс анализа и  решения задачи в  этом случае тесно переплетается  с доказательством решения.

      Овладение детьми приемами решения разнообразных  логических задач создает основу для проявления ими творчества. Они  начинают придумывать простые логические задачи: на поиск лишней фигуры, признаков отличия, поиск закономерностей построения рядов фигур и нахождения недостающей.

      Особое  место среди математических развлечений  занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур.

      Набор фигур при этом подбирают не произвольно, а представляют собой части разрезанной  определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

      Дети  знакомятся с набором фигур, выполняют  упражнения направленные на развитие пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой. Задания видоизменяются. Дети составляют новые фигуры по образцу, устному заданию, замыслу.

      Далее дети переходят  к составлению  фигур – силуэтов по расчлененным образцам. Здесь необходимо уметь  зрительно анализировать форму  плоскостной фигуры и ее частей, уметь мысленно представлять изменения  в расположении фигур, которые происходят  в результате их трансфигурации.

      Более сложной и интересной для детей  деятельностью является воссоздание  фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным) – доступный детям 6 – 7 лет, при условии их обучения.

      Воссоздание фигур по контурным образцам требует зрительного членения формы той или иной плоскостной фигуры на составные части, т. е. на те геометрические фигуры, из которых она составлена.

      За  играми на составление фигур –  силуэтов по образцам  следуют упражнения в составлении изображений по собственному замыслу. На занятии детям предлагают вспомнить, какие плоские фигуры они учились составлять, и составить их.

      3. Художественное слово на занятиях по математике

      Из  многообразия математических игр и  развлечений наиболее доступными и интересными являются загадки, задачи – шутки, сказки.

      В работе с детьми используются загадки, в которых «спрятаны» различные математические образы-понятия: числительные, математические символы и цифры, величина, форма, временные признаки, сезонник явления. В загадках также могут описываться количественные характеристики, позволяющие по выделенным свойствам отыскать предмет.

      Загадки используют в зависимости от целей  и форм познавательного общения: групповые занятия, индивидуальная работа с детьми, викторины, досуги, праздники, познавательные беседы. Взрослый подводит детей к размышлению над загадкой, руководит их поисковой деятельностью и направляет ее, наталкивает на сравнения, которые доступны детям и могут привести их к нахождению ответа.

      В качестве своеобразных загадок могут использоваться фрагменты произведений К. Чуковского, А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, В. Берестова и др. В них меткие эпитеты, запоминающиеся образы, сравнения, которые привлекают детей и быстро запоминаются. Стихотворные строки лаконично описывают сюжет, а вопросы или задания к нему побуждают детей проявить сообразительность, чтобы отыскать ответ.

      Педагоги  могут самостоятельно выбрать стихотворные фрагменты, подобрать к ним вопросы. При этом важно, чтобы педагог называл фамилию и имя автора, отмечал, из какого стихотворения взят отрывок, бережно относился к авторскому тексту, не переписывая его на свой лад, не искажая и не добавляя слова или фразы.

      В произведениях К. Чуковского многие стихотворные строки содержат своеобразные задания на сообразительность. Нередко и ответ дается тоже   в

стихотворной  форме. Это строки о том, как Кондрат  шел в Ленинград, а ему на встречу двигалось двенадцать ребят с лукошками, котятами и кошками; про Марьюшку, Марусеньку, Машеньку и Манечку, которой бабушка дала денежку на сахарный пряничек; о том, как ежам продавали булавки и почему они хохотали. Такие фрагменты целесообразно использовать, проверяя внимание и смекалку дошкольников. Вопросы могут быть не только серьезными, но и шутливыми.

      Задачи  – шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку. Понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т.е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями, как правило, второстепенными.

      На  занятиях по математике можно использовать сказки. В них много привлекательного дошкольников: и сюжет, и персонажи, и поразительные превращения, которые происходят с героями, и счастливый конец, чему ребенок бывает очень рад. Слушая сказку, он хочет повлиять на события, помочь героям преодолеть преграды, соучаствовать в происходящем. Эту особенность сказки можно использовать в дидактических целях, соединяя сказочные перипетии и проблемно – познавательные ситуации. Когда слова автора обращены к маленькому слушателю, предложение быстро принимается, он вовлекается в воображаемые действия персонажей, становится сам героем происходящего. Слушая истории о приключениях героев, которые попадают в самые невероятные ситуации и нуждаются в помощи, дошкольник вовлекается в решение ряда задач на сообразительность, где необходимо применить математические знания. Он учится рассуждать, логически мыслить, обосновывать выбранные варианты решения. Ход сказочного сюжета располагает к спокойному совместному обсуждению, доброжелательному общению, в процессе которого происходит эмоциональное сближение взрослых и детей.

      Читая ребенку сказку, не следует торопить события и давать готовый ответ. Необходимо сделать паузу, повторить  задание, схематично изобразить то, о  чем рассказывается в сказке. Целесообразно  по ходу чтения предоставить ребенку возможность опытным путем находить решения. Воспитатели или родители направляют поисковую деятельность детей подсказками, поощрением, вопросами, помогают приблизить к ответу, обсуждают с детьми прочитанное, анализируют предложенные варианты так, чтобы «последнее слово» в выборе ответа оставалось за ребенком. Ребенок сам выбирает или отвергает способ решения.

      Художественное  слово воспитатели используют на занятиях по математике с целью уточнения, конкретизации знаний у детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях. При этом материал подбирается исходя из цели занятия и уровня развития детей.

      Так, методически правильно подобранное и к месту использованное художественное слово способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

      Дидактическая игра занимает большое место в  жизни ребенка. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много  радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения  новой информации, достижения желаемого результата, общения с взрослыми и сверстниками.

      Задачи, смекалки, головоломки, занимательные  игры вызывают у детей большой  интерес.

      Дети  могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться  в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. На таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

      Дидактические игры можно включать в основную часть занятия по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей.

      Так, головоломки целесообразны при  закреплении представлений о  геометрических фигурах, их преобразовании.

      Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о  времени.

      В самом начале занятия, в старших  и подготовительных к школе группах  оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве «умственной головоломки».

      Занимательные математические игры можно использовать и для организации самостоятельной  деятельности детей.

      В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы

  1. Арапова – Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.: Мозайка – Синтез, 2006.
  2. Белошистая А. В. Планирование и проведение занятия по математике / А. В. Белошистая. // Современный детский сад. – 2007. - №11. – с. 32 – 35.
  3. Белошистая А. В. Игровая ситуация на занятиях по математике / А. В. Белошистая. // Дошкольное воспитание. – 2007. – №10. – с. 6 – 10.
  4. Давыдчук А. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений / А. Давыдчук. // Дошкольное воспитание. – 1997. - №1.
  5. Дошкольник изучает математику. Как и где? / Сост. и общая ред. Т. И. Ерофеевой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.
  6. Калинченко А. В. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике / А. В. Калинчнко // Ребенок в детском саду. – 2007. - №5. – с. 2 – 4.
  7. Каминченко А. В. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике / А. В. Каминченко. // Ребенок в детском саду. – 2007. - №6. – с. 2 – 9.
  8. Козлова В. А. Пых: Кн. по математике для детей и воспитателей / В. А. Козлова: Худож. И. Г. Тугайбей. – 2 – е изд., дораб. – М.: Школьная пресса, 2002.
  9. Козлова В. А. Обучение дошкольников и младших школьников математике: Метод. пособие для родителей и воспитателей  / В. А. Козлова. – М.: Школьная пресса, 2002.
  10. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  11. Корнеева Г., Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике // Дошкольное воспитание. – 2000. - №3. – с. 46 – 49.
  12. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада. – 2 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990.
  13. Новикова В. П. Математика в детском саду: Учеб. – метод. пособие / В. П. Новикова. – Изд. 2 – е, испр. и доп. – М.: Мозайка – Синтез, 2006.
  14. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб. Акцидент, 1996.
  15. Павлова Н. И. Математика. – М.: ЭКСМО, 2003.
  16. Светлова И. Е. Математика в картинках / Худож. М. Бондаренко. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2002.
  17. Сидорова И. Е. Математика в игре / И. Е. Сидорова. // Ребенок в детском саду. – 2007. - №5. – с. 6 – 9.
  18. Шалаева Г. П. Математика: Первый учебник вашего малыша / Г. П. Шалаева. – М.: Слово: Эксмо, 2002.
  19. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб пособие для студ. дошкол. отд. и фак – ов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1998.

Информация о работе Дидактические игры на занятиях по ФЭМП