Дидактическая игра как метод развивающего обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:02, реферат

Описание работы

Игра станет могущественным воспитательным фактором, если в педагогическом процессе она будет использована для организации жизни детей и их деятельности.
Дидакти́ческими и́грами называют учебные занятия, организуемые в виде учебных игр. Дидактическая игра представляет собой коллективную деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением поставленной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Работа содержит 1 файл

Статья чистовой варbfyn.docx

— 20.51 Кб (Скачать)

«ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК МЕТОД РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ» 

Using the game as a form of organization of children's lives, it is necessary to ensure that this life is interesting, informative, easy for the children's collective and individual child, so that there are situations that encourage children to higher forms of social behavior and feelings. 

       Игра  станет могущественным воспитательным фактором, если в педагогическом процессе она будет использована для организации жизни детей и их деятельности.

       Дидакти́ческими и́грами называют учебные занятия, организуемые в виде учебных игр. Дидактическая игра представляет собой коллективную деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением поставленной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

       Игра  как деятельность ребенка развивается  по своим законам. В зависимости  от того, насколько изучены закономерности игровой деятельности, удается в большей или меньшей мере использовать их для педагогических целей. С детьми дошкольного и школьного возраста любую игру следует организовывать и рассматривать как форму воспитания. А дидактические игры, несомненно, являются и методом активного развивающего обучения.

       Дидактические игры представляют собой особый вариант  педагогического общения, в ходе которого цели обучения достигаются  при помощи и посредством решения игровых задач. Управляя процессом игры, преподаватель одновременно и руководит учебно-познавательной деятельностью, и связывает ее с положительным мотивационным и эмоциональным фоном игры, с увлеченностью соревнованием. В процессе дошкольного обучения основной точкой приложения дидактических игр является обучение через игру. Играя, ребенок познает окружающий мир, основы взаимоотношений между членами коллектива, учится самоконтролю, приобретает навыки планирования поведения.

       В школе дидактические игры используются для активации внимания и заинтересованности детей при изучении естественнонаучных дисциплин. При этом не второстепенной, а необходимой составной частью игрового процесса являются элементы сотрудничества и ориентация на партнера. Также хорошо, что  вхождение ребенка в роль способствует становлению его целеустремленности, а необходимость согласовывать свои действия с другими игроками помогает избавиться от негативных качеств, стать более сосредоточенным и внимательным.

         Дидактическую основу могут иметь и имитационные, деловые игры, где обучение удобно проводить в виде ролевых игр, в которых слушатели могут многократно разыгрывать варианты решения одной и той же задачи, каждый раз меняясь ролями. При этом важен также последующий разбор результатов, анализ возможных стратегий, линий поведения, мотиваций.

       Очень интересной разновидностью дидактических  игр являются педагогические игры. Проигрывание стратегий и вариантов проведения фрагментов урока развивает педагогическое мышление, тренирует навыки применения методических приемов, позволяет оттачивать навыки педагогической работы, умение овладевать вниманием аудитории, выдерживать правильную скорость изложения материала, выделять автономные содержательные части в ходе процесса объяснения. Все эти практические и игровые приемы ведут к наработке интуиции преподавания.

       Еще одним типом дидактических игр  можно считать организационно-деятелъностные игры. Содержание игр этого типа связано с «погружением» слушателей в мир собственных рефлексий в области образования, обучения и педагогических технологий. Характерной чертой таких игр является их поисковый характер и относительная «раскованность» участников, позволяющая, им формулировать свои собственные, индивидуальные взгляды на сущность обсуждаемых проблем. Результаты использования организационно-деятелъностных игр приводят к объективной оценке участниками игры своих профессиональных качеств, достижений, целей и возможностей, к осознанию путей самосовершенствования и повышения квалификации.

       В настоящее время быстро развивается  направление компьютерных дидактических игр. Они применяются в качестве средств обучения практически во всех областях современного образования. При этом компьютерные  дидактические игры обладают уникальными свойствами индивидуальной направленности и подстраиваемости под психологические, психофизические и даже психофизиологические характеристики пользователя.

       Очень эффективным является использование  дидактических игр с целью изучения иностранных языков, когда при использовании методов «погружения» в языковую среду учащиеся получают и выполняют различные ролевые функции. Успех этого метода настолько велик и общепризнан, что принцип ролевых функций при «погружении» может считаться визитной карточкой современных дидактических игр.

       Главная цель дидактических игр – активное применение в дальнейшем полученных в процессе игры знаний. В игровой  деятельности участники решают межличностные  проблемы, приобретают опыт терпимости, совместимости, партнерства, дружбы, а  также навык ориентации в собственных  поступках и в поведении других. Найденная участниками в игре атмосфера сотрудничества, взаимопонимания  становится личностно значимой для них и в реальной жизни. Используя игру как форму организации жизни детей, педагог должен добиться того, чтобы эта жизнь была интересна, содержательна, легка для детского коллектива и для отдельного ребенка, чтобы в ней были ситуации, побуждающие детей к более высоким формам общественного поведения и чувствам.

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный  курс. Кн. 2. Казань, 1998.
Вайнер М.Э. Коррекция поведения школьников с помощью игры//Начальная школа.-2004.-№1.-С.9-14
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №6.
 
 

      Для перевода на англ.:

      Используя игру как форму  организации жизни  детей, необходимо добиться того, чтобы эта жизнь была интересна, содержательна, легка для детского коллектива и для отдельного ребенка, чтобы в ней были ситуации, побуждающие детей к более высоким формам общественного поведения и чувствам.

Информация о работе Дидактическая игра как метод развивающего обучения