Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 14:08, доклад
Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, С.Я. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важного формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя.
Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, С.Я. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важного формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя.
Изучением диалога с позиций лингвистики занимались Э. А. Трофимова, Н. Ю. Шведова, А. К. Соловьева и др. Значимым для исследования является выявление структурной единицы диалога. В психолого-педагогической литературе существует несколько различных точек зрения на данную проблему. Основные направления исследования представлены М. Г. Кучинским.
Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, так и обмен информацией. Все эти аспекты коммуникации представлены в речи младшего школьника и активно им усваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем к освоению диалогической речи. Диалогическое высказывание выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связанная речь.
Выделяются две основные сферы общения дошкольника – со взрослым и со сверстником.
С
самого раннего возраста ребенка
в диалог вовлекает взрослый. Далее
опыт речевого общения со взрослыми
ребенок переносит в свои взаимоотношения
со сверстниками. Так же у детей возникают
препятствия в усвоении родного языка,
его звуковой системы, грамматического
строя, лексического состава. Вследствие
чего ребенку труднее усвоить навыки общения
и сложнее происходит обучение в школе.
Диалог – это не просто композиционная форма речи, но и вид речевого общения, в котором проявляются и существуют межличностные отношения, очень важные в личностном развитии ребенка. В детском саду развитие диалога определено программными задачами. Но, не смотря на работу, которую проводят педагоги по речевому развитию дошкольников, существуют определенные проблемы в данном разделе работы.
Первичной и наиболее естественной формой речевого общения является диалог. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками, осуществляя процесс коммуникации. Поэтому взрослым (воспитателям и родителям) следует помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью. Активное участие родителей в ранней, ещё элементарной форме диалога, частота и регулярность подобных эпизодов в жизни ребенка чрезвычайно стимулируют развитие его речи. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.
Образцы
ведения диалога ребенок
Обучение
диалогической речи обычно происходит
в форме беседы,
т. е. обмена репликами между взрослым
и ребенком или между самими детьми. Однако
в широком смысле слова диалог предполагает
не только обмен репликами двух собеседников,
но и их готовность и способность к пониманию
друг друга. Поэтому полноценным диалогом
нельзя назвать вопросы взрослого и ответы
ребёнка. Общение такого рода носит односторонний
характер. Учитывая это, в разговоре с
ребенком родители должны стараться вызвать
у него искреннюю заинтересованность
в беседе. Наиболее же надёжный способ
вызвать интерес у собеседника – это завести
разговор на интересующую его и понятную
ему тему. Учитывая возрастные особенности
детей, их речевые возможности.
Развитие речи одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка. Совершенствуются все стороны речи: чистое произношение всех звуков родного языка, расширяется и активизируется словарь, развивается диалогическая речь. Дети обучаются простым формам монологической речи. Воспитатель помогает детям активно участвовать в беседе на заданную тему, составлять рассказы из личного опыта, об игрушке, по сюжетной картине, обучает грамоте. Развивается фонематический слух и навыки звукового анализа речи.
Среди
разнообразных методов
Сопереживание, сочувствие, возникающие в душе ребенка в процессе наблюдения является мощным стимулом его гуманного отношения к природе. Рекомендуется обучать детей несложным способам ухода за растениями и животными, развивать их нравственные и эстетические чувства младших дошкольников, умение видеть в природе прекрасное.
Так же для детей младшего дошкольного возраста, экологическое воспитание можно прививать и в играх-диалогах. В играх-диалогах могут действовать и разговаривать различные зверушки, маски которых можно сделать вместе с детьми. Маски вводят ребенка в образ, требуют от него подражания голосам и повадкам животных, учат передавать словом и интонацией различные оттенки чувств: радость, удивление, обиду. Диалоги можно проводить в виде различных игр и инсценировок, в ходе которых игровой материал повторяется, закрепляется и активизируется. Для развития диалогической речи и экологического воспитания можно предлагать не большие по объему стихи, рассказы, сказки. Например, «Белкины карманы»:
- Белка, где твой склад грибов?
- По карманам у дубов!
- Где домишко твой?
- В сосне.
- А постель?
- Постель на мне.
После первого прочтения текста взрослыми по вопросам уточняется смысл диалога, отношения между действующими лицами, т.е. понимание отдельным слов и всего текста в целом. Желательно подобрать к каждому тексту картинку, серию картинок или схематически зарисовать изображения ключевых моментов. Подбор серии картинок и схем создает план рассказа, опираясь на который дети смогут воспроизвести весь текст.
Богатый материал для развития диалогической речи дают словесные игры. Непритязательна по содержанию игра "Садовник", но она дает возможность воспитывать внимательность к репликам партнеров по игре, чтобы вовремя вступить в игру:
- Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели кроме георгина. - «Сообщает» водящий.
- Ой! - Реагирует игрок, услышав название своего цветка.
- Что с тобой? - Спрашивает водящий, «продолжая» разговор.
- Влюблен! - Отвечает «георгин».
- В кого? - Удивляется садовник.
- В астру. - Сообщает «георгин».
- Ой! И т.д.
Быстроту реакции в диалоге, умение избежать запретных слов и так задать вопрос, чтобы спровоцировать партнера на использование запретных слов, позволяет сформировать игра «Факты». В этой игре нет готового текста для реплик, готов только зачин, а все остальные высказывания формулируются игроками в ходе игры. Это сближает диалог в игре с естественным реальным диалогом. Реплики функционально и логически связываются между собой, благодаря чему, дети упражняются во многих диалогических умениях. Усложнение правил в игре: «не улыбаться и не смеяться, губы бантиком не делать» - учит малыша владеть собой, тренирует выдержку. Данные умения важны для становления социальной стороны диалога.