Деятельность социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

В своей работе мы рассмотрим принципы, содержание, формы и методы работы социального педагога в общеобразовательной школе.

Содержание

Введение
1 Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях

2 Содержание работы социального педагога в общеобразовательной школе

3 Взаимодействие школьного социального педагога с другими работниками школы и с семьями учащихся

4 Основные формы, методы работы, документация, права и обязанности школьного социального педагога

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

деятельность соц педаг в современной.rtf

— 263.04 Кб (Скачать)
  • представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти;
  • вести государственную и частную социальную практику по сертификату или диплому;
  • собирать информацию, связанную с нуждами клиентов; проводить социальные опросы, диагностические обследования;
  • делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем клиентов;
  • информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;
  • вносить предложения в организации, учреждения, предприятия, коммерческие структуры  о поощрении родителей за социальные инициативы и активность;
  • вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, используя средства массовой информации;
  • возглавлять общественные, инициативные движения, направленные на решение конкретных социальных проблем по месту жительства, учебы или работы;
  • способствовать правовому регулированию взаимоотношений детских организаций, объединений с различными государственно-общественными структурами.

     А правовая работа социального педагога включает в себя юридическую защиту ребенка. Нередко социальный педагог выступает в суде в его защиту.

     Кроме того, что социальный педагог по правовым аспектам консультируется с юристом, перед ним встает целый ряд жизненных вопросов, на  которые он должен отвечать.

     Социальный педагог должен быть посредником, привлекая медиков и юристов при физическом и сексуальном насилии над детьми. Он должен знать об уголовной ответственности за преступления против детей, за доведение до самоубийства в результате жестокого отношения к ребенку, за побои и истязания, за оставление без помощи в опасном положении, за выдачу замуж до совершеннолетия.

     Социальный педагог должен знать об охране материнства и детства, об охране труда детей и подростков, о праве ребенка на пенсию. Он также должен уметь решать вопрос усыновления, знать права приемных детей, особенности семей с приемными детьми. Он должен помнить, что приемные дети в подростковом возрасте, в период своего взросления, повышенной возбудимости, чаще всего вступают в конфликты с приемными родителями.

     Социальный педагог сталкивается с проблемой лишения родительских прав. Это тяжелая крайняя мера, к которой прибегают, когда родители не выполняют своих обязанностей, злоупотребляют ими, вредно влияют на развитие ребенка, жестоко обращаются с ними. В таких случаях ребенок определяется в детский дом, на опеку или попечительство.

     Социальный педагог должен знать об уголовной ответственности подростков, несовершеннолетних за преступления. Ему следует знать,  как ведутся судебные разбирательства, как осуществляется защита и т.д.44

     Социальный педагог, работающий в школе, в своей деятельности должен руководствоваться следующей документацией:

     1. Тексты административных документов по социально-педагогической работе. Законов и подзаконных актов по осуществлению прав ребенка;

     2. Должностная инструкция;

     3. Перспективный, календарный план работы на год, месяц, неделю;

     4. Циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения;

     5. График тематических групповых консультаций, график индивидуальных консультаций для отдельных групп населения;

     6. Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы;

     7. Документация: по учету правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных маршрутов детьми, стоящими на внутришкольном контроле; по контролю за движением учащихся; действий и результатов преодоления нарушений;

     8. Документация по вопросам опеки и попечительства, регистрации по месту жительства и трудоустройству, защите прав ребенка в органах МВД и судебных органах;

     9. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем;

     10. Данные по изучению социального состава семей, социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педагогов, как субъектов образовательного процесса;

     11. Учет мер по социальной защите детей из социально неблагополучных семей;

     12. Методические рекомендации для родителей;

     13. Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях;

     14. Систематизированная информация по городским и районным службам для   родителей и детей о возможных путях решения их проблем. 

 

      Заключение 

     Итак, работа современной общеобразовательной школы как открытой социально-педагогической системы предполагает расширение ее воспитательных и образовательных функций, заботу о гуманизации среды, окружающей ребенка, инициативу в социально-педагогической деятельности в микрорайоне. Образовательные учреждения обретают новую социальную роль, способствующую формированию  перспективных  культурно-образовательных моделей.

     Именно социальная педагогическая работа позволяет вносить такие изменения в систему воспитания детей и подростков, которые обеспечивает оптимальные условия для их личностного становления, социальной защиты, социализации в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.

     Социальный педагог собирает информацию, связанную с нуждами детей, организует консультацию по вопросам прав и обязанностей детей, имеющих льготы и получающих пособия. Он анализирует ситуацию клиента и предоставляет ему альтернативные подходы к решению проблем.

     Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений между людьми, социальный педагог в процессе диагностики дифференцирует выявленные проблемы и выводит на их решение специалистов-профессионалов различных профессий и разного профиля.

     Заботясь об укреплении семьи, развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала, социальный педагог направляет усилия на оздоровление и нормализацию отношений в семье и ее микросоциуме.

     Содействуя развитию социальных инициатив детей и взрослых, социальный педагог использует различные моральные и материальные средства, стимулируя их инициативы, добивается общественного признания новаций, внедряя их в жизнь.

     Социальный педагог заботится о том, чтобы социальная работа носила активный характер, включая в социальную работу самих детей и их родителей.

     Список использованной литературы 

  1. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе. // Воспитание школьников, 1994, № 2. - С.205.
  2. Бруднов А., Березина В. Социально-педагогическая работа в школе. // Воспитание школьников, 1994, №1. - С.2-3.
  3. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на матер. отеч. образования). - Изд. 2-ое. - М.: изд-во ГФ «Полиграфресурсы», 1998.
  4. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания. // Педагогика, 1992, № 5/6. - С.45-49.
  5. Гуров В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы. // Педагогика, 1993, № 4. - С.54-58.
  6. Гурьянова М.П. Новая профессия в социальной сфере. //Специалист, 1996, № 11/12. - С.28-29.
  7. Клемантович И. Новая профессия - социальный педагог. // Школа, 1998, №3. - С. 8-14.
  8. Лебедев О. Когда крепости пали. // Народное образование, 1994, № 5. - С.26-30.
  9. Лодкина Т. Социальный педагог приходит в семью. // Воспитание школьников, 1996,  № 5. - С.35-38.
  10. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 1999 .
  11. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А.  Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов. - СПб.: КАРО, 2000.
  12. Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении. // Воспитание школьников, 2001, №1. - С.33-36.
  13. Социальная педагогика: курс лекций. / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2000.
  14. Энциклопедия социальной работы. Т.3. / Пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993-1994. - С.183-203.

Информация о работе Деятельность социального педагога