Деятельность классного руководителя по первичной профилактике нарушения репродуктивного здоровья подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:50, реферат

Описание работы

Общая заболеваемость подростков за последние 10 лет увеличилась на 66%, что в 3,5 раза больше, чем заболеваемость взрослых. Значимость этого особенно велика для подростков в связи с влиянием заболеваний на становление репродуктивной функции.

Работа содержит 1 файл

Деятельность педагога.doc

— 60.00 Кб (Скачать)


Деятельность классного руководителя по первичной профилактике нарушения репродуктивного здоровья подростков

Общая заболеваемость подростков за последние 10 лет увеличилась на 66%, что в 3,5 раза больше, чем заболеваемость взрослых. Значимость этого особенно велика для подростков в связи с влиянием заболеваний на становление репродуктивной функции.

Состояние репродуктивного здоровья подростков  признано одной из наиболее острых медико-социальных проблем. Медико-социальные исследования говорят о недостаточной физиологической и гигиенической грамотности молодежи в области репродуктивного здоровья. Дети и подростки остро нуждаются в знаниях о своем организме и происходящих в нем изменениях в связи с половым созреванием. Это обстоятельство заставило создать в нашей стране Концепцию охраны репродуктивного здоровья населения на период 2000–2004 гг. и принять ее к реализации Министерством здравоохранения и социального развития и Министерством образования и науки РФ.

Однако наличие этих законов и программ не обеспечивает, как показывает статистика, улучшения репродуктивного здоровья населения.

В последние годы школьный курс анатомии и физиологии человека дополнен сведениями о половом развитии и гигиене пола, но, к сожалению, такая информация представлена в этих курсах неполно и непоследовательно.

Обозначенные выше противоречия позволили сформулировать тему нашего исследования.

Объект исследования - процесс первичной профилактики нарушения репродуктивного здоровья подростков.

Предмет исследования - деятельность классного руководителя по первичной профилактике нарушения репродуктивного здоровья подростков.

Гипотеза: Комплекс внеклассных воспитательных занятий по первичной профилактике нарушения репродуктивного здоровья будет эффективным, если при его разработке основываться на:

     специфике организации педагогического воздействия на детей подросткового возраста;

     разнообразных формах профилактики нарушения репродуктивного здоровья;

     особенностях ученического коллектива.

Цель исследования - разработать и апробировать комплекс внеклассных воспитательных занятий, способствующих первичной профилактике нарушения репродуктивного здоровья

Цель конкретизируют следующие задачи, которые представлены на экране:

1.       Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

  1. Уточнить понятия «репродуктивность», «здоровье» и «профилактика»;
  2. Изучить  психологические и физиологические особенности подросткового возраста;
  3. Изучить факторы, негативно влияющие на репродуктивное здоровье подростков;
  4. Рассмотреть направления работы классного руководителя;
  5. Выявить сущность и формы первичной профилактики нарушения репродуктивного здоровья подростков.

Методы исследования вы также можете увидеть на экране:

- Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;

- Анализ понятийно-терминологической системы и понятий;

- Методы педагогической диагностики – (беседа и анкетирование);

- Методы статистической обработки результатов.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что автором был разработан и апробирован комплекс внеклассных воспитательных занятий, который может использовать в своей работе педагог-организатор.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

В первой главе «Предпосылки охраны репродуктивного здоровья подростков» мы уточнили ряд понятий и в данной работе будем основываться на следующих определениях:

«Здоровье- состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.» (ПМЭ под редакцией Б.В. Петровского)

«Репродуктивность- воспроизведение организмами себе подобных» («Новый иллюстрированный энциклопедический словарь» под редакцией В.И. Бородулина)

«Репродуктивное здоровье— это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней во всех сферах, касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов» (ВОЗ, 1994).

«Профилактика- система экономических, социальных, гигиенических и медицинских мер, проводимых государством, общественными организациями и отдельными гражданами с целью обеспечения высокого уровня здоровья населения и предупреждения болезней»

Далее мы рассматриваем физиологические и психологические особенности подросткового возраста. Анализируя различную литературу, мы посчитали наиболее целесообразным остановиться на возрастной периодизации Д. Б. Эльконина. Он определяет границы подросткового возраста от 10-11 до 13-14 лет. Данный возраст характеризуется усилением функционирования желез внутренней секреции и появлением вторичных половых признаков. Поэтому естественно и нормально в этом возрасте будет появление полового влечения  и соответствующих мыслей, чувств, эмоций и желаний.

Затем, проанализировав различную литературу, мы выявили три фактора, негативно влияющих на репродуктивное здоровье подростков:

1.       Наследственность

2.       Экология

3.       Образ жизни

Более подробно мы изучили третий фактор, так как его негативное влияние больше всего подвержено изменению. Он включает в себя:

1.       Вредные привычки:

       Курение

       Наркомания

       Алкоголизм

2.       Одежда (молодежная мода)

3.       Рискованное поведение

Во второй главе «Организация профилактической работы по предупреждению нарушения репродуктивного здоровья подростков» мы раскрываем сущность первичной профилактики и особенности деятельности классного руководителя по ее осуществлению.

Сущность первичной профилактики заключается в вооружении знаниями, которые способствуют формированию у подростков таких убеждений, которые бы исключали возможность рискованного сексуального поведения и предупреждения возникновения различных заболеваний.

Необходимость проведения широких профилактических мер в отношении подростков, включая прежде всего меры просветительского характера, увеличивается и в связи с тем, что в этом возрасте формируются основные поведенческие установки, взгляды, привычки - словом то, определяет в дальнейшем образ жизни человека.

Фундаментом первичной профилактики является здоровый образ жизни.

Первичную профилактику может проводить не только медицинский работник, но и педагог. Педагогическая профилактика - одно из звеньев первичной профилактики. Педагогическая профилактика включает в себя процессы обучения и воспитания детей и снижение риска нарушения репродуктивного здоровья подростков. Данную работу в рамках школы осуществляют педагоги и классные руководители.

Кроме того, во второй главе мы изучили существующие формы профилактической работы с подростками и определили те, которые наилучшим образом подходят для осуществления первичной профилактики нарушения репродуктивного здоровья.

Третья глава нашего исследования посвящена опытно-экспериментальной работе, которая проходила на базе МОУ «Камышловская СОШ» Любинского района Омской области в 8 классе, где обучаются 11 мальчиков и 9 девочек.

На констатирующем этапе мы провели диагностику методом анкетирования. Анкета «Я и мое здоровье» была разработана нами на основе сборника «Мы выбираем мир без наркотиков» под редакцией И.И. Тарадановой и О.Н. Моисеевой.  Часть  вопросов данной анкеты были направлены на выявление знаний о последствиях влияния вредных привычек на здоровье. Вторая часть вопросов была направлена на выявления знаний о влиянии молодежной моды на здоровье. Третья часть вопросов выявляла знания о последствиях рискованного поведения для здоровья. Анкета также содержала вопросы, позволяющие сделать выводы об участии родителей и педагогов в половом воспитании учащихся.

На констатирующем этапе эксперимента нами было проведено анкетирование, которое показало следующие результаты: у школьников не сформировано понятие «репродуктивное здоровье», только у 5% опрошенных выявлен высокий уровень представлений о факторах, негативно влияющих на репродуктивное здоровье.

Таким образом, полученные результаты подтверждают актуальность нашего исследования и делает возможным реализацию  комплекса внеклассных воспитательных занятий, по первичной профилактике нарушений репродуктивного здоровья подростков.

На созидательно-преобразующем этапе педагогического эксперимента мы апробировали  разработанный нами комплекс из десяти внеклассных воспитательных занятий:

1.       беседа «Репродуктивное здоровье - что это?»

2.       интеллектуальное казино «Жидкий яд»

3.       беседа «Мы в ответе за будущее»

4.       театрализованное представление «Не отнимай у себя завтра»

5.       классный час «Суд над сигаретой»

6.       диспут «Можно или нет?»

7.       классный час «СПИД не спит»

8.       диспут «Следуя за модой, себя не изуродуй»

9.       показ коллекций «Здоровая мода»

10.   деловая игра «Репродуктивное здоровье и факторы риска»

На контрольном этапе – мы провели повторное анкетирование с целью выявления  эффективности разработанного нами комплекса занятий по первичной профилактике нарушения репродуктивного здоровья подростков.

Сравнение результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента показывает, что уровень представлений о факторах, негативно влияющих на репродуктивное здоровье, повысился. В целом по группе количество учеников с высоким уровнем представлений по данной проблеме увеличилось на 10%.

Позитивная динамика изменения представлений школьников о факторах, негативно влияющих на репродуктивное здоровье подростков, составила 48,5%.

Сравнение результатов первого и третьего этапов педагогического эксперимента позволяют сделать вывод об эффективности разработанного нами комплекса внеклассных воспитательных занятий, способствующих первичной профилактике нарушений репродуктивного здоровья подростков.

Для более высокого результата необходимо проводить комплексную работу не только с детьми, но и с родителями, т.к. общение ребёнка не ограничено только школьной аудиторией. Тем не менее, мы считаем, что достигли цели своей работы и подтвердили гипотезу.



Информация о работе Деятельность классного руководителя по первичной профилактике нарушения репродуктивного здоровья подростков