Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 18:40, доклад
Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Каждая из этих сфер должна быть рассмотрена особо.
Если исходить из
тезиса, принимаемого в общей психологии,
что личностью не родятся, личностью
становятся, то ясно, что социализация
по своему содержанию есть процесс
становления личности, который начинается
с первых минут жизни человека.
Выделяются три сферы, в которых
осуществляется прежде всего это становление
личности: деятельность, общение, самосознание.
Каждая из этих сфер должна быть рассмотрена
особо. Общей характеристикой всех этих
трех сфер является процесс расширения,
умножения социальных связей индивида
с внешним миром.
Что касается деятельности,
то на протяжении всего процесса социализации
индивид имеет дело с расширением
"каталога" деятельностей, т.е. освоением
все новых и новых видов деятельности.
При этом происходят еще три чрезвычайно
важных процесса. Во-первых, это ориентировка
в системе связей, присутствующих в каждом
виде деятельности и между ее различными
видами. Она осуществляется через посредство
личностных смыслов, т.е. означает выявление
для каждой личности особо значимых аспектов
деятельности, причем не просто уяснение
их, но и их освоение. Можно было бы назвать
продукт такой ориентации личностным
выбором деятельности. Как следствие этого
возникает и второй процесс - центрирование
вокруг главного, выбранного, сосредоточение
внимания на нем и соподчинения ему всех
остальных деятельностей. Наконец, третий
процесс - это освоение личностью в ходе
реализации деятельности новых ролей
и осмысление их значимости. Если кратко
выразить сущность этих преобразований
в системе деятельности развивающегося
индивида, то можно сказать, что перед
нами процесс расширения возможностей
индивида именно как субъекта деятельности.
Эта общая теоретическая канва позволяет
подойти к экспериментальному исследованию
проблемы. Экспериментальные исследования
носят, как правило, пограничный характер
между социальной и возрастной психологией,
в них для разных возрастных групп изучается
вопрос о том, каков механизм ориентации
личности в системе деятельностей, чем
мотивирован выбор, который служит основанием
для центрирования деятельности. Особенно
важным в таких исследованиях является
рассмотрение процессов целеобразования.
К сожалению, эта проблематика, традиционно
закрепленная за общей психологией, не
находит пока особой разработки в ее социально-психологических
аспектах, хотя ориентировка личности
не только в системе данных ей непосредственно
связей, но и в системе личностных смыслов,
по-видимому, не может быть описана вне
контекста тех социальных "единиц",
в которых организована человеческая
деятельность, т.е. социальных групп. Об
этом здесь говорится пока лишь в порядке
постановки проблемы, включения ее в общую
логику социально-психологического подхода
к социализации.
Вторая сфера - общение
- рассматривается в контексте
социализации также со стороны его
расширения и углубления, что само
собой разумеется, коль скоро общение
неразрывно связано с деятельностью.
Расширение общения можно понимать
как умножение контактов
Наконец, третья сфера социализации - развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. В многочисленных экспериментальных исследованиях, в том числе лонгитюдных, установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. С точки зрения социальной психологии здесь особенно интересно выяснить, каким образом включение человека в различные социальные группы задает этот процесс. Играет ли роль тот факт, что количество групп может варьировать весьма сильно, а значит, варьирует и количество связей общения? Или такая переменная, как количество групп, вообще не имеет значения, а главным фактором выступает качество групп (с точки зрения содержания их деятельности, уровня их развития)? Как сказывается на поведении человека и на его деятельности (в том числе в группах) уровень развития его самосознания - вот вопросы, которые должны получить ответ при исследовании процесса социализации.
К сожалению, именно
в этой сфере анализа особенно
много противоречивых позиций. Это
связано с наличием тех многочисленных
и разнообразных пониманий
Есть несколько различных подходов к структуре "Я". Наиболее распространенная схема включает в "Я" три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). Существуют и другие подходы к тому, какова структура самосознания человека. Самый главный факт, который подчеркивается при изучении самосознания, состоит в том, что оно не может быть представлено как простой перечень характеристик, но как понимание личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности. Лишь внутри этой целостности можно говорить о наличии каких-то ее структурных элементов. Другое свойство самосознания заключается в том, что его развитие в ходе социализации - это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. Хотя самосознание относится к самым глубоким, интимным характеристикам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осуществляется определенная "коррекция" представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других. "Самосознание, не основанное на реальной деятельности, исключающее ее как "внешнюю", неизбежно заходит в тупик, становится "пустым" понятием" .
Именно поэтому
процесс социализации может быть
понят только как единство изменений
всех трех обозначенных сфер. Они, взятые
в целом, создают для индивида
"расширяющуюся
Список литературы:
Г.М. Андреева. Социальная психология